|
Бизнес-парки: десять лет сегмента в России
Бизнес-парки: десять лет сегмента в России
Десять лет назад в Москве открылся первый бизнес-парк – Дербеневский – ознаменовав тем самым появление на отечественном рынке нового сегмента офисной недвижимости. Сейчас, по прошествии десятилетия, стало ясно: западное новшество в России прижилось, активно развивается и даже приобрело свои особенности.
Формат бизнес-парков известен на Западе уже порядка полувека, тогда как в России его история насчитывает всего лишь 10 лет. Но российский рынок недвижимости развивается быстрыми темпами в силу своей молодости, и за период своего существования бизнес-парки московского региона успели «обрасти» рядом характерных особенностей, отмечают в ГК «ЭКООФИС», которая реализовала один из первых проектов – «Дербеневский» – а впоследствии – и целый ряд других бизнес-парков. Бизнес-парк в «исконном» понимании – малоэтажный комплекс, расположенный на собственной территории, где помимо непосредственно офисных и складских помещений располагаются инфраструктурные объекты. Как правило, подобные проекты реализуются за пределами городской черты, где у девелопера есть возможность приобрести большой участок по относительно невысоким ценам. Неудобства для арендаторов, связанные с удаленностью от центра, компенсируются мощной собственной инфраструктурой. На территории обычно имеются магазины, спа-салоны, кафе, фитнес-центры, развлекательные учреждения, в ряде случаев – даже детский сад. Особенностью московского рынка бизнес-парков является то, что этот формат, по сути, включает два похожих, но все же различных по своим характеристикам продукта: собственно «классические» загородные бизнес-парки и бизнес-парки, включенные в границы города, причем расположены они довольно близко к центру. «Такую возможность дает наличие в границах Москвы большого количества промзон, позволяющих после реновации создавать «города в городе» – те же анклавы деловой жизни с полноценной инфраструктурой, со значительным количеством площадей, но внутри престижных районов, – рассказывает собственник ГК «ЭКООФИС» Андрей Ковалев. – Так, бизнес-парки «Дербеневский» и «Кожевники» находятся в районе станции метро «Павелецкая», где на сегодняшний день уже сформировался целый кластер деловой активности, бизнес-парк «Соколиный дворик» – в районе «Электрозаводской», где сейчас формируется новая зона престижности». В каждой «вариации» есть свои плюсы и минусы. Российский менталитет и сложная транспортная ситуация в столице и на МКАД, безусловно, затрудняет развитие любой офисной недвижимости даже на некотором удалении от центра. Однако, относительная стоимость земли позволяет арендаторам рассчитывать на низкий уровень ставок. С другой стороны, в городе нет необходимости строить мощную инфраструктуру: все необходимое уже есть в непосредственной близости. Оба продукта – как загородные бизнес-парки, так и «города в городе» – успешно существовали на всем протяжении своей историей, с некоторой поправкой на кризис 2008-2009 годов, когда заполняемость просела на 30-40 процентов. Но кризис 2014-2015 годов показал новый тренд: загородные бизнес-парки, несмотря на более привлекательные по сравнению с городскими «классическими» офисными зданиями сопоставимой классности ставки, заметно теряют в заполняемости. В то же время, бизнес-парки внутри городской черты сохраняют хорошие показатели. Основная причина этого, по мнению Андрея Ковалева, – все-таки местоположение. «На сегодняшний день явным преимуществом «центровой» локации является, прежде всего, более широкий круг потенциальных арендаторов. Если за городом, подобные площади востребованы, прежде всего, для «бэк-офисов», а также представителей некоторых видов бизнеса, то офисы в районе Садового Кольца или ТТК интересны компании любого профиля. «Кроме того, в таких проектах, оставаясь на ценовом уровне В и даже С класса, за счет грамотной управляющей компании можно обеспечить арендаторам «условия существования» на уровне класса А. И таким образом получить дополнительный спрос из числа тех компаний, которые сейчас съезжают из дорогих офисов с целью оптимизации расходов», – поясняет Андрей Ковалев. И еще один немаловажный фактор. Формат бизнес-парка за счет наличия отдельно стоящих зданий позволяет технически учитывать самые разные требования с точки зрения назначения помещений. Например, в БП «Кожевники» мирно соседствуют офисы, складские помещения и съемочный павильон. Последнее обстоятельство дает бизнес-паркам явное преимущество перед традиционными бизнес-центрами. «Прошедшее десятилетие со всей очевидностью показало, что на рынке коммерческой недвижимости России сформировался полноценный сегмент бизнес-парков, который развивается параллельно с «классической» офисной недвижимостью. Причем в нашей стране создан уникальный формат – бизнес-парков в центре города, который еще далеко не исчерпал потенциала своего развития: ведь промзон, которые нуждаются в редевелопменте, в Москве еще очень и очень много», – резюмирует Андрей Ковалев.
Контактное лицо: Марина Скубицкая
Компания: ГК "ЭКООФИС"
Добавлен: 14:07, 09.06.2015
Количество просмотров: 919
Страна: Россия
В мае рынок новостроек среагировал на сокращение льготной ипотеки, Plus Development, 22:29, 01.06.2024, Россия98 |
В майские праздники на рынке первичного жилья наблюдалась повышенная активность покупателей. Если такой уровень спроса сохранится, то по итогам месяца специалисты компании Plus Development ожидают двукратное увеличение обращений от потенциальных покупателей. При этом срок принятия решения о покупке сократился от одного - двух месяцев до двух недель. |
Смарт-офисы SOK открыли одиннадцатую площадку - в Израиле, Smart PR, 22:09, 01.06.2024, Россия96 |
Смарт-офисы SOK запустили новую площадку SOK Millenia в Израиле. Площадь локации, расположенной на 17 и 18 этажах в комплексе Митхам Элеф в городе Ришон-ле-Цион, составляет 6500 кв. м. SOK Millenia находится на железнодорожной станции Моше Даян (20 мин до центра Тель-Авива). |
КИМ: Программа по созданию мастер-планов поможет развитии промышленности в регионах, Клуб инвесторов Москвы, 22:05, 01.06.2024, Россия95 |
Запущенная в российских регионах стратегическая программа по созданию мастер-планов позволит, в том числе, синхронизировать туризм, промышленную и жилищную политику, развитие регионов и отдельных населенных пунктов созданием развитой инфраструктуры. Об этом заявил исполнительный директор Клуба инвесторов Москвы Владислав Преображенский. |
За пять лет количество объектов на набережных выросло на 45%, «НДВ Супермаркет Недвижимости», 00:46, 08.05.2024, Россия232 |
По данным Департамента консалтинга и аналитики «НДВ Супермаркет Недвижимости» и Ассоциация девелоперов Южного порта (входят компании Level Group, FORMA, AEON Девелопмент) на сегодняшний день на рынке первичной недвижимости старой Москвы в экспозиции представлено 434,6 тыс. кв. м (более 6 тыс. лотов) в новостройках рядом с крупнейшими набережными. |
«TITUL на Серебрянической» - изысканный проект на первой линии Яузы, Центр-Инвест, 00:38, 04.05.2024, Россия100 |
Одним из самых выгодных объектов для приобретения готовой недвижимости премиального класса у воды является жилой комплекс «TITUL на Серебрянической». Восемь эксклюзивных особняков возведены в Таганском районе на первой линии Серебрянической набережной в месте, где река Яуза впадает в главную столичную артерию – Москву-реку. |
|
|