|
С начала кризиса цены на нежилые помещения на первых этажах новостроек упали не более чем на 15%
Специалисты Отдела коммерческой недвижимости инвестиционно-риэлторской компании Est-a-Tet проанализировали рынок коммерческих помещений на первых этажах жилых комплексов: уровень цен, востребованные форматы, наиболее частые варианты использования, а также влияние кризиса и законодательных нововведений на сегмент.
«Кризис рынок коммерческих помещений в жилых комплексах пережил гораздо легче, чем сегмент таких объектов в торговых или деловых центрах. Конечно, потенциал у разных помещений зависит от их целевого назначения, для которого собственники его приобретают. В целом, можно сказать, что ликвидность жилых и коммерческих помещений находится в антагонизме. Для жилья плюсом будет закрытая и охраняемая территория, отсутствие транзитного пешеходного и автомобильного трафика, тишина и приватность придомового пространства, а лучше всего района. Для привлекательных коммерческих помещений закрытая и непроницаемая для внешних потребителей территория противопоказана, редкое исключение – небольшие спа, салоны красоты, медицинские и детские развивающие центры в премиальных и элитных проектах, которым достаточно клиентского потока, формируемого за счет жителей комплекса. Самое интересное, что прямо пропорциональной зависимости между классом самого жилого комплекса и представленными в нем коммерческими помещениями нет. Иногда в проектах экономкласса такие объекты стоят даже дороже, чем в дорогих сегментах, если расположены в “проходном” месте, генерирующем хороший клиентский трафик. В целом цены на коммерческие помещения в жилых комплексах упали не более чем на 15%, а застройщики с востребованным предложением могли себе позволить цены и не снижать», – отмечает Елена Мишина, руководитель Отдела коммерческой недвижимости Est-a-Tet.
1. Назначение
Самый высокий уровень цен фиксируется для помещений под стрит ритейл, однако, и требования к ним более жесткие. Во-первых, это расположение на “первой линии”, где есть плотный пешеходный или транспортный трафик. Во-вторых, наличие отдельного входа, в-третьих, у помещений должна быть большая площадь остекления, необязательно стандартная витрина, но хороший рекламный потенциал.
2. Формат
Существует большое многообразие форматов коммерческих помещений в жилых проектах: встроенные и встроенно-пристроенные, на первых, вторых и даже третьих этажах, разной площади и планировки. Однако для стрит ритейла подходят только помещения первых этажей. Кроме того, объекты обладают хорошим потенциалом для торговли, если имеют открытую планировку с минимальным количеством колонн и несущих вертикальных перекрытий, позволяющую эффективно организовать пространство под торговые нужды. При других конструктивных особенностях и расположении коммерческие помещения могут быть востребованы для размещения инфраструктурного бизнеса. Средний уровень цен на коммерческие помещения в жилых комплексах колеблется от 10 до 50 тыс. руб./кв. м в год за аренду и от 150 до 400 тыс. руб./кв. м за покупку. При этом стоимость 1 кв. м помещения площадью 50-100 кв. м превышает стоимость помещений большего формата в среднем на 30%. Это обосновано бОльшей востребованностью небольших помещений, обусловленной тем, что общая цена таких объектов лежит в поле инвестиционных возможностей физических лиц и с тем, что подобный формат имеет широкий потенциал для конечного использования. Это может быть любой малый бизнес: аптека, парикмахерская, магазин любого профиля, офис продаж и даже кафе. Наиболее активно развивающимся сетевым бизнесом является продуктовый ритейл. Стандартный тип размещения продуктового оператора – площадь от 800 кв. м на одном уровне. Такие возможности не часто заложены в жилых проектах, поэтому существует определенный дефицит предложений такой площади. Получается, что «средняя зона» между 100 и 800 кв. м в текущей ситуации снижения деловой активности, темпов развития сетевых операторов и инвестиционных возможностей оказалась наиболее уязвима. В докризисное время помещения в районе 500-800 кв. м пользовались спросом, например, для фитнес-клубов и небольших гостиниц. Но сейчас бюджетный гостиничный сектор сократился до минимума, а фитнес пробует новый формат «околоспортивного» характера – «ленивый фитнес», который вполне обходится площадью 100 кв. м. Сохраняется интерес к помещениям в районе 300 кв. м среди детских и медицинских центров. Но преимущественно эти предприятия существуют на арендованных объектах, бюджетные возможности этого бизнеса несравнимы с торговлей, и для собственников объектов они не обеспечивают достаточный уровень доходности. В связи с тем, что основная группа покупателей – это инвесторы, приобретающие коммерческую недвижимость с целью последующей сдачи в аренду, то рынок продажи помещений «средней зоны», а особенно имеющих невыраженный торговый потенциал, остро ощущает отток покупателей. Таким образом, для новостроек самым оптимальных решением является мелкая нарезка с возможностью объединения нескольких помещений.
3. Законодательные нововведения
Правительство Москвы за последнее время приняло серьезное решение в отношении коммерческих помещений: запрет на переоборудование жилых помещений в нежилые с отдельным входом, что ограничило возможности малого и среднего бизнеса. Однако власти руководствовались тем, что такие перепланировки неизбежно затрагивают конструктив и создают риски целостности здания, а разномастные пристроенные к фасадам лестницы и тамбуры портят внешний облик, как отдельного здания, так и всего города. Сегодня активно обсуждается инициатива властей ввести запрет на строительство жилых помещений на первых этажах в домах. «Мне кажется, это излишняя норма. В настоящее время в новостройках на первых этажах и так, как правило, размещены коммерческие объекты. Девелоперы стремятся максимально обеспечить свои проекты всей необходимой инфраструктурой с целью повышения привлекательности объекта. Более того, зачастую в жилых комплексах даже возникает переизбыток нежилых помещений. Лучше всего, когда на этапе проектирования привлекаются консультанты из сферы коммерческой недвижимости. Профессиональные рекомендации, в том числе, в отношении размеров и конструктива нежилых помещений в каждом конкретном случае, позволят удовлетворить потребности малого бизнеса в помещениях для предпринимательской деятельности и повысить ликвидность нежилых объектов в составе жилых комплексов», – рассказывает Елена Мишина.
Контактное лицо: Пресс-служба
Компания: Est-a-Tet
Добавлен: 13:36, 26.06.2015
Количество просмотров: 741
В мае рынок новостроек среагировал на сокращение льготной ипотеки, Plus Development, 22:29, 01.06.2024, Россия106 |
В майские праздники на рынке первичного жилья наблюдалась повышенная активность покупателей. Если такой уровень спроса сохранится, то по итогам месяца специалисты компании Plus Development ожидают двукратное увеличение обращений от потенциальных покупателей. При этом срок принятия решения о покупке сократился от одного - двух месяцев до двух недель. |
Смарт-офисы SOK открыли одиннадцатую площадку - в Израиле, Smart PR, 22:09, 01.06.2024, Россия104 |
Смарт-офисы SOK запустили новую площадку SOK Millenia в Израиле. Площадь локации, расположенной на 17 и 18 этажах в комплексе Митхам Элеф в городе Ришон-ле-Цион, составляет 6500 кв. м. SOK Millenia находится на железнодорожной станции Моше Даян (20 мин до центра Тель-Авива). |
КИМ: Программа по созданию мастер-планов поможет развитии промышленности в регионах, Клуб инвесторов Москвы, 22:05, 01.06.2024, Россия103 |
Запущенная в российских регионах стратегическая программа по созданию мастер-планов позволит, в том числе, синхронизировать туризм, промышленную и жилищную политику, развитие регионов и отдельных населенных пунктов созданием развитой инфраструктуры. Об этом заявил исполнительный директор Клуба инвесторов Москвы Владислав Преображенский. |
За пять лет количество объектов на набережных выросло на 45%, «НДВ Супермаркет Недвижимости», 00:46, 08.05.2024, Россия233 |
По данным Департамента консалтинга и аналитики «НДВ Супермаркет Недвижимости» и Ассоциация девелоперов Южного порта (входят компании Level Group, FORMA, AEON Девелопмент) на сегодняшний день на рынке первичной недвижимости старой Москвы в экспозиции представлено 434,6 тыс. кв. м (более 6 тыс. лотов) в новостройках рядом с крупнейшими набережными. |
«TITUL на Серебрянической» - изысканный проект на первой линии Яузы, Центр-Инвест, 00:38, 04.05.2024, Россия100 |
Одним из самых выгодных объектов для приобретения готовой недвижимости премиального класса у воды является жилой комплекс «TITUL на Серебрянической». Восемь эксклюзивных особняков возведены в Таганском районе на первой линии Серебрянической набережной в месте, где река Яуза впадает в главную столичную артерию – Москву-реку. |
|
|