Пресс-релизы // » Добавить пресс-релиз

«Искусство предотвращения нежелательных вариаций»: практикующий консультант Владимир Ященко о современном менеджменте качества

Кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента и систем качества Института инновационного проектирования и технологического предпринимательства (ИНПРОТЕХ) СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Владимир Владимирович Ященко преподает дисциплины «Теоретические основы менеджмента качества», «Цифровые технологии менеджмента качества», «Методы и средства устойчивого развития», «Технологии совершенствования деятельности организации на основе моделей зрелости», включенные в образовательные программы по направлению «Управление качеством». Также В.В. Ященко является действующим тренером образовательного учреждения «Газпром корпоративный институт», транснациональной консалтинговой компании Plexus, бизнес-школ «Русская школа управления» и «Институт приватизации и менеджмента» (Беларусь), приглашенным профессором Стокгольмской школы экономики. Реализовывал в качестве консультанта от компаний Socotec Industrie (Франция), Steinbeis Europa Zentrum (Германия), INNOTECH и We Plan (Германия) проекты по созданию систем менеджмента качества.
– Владимир Владимирович, какая сейчас ситуация в области менеджмента качества, как развивается эта сфера?
– Начнем с того, что в развитии этого направления различают два периода: период «менеджмента обнаружения» и последовавший за ним период «менеджмента предупреждения». Менеджмент обнаружения начинает работу по повышению качества лишь после того, как контролер обнаружил несоответствие, брак или дефект готового продукта. При этом далеко не всегда изучаются причины возникновения несоответствия. Со временем эта схема перестала работать, ведь с развитием технологий и повышением сложности устройств производителям потребовалось соответственно увеличивать число контролеров качества, что стало невыгодным для бизнеса. Так появилась идея менеджмента предупреждения: оказалось, что есть возможность предусматривать негативные последствия и влиять на них уже на самых ранних этапах проектирования – как устройства, так и технологии его производства, которая проектируется одновременно с разработкой самого изделия. Это довольно непростой и далеко не очевидный механизм, однако с началом его применения на выходе стали исчезать несоответствия и дефекты. Это и есть достижение «менеджмента предупреждения» – встраивания качества на этапе проектирования и продукции, и производства.
Непростой технологии встраивания качества необходимо обучать. Более того, методы встраивания требуют постоянной тренировки, умения специалиста все время «быть в форме», как если бы речь шла о спортсмене или музыканте. Данная компетенция требует развивать навык постоянного самотренинга. Зачастую абитуриент приходит в вуз с установкой, что знает о качестве все. Задача преподавателя – «вытащить» студента из этого потребительского представления о качестве и научить понимать качество с точки зрения производителя продукции или услуги.
Первым делом студент научается разбиению создаваемой системы на компоненты. К слову, этим занимается и музыкант, разбирая произведение на элементы, которые впоследствии, освоив их в совершенстве, представит слушателю (потребителю), как единый прекрасный продукт, за который потребитель готов заплатить. Если речь идет о гаджете – например, шариковой ручке – то разбить систему на подсистемы и компоненты довольно просто: корпус, пишущий узел, шарик, чернила. И если в итоге при производстве ручек мы с помощью контролера (менеджмент обнаружения) обнаружим брак, то с легкостью отделим несоответствующие компоненты от соответствующих, и только соответствующую продукцию получит потребитель. Но если мы рассмотрим в виде такой системы не гаджет, а услугу, то столкнемся с проблемой – здесь «менеджмент обнаружения» теряет смысл, так как потребитель одновременно является и участником процесса, он сразу «услышит фальшивые ноты» музыканта (производителя). И даже не зная всех технических деталей и несоответствий этой услуги, он, ее потребитель, – одновременно и «страдалец». Таким образом, сфера услуг «обречена» на менеджмент предотвращения. Образование, между прочим, тоже.
– Какие требования предъявляют сегодня работодатели к компетенциям молодых специалистов?
– Будущему профессионалу в области менеджмента качества необходимо быть междисциплинарным специалистом, разбираться и в математике, и в психологии, и в физике, и в биологии, и в других областях знания. В нашей профессии невозможно оставаться только в техническом или гуманитарном поле. Интересная вещь: чем дальше от «железа», тем сложнее математика. Мы можем при проектировании описать гаджет и его компоненты с помощью математических и физических моделей и, впоследствии, измерять и анализировать значения этих величин при завершающем проектировании и производстве. Но формализовать, к примеру, услугу или трансакцию гораздо сложнее: здесь, кроме явных свойств, или, как еще их называют, характеристик, могут появиться латентные (скрытые) переменные – «хорошо-плохо», «быстро-медленно», «мотивация низкая или высокая» и им подобные. Сбор данных, измерение и анализ латентных переменных возможны с помощью статистических методов, зачастую нетривиальных. Однако и с «железом» не все так очевидно. Не решив проблемы ошибок первого рода и второго рода (принять за дефект его отсутствие и наоборот), «мы сами всё разрушим своими же упорными стараниями». Это слова классика менеджмента качества, доктора Эдвардса Деминга. Как быть? Применять в менеджменте качества статистические методы везде, где это возможно. Здесь еще раз повторю тезис о постоянном самотренинге: чтобы в нашей, такой разнообразной и одновременно глубокой, специальности оставаться на современном уровне, этот навык должен быть основным. Как говорил величайший мастер своего дела Сергей Рахманинов: «Если я не занимаюсь один день, то это замечаю только я, если не занимаюсь два дня, это слышат коллеги, если не занимаюсь три – это слышат все».
– Насколько перспективна сегодня профессия специалиста в области менеджмента качества?
– Считаю, что в России эта специальность несколько недооценена, большинство предприятий все еще живет в «эпохе обнаружения» несоответствий. Тем не менее, можно с уверенностью сказать – за нашей профессией будущее. Поэтому уже сейчас специалистам необходимо постоянно развивать свой интеллектуальный потенциал, получать новые компетенции.
– Как в дальнейшем складывается карьера выпускников, где и кем сейчас работают? Можно ли привести примеры конкретных работодателей, заинтересованных в выпускниках ЛЭТИ.

– Выпускники направления «Управление качеством» трудоустроены в самых разных сферах. Например, наш выпускник работает директором по качеству компании «Петрович», руководитель службы качества ПАО «КАМАЗ» – также наша выпускница. В числе работодателей – ОАО «РЖД», X5 Retail Group, АО «Силовые машины», ОАО «Радиоавионика», АО «МАССА-К» и многие другие.
– Что Вы посоветуете будущим абитуриентам, которые планируют изучать в ЛЭТИ управление качеством?
– Наша специальность сродни искусству. С одной стороны, нужно быть широким специалистом (математика, психология, физика), с другой – уметь, при необходимости, остановиться и всерьез погрузиться в ту или иную тему, нужно быть готовым переключаться и погружаться. Чтобы достичь успеха в этой сфере, необходимо иметь внутреннюю мотивацию. «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни» (Конфуций, 551-479 до н.э.).
Советую преодолеть это ужасно скучное выражение «контроль качества». Мне ближе формулировка Эдвардса Деминга: менеджмент качества – это снижение нежелательных вариаций. Реальный мир вынуждает нас жить в условиях помех, постоянно их преодолевая. Понять, что за естественные механизмы тебя окружают, и научиться иметь с ними дело – искусство снижения нежелательных вариаций. Это понятие работает как в сфере производства, услуг, так и в жизни. Наша специальность довольно сложная, но никогда не была и не будет скучной.
Для справки
Обучение по направлению «Управление качеством» в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» реализуется по образовательным программам бакалавриата («Управление качеством в производственно-технологических системах»), магистратуры («Технологии менеджмента качества и проектного управления»), аспирантуры («Управление качеством продукции. Стандартизация. Организация производства», «Региональная и отраслевая экономика»).

Контактное лицо: Дарья Бодак
Компания: СПбГЭТУ "ЛЭТИ"
Добавлен: 22:47, 24.07.2023 Количество просмотров: 137
Страна: Россия


Студентка ХГУ победила на международной олимпиаде по страноведению, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 22:31, 01.06.2024, Россия100
Валерия Вандышева из института филологии и искусств Хакасского госуниверситета приняли участие в международной межвузовской олимпиаде по страноведению Великобритании и США для студентов бакалавриата и магистратуры гуманитарных направлений подготовки. Организатором выступил Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова.


В Алтайском ГАУ прошли краевые тактические учения пожарно-спасательных отрядов, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 22:08, 01.06.2024, Россия95
Сегодня, 15 мая, на территории региона прошла серия пожарно-тактических учений Главного управления МЧС России по Алтайскому краю, одной из площадок которых стал главный корпус Алтайского государственного аграрного университета


Школьники побывали на экскурсии в «Маринс Гранд Отель Астрахань», Marins Park Hotel, 22:01, 01.06.2024, Россия37
В конце апреля в «Маринс Гранд Отель Астрахань» прошли познавательные экскурсии для учеников средней общеобразовательной школы № 30 и Жан-аульской основной общеобразовательной школы им. Мухтара Ауэзова. Ребята готовятся к поступлению в профильные учебные заведения, а такие мероприятия помогают им увидеть профессии изнутри.


Алтайский ГАУ представит мастер-класс по выращиванию микрозелени в рамках первого городского цветочного фестиваля, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 22:01, 01.06.2024, Россия35
18 мая с 12:00 до 17:00 в парке «Арлекино» состоится Первый городской Цветочный фестиваль, активное участие в котором примет Алтайский государственный аграрный университет


Студенты ХГУ сразятся в военно-патриотической игре, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 01:55, 01.06.2024, Россия200
Сегодня, 15 мая, в легкоатлетическом манеже сельскохозяйственного колледжа Хакасского госуниверситета пройдет военно-патриотическая игра «Рубеж», посвящённая 79-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Ее участниками станут более 50 студентов вуза.


Студенты городских образовательных учреждений проходят практику в Marins Park Hotel Новосибирск, Marins Park Hotel, 01:56, 31.05.2024, Россия265
В апреле 2024 года производственную практику в Marins Park Hotel Новосибирск прошли более 30 студентов из Сибирского университета потребительской кооперации и Новосибирского колледжа лёгкой промышленности и сервиса.


Выпускница ХГУ Татьяна Тутатчикова: «Процесс обучения для меня не заканчивается», Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 00:46, 22.05.2024, Россия958
В этом году у Хакасского госуниверситета юбилей. Главному вузу республики исполняется 30 лет. К особой дате мы подготовили цикл интервью с выпускниками, и выяснили, какую роль вуз сыграл в их будущем становлении и какие воспоминания у них остались о ХГУ.


Участники Всероссийской олимпиады школьников по математике выбрали Marins Park Hotel Нижний Новгород, Marins Park Hotel, 00:43, 22.05.2024, Россия884
С 19 по 25 апреля в Нижнем Новгороде прошёл заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по математике. Участие в борьбе за призовые места приняли 473 школьника 9-11 классов из 80 регионов страны, в их числе – пятеро нижегородцев.


Учёные ХГУ представили свои исследования в ведущем вузе Кыргызской Республики, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 00:39, 22.05.2024, Россия867
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова выступил соорганизатором Международной научно-практической конференции магистрантов, аспирантов и соискателей «Филологическое образование, лингвистика, филологи, журналистика: современные проблемы научных исследований».


Студенты ХГУ побывали в мастерской Карабаса-Барабаса, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 04:02, 21.05.2024, Россия174
Для студентов-лингвистов института филологии и искусств Хакасского госуниверситета открылась «Мастерская Карабаса-Барабаса: элементы театральной педагогики на уроке иностранного языка». Это стало возможным благодаря Республиканским дням науки «Катановские чтения-2024».


Ученый Алтайского ГАУ стал спикером встречи проекта «Реплики» Алтайского краевого театра драмы, посвященной Василию Шукшину, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 00:04, 10.05.2024, Россия964
Состоялась завершающая театральный сезон встреча в рамках проекта «Реплики» Алтайского краевого театра драмы, им. В.М. Шукшина, в качестве спикера которой выступил д.ф.н., доцент, помощник ректора по связям с общественностью Алтайского государственного аграрного университета Дмитрий Марьин


В Алтайском ГАУ прошла викторина «Что вы знаете о войне?», ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 23:58, 08.05.2024, Россия459
На Экономическом факультете АГАУ прошла викторина «Что вы знаете о войне?», посвященная 79-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.


В годы войны главный вуз Хакасии стал госпиталем, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 23:58, 08.05.2024, Россия449
Абакан стал городом-госпиталем с первых дней войны. Под лечебные учреждения выделили и корпуса нынешнего Хакасского госуниверситета. На месте здания административного корпуса располагался госпиталь. Медицинский колледж ХГУ, начавший свою историю как Абаканская Фельдшерско-акушерская школа (ФАШ) в 1934 году, а 1941 году, когда началась война, школу также взяли под госпиталь.


Выпускник ХГУ Максим Амзараков: «Те, кто получил высшее образование, могут расти», Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 23:57, 08.05.2024, Россия313
В ХГУ история информационных специальностей и направлений подготовки нынешнего инженерно-технологического института началась в далёком 1996 году. Существующие в то время потребности региона и университета в информатизации были очевидны и требовали своего решения.


83% студентов Института iSpring получили гранты на обучение, iSpring, 00:47, 08.05.2024, Россия376
Институт iSpring, частный вуз нового поколения, выделил более 127 млн рублей на гранты студентам в 2023-2024 году. Грантовая программа Института дает всем талантливым абитуриентам равные возможности на качественное образование вне зависимости от дохода семьи. В 2023-2024 году с грантовой поддержкой обучается 83% студентов.


  © 2003-2024 inthepress.ru