|
Социологи АлтГУ исследуют проблемы мигрантофобии в России
Авторитетный научный журнал «Вестник Российского университета дружбы народов» в одном из своих последних номеров опубликовал исследование ученых АлтГУ под названием «Международная миграция в приграничных регионах России: опыт структурного моделирования установок населения». В основу данной статьи легли социологические исследования, проведенные в приграничных регионах России в 2018 - 2019 гг. научным коллективом АлтГУ, который возглавила доктор социологических наук, заведующий кафедрой психологии коммуникаций и психотехнологий Института социальных наук АлтГУ Светлана Геннадьевна Максимова. В опубликованной работе социологи опорного вуза Алтайского края приводят данные о том, что на сегодняшний день Россия остается одним из флагманов международной миграции, занимая четвертое место в мире (после США, Саудовской Аравии и Германии) по количеству мигрантов на ее территории. По информации ООН за 2017 год, их было более 11,6 млн (в США — 50 млн, в Саудовской Аравии и Германии — по 12 млн) или около 8% населения страны, что в 2,3 раза выше общемирового уровня. Полученные в России мигрантами доходы поддерживают не только отдельные домохозяйства, но и целые государства, составляя значительную долю в структуре ВВП стран СНГ — лидирующих поставщиков рабочей силы в Россию: только в 2017 году личные отчисления трудовых мигрантов из России превысили 20,6 млрд долларов, доля доходов трудовых мигрантов, в том числе работающих в России, обеспечила 35,1% ВВП Киргизии, 32,2% — Таджикистана, 20,5% — Молдовы, 15,5% — Армении. Ученые опорного вуза Алтайского края утверждают, что зависимость российской экономики и особенно демографии от результатов международной миграции велика. Однако, очевидные для демографов и экономистов положительные эффекты международной миграции далеко не так очевидны для принимающего населения. Присутствие значительного количества мигрантов на территории России, разнообразие их жизненных траекторий и планов создают проблемы адаптации населения к новым миграционным условиям, увеличивают риск поляризации общества, его разделения на «своих» и «иных», что обусловливает необходимость изучения восприятия трудовых мигрантов принимающим населением. «Негативные установки и предубеждения у обеих сторон вызваны, прежде всего, недостатком знаний и опыта сотрудничества, а их преодоление возможно благодаря совместным действиям, поощряемым властями, - утверждает Светлана Геннадьевна. – Наше исследование подтвердило распространенность среди населения негативных стереотипов и предубеждений: от 30% до 40% выразили высокую степень согласия с тем, что миграция ведет к ухудшению криминогенной обстановки, ухудшает межнациональные отношения, приводит к размыванию традиционной российской культуры и образа жизни. Серьезную обеспокоенность вызвали дискутируемые в СМИ предположения, что мигранты являются разносчиками инфекций и заболеваний. Одновременно население практически не разделяет очевидные для научного сообщества и политических элит убеждения, что миграция позволяет восполнить дефицит квалифицированных специалистов и улучшить демографическую ситуацию, повысить культурное разнообразие, открытости России новым идеям и культурам». Исследование ученых АлтГУ подчеркивает значение борьбы с этническими предрассудками и мигрантофобией, необходимости формирования позитивного общественного мнения для эффективности миграционной политики, соответствующей национальным интересам в вопросах привлечения иностранного человеческого и культурного капитала. По мнению социологов Алтайского госуниверситета, сам по себе опыт личного взаимодействия коренного населения с мигрантами не достаточен для формирования устойчивых положительных установок по отношению к миграции. Важную роль здесь имеет системный характер и интенсивность межкультурной коммуникации, зависящие от общей миграционной ситуации в регионе и характера тиражирования данной темы в СМИ.
Контактное лицо: Алексей Григорьевич Козерлыга
Компания: Алтайский государственный университет
Добавлен: 20:54, 13.02.2020
Количество просмотров: 235
Страна: Россия
Студентка ХГУ победила на международной олимпиаде по страноведению, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 22:31, 01.06.2024, Россия140 |
Валерия Вандышева из института филологии и искусств Хакасского госуниверситета приняли участие в международной межвузовской олимпиаде по страноведению Великобритании и США для студентов бакалавриата и магистратуры гуманитарных направлений подготовки. Организатором выступил Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова. |
Школьники побывали на экскурсии в «Маринс Гранд Отель Астрахань», Marins Park Hotel, 22:01, 01.06.2024, Россия58 |
В конце апреля в «Маринс Гранд Отель Астрахань» прошли познавательные экскурсии для учеников средней общеобразовательной школы № 30 и Жан-аульской основной общеобразовательной школы им. Мухтара Ауэзова. Ребята готовятся к поступлению в профильные учебные заведения, а такие мероприятия помогают им увидеть профессии изнутри. |
Студенты ХГУ сразятся в военно-патриотической игре, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 01:55, 01.06.2024, Россия207 |
Сегодня, 15 мая, в легкоатлетическом манеже сельскохозяйственного колледжа Хакасского госуниверситета пройдет военно-патриотическая игра «Рубеж», посвящённая 79-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Ее участниками станут более 50 студентов вуза. |
Учёные ХГУ представили свои исследования в ведущем вузе Кыргызской Республики, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 00:39, 22.05.2024, Россия869 |
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова выступил соорганизатором Международной научно-практической конференции магистрантов, аспирантов и соискателей «Филологическое образование, лингвистика, филологи, журналистика: современные проблемы научных исследований». |
Студенты ХГУ побывали в мастерской Карабаса-Барабаса, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 04:02, 21.05.2024, Россия175 |
Для студентов-лингвистов института филологии и искусств Хакасского госуниверситета открылась «Мастерская Карабаса-Барабаса: элементы театральной педагогики на уроке иностранного языка». Это стало возможным благодаря Республиканским дням науки «Катановские чтения-2024». |
|
|