Пресс-релизы // » Добавить пресс-релиз

Цифровые следы студентов привели к новым инструментам для образования

В Тольяттинском государственном университете (ТГУ) разработали методику отслеживания удовлетворённости студентов качеством и сопровождением учебного процесса. В её основе – цифровой след и инструменты Big Data.
Работу по созданию методики и основы новой технологии специалисты ТГУ вели в сотрудничестве с Университетским консорциумом исследователей больших данных. Исследование началось еще в 2020 году, когда пандемия COVID-19 перевернула подход к организации учебного процесса во всём мире, и высшее образование столкнулось с рядом неординарных вызовов, которые ранее не имели прецедентов такого масштаба. Тогда для системы высшего образования на первый план вышла необходимость оценки удовлетворённости студентов качеством образования и эффективностью работы вузов в форс-мажорных условиях.
– Для решения этой задачи мы решили использовать анализ социальных сетей, блогов и форумов – производство пользовательского контента в них постоянно растет. Часть доступной информации может использоваться для обнаружения общих тенденций, понимания масштабов кризиса или выяснения характерных и специфических изменений в настроениях пользователей, – говорит начальник Отдела технологий онлайн-образования ТГУ Анна Богданова.
Исследователи проанализировали цифровые следы студентов из социальной сети «ВКонтакте» – лидера в России по количеству зарегистрированных пользователей и публикуемых сообщений – с применением отдельных инструментов Big Data на программной платформе PolyAnalyst. Исходными данными стали более 2 млн сообщений из 548 сообществ высших учебных заведений РФ.
– По сути мы разработали основу технологии, которая позволяет выявлять проблемные вопросы, включая время их возникновения и актуальность, а также степень обеспокоенности пользователей сети, конкретно в нашем случае – студентов. Методика универсальна и подходит не только для оценивания отношения студентов к качеству учебного процесса или его сопровождения, но и для оценки реакции любых социальных групп на любые информационные всплески, включая локальные проблемы и кризисные ситуации глобального масштаба, – подчёркивает профессор, доктор физико-математических наук Михаил Криштал. – Пока технология нами отработана и верифицирована в полуавтоматическом режиме. Но мы также обосновали возможность перевода её в полностью автоматический режим, который позволит по запросу делать нужную выборку и анализ данных одновременно с их генерацией, то есть получать нужную информацию из общего потока данных со скоростью её появления. Такой анализ контента полезен для отслеживания возникновения любых проблем или, напротив, позитивных информповодов, то есть для выявления реакций различного знака в студенческом сообществе, а также в других группах и коллективах. Обладая такими данными, можно своевременно реагировать на проблемные ситуации и делать прогнозы.
Работа с цифровым следом представляет собой важную составляющую онлайн-образования, в отличие от традиционного подхода. В ТГУ убеждены, что отслеживание активности студентов, выявление типовых сценариев учебного поведения, прогнозирование, проверка гипотез и создание на научной основе адаптивной системы обучения, а также постоянное совершенствование на основе обратной связи делают онлайн-образование более продуктивным по сравнению с традиционными методами. Такой подход становится конкурентным преимуществом университета, помогая ему укрепить свою позицию на рынке образовательных услуг по сравнению с университетами, которые не используют технологии больших данных, снятия и анализа цифровых следов, добиться качества онлайн-обучения, сопоставимого с качеством очного обучения.
Учёные считают, что следующим шагом в развитии темы должно стать создание полностью автоматизированной технологии.
– Мы показали, что с достаточно высокой точностью (примерно 15%) можно делать выводы о реакции интернет-сообщества на то или иное значимое событие. Генерируемые пользователями данные являются важным и легко доступным источником общественного мнения, который может успешно заменить привычные нам социологические опросы. На этапе отработки методики работа ведётся с данными, сгенерированными в прошлом. Научившись анализировать их в реальном времени, мы получим мощнейший инструмент измерения напряжённости с помощью индексов и метрик, использования этой информации для отслеживания всплесков напряжённости и опережающей реакции, – резюмирует Михаил Криштал.
Результаты исследования отражены в статье, которая размещена в журнале «Высшее образование в России». Ежемесячный научно-педагогический журнал публикует результаты фундаментальных, поисковых и прикладных проблемно-ориентированных исследований. В журнале обсуждаются актуальные вопросы теории и практики модернизации отечественного и зарубежного высшего образования. Журнал одновременно издается на русском и английском языках, и его внимательно читают во всем мире, о чем свидетельствует то, что он представлен в международных базах научной периодики, в том числе в Scopus в наивысшем первом квартиле.

Университетский консорциум исследователей больших данных – это союз образовательных учреждений и исследователей, занимающихся как фундаментальными исследованиями, так и практическим применением сбора и анализа больших данных. Основная цель консорциума заключается в совместном проведении научных и прикладных исследований, а также в решении задач общественного значения с использованием данных. Сегодня в его составе уже 70 образовательных и научных организаций.

Контактное лицо: Ольга Колпашникова
Компания: Тольяттинский государственный университет
Добавлен: 22:22, 11.03.2024 Количество просмотров: 726
Страна: Россия


LG Wash Tower & LG Styler & LG CordZero All-in-One Tower: «башни» в помощь городским принцессам, LG Electronics, 01:45, 03.06.2024, Россия69
Помните, как в детстве зачитывались сказками о прекрасных принцессах, живущих в башне - под защитой от опасностей, подстерегающих юных дев со всех сторон?


«АРЕНЗА-ПРО» объявила о утверждении нового состава совета директоров, Arenza, 01:29, 03.06.2024, Россия75
Первая в России лизинговая финтех-компания ООО «АРЕНЗА-ПРО» (Arenza) объявила о смене состава совета директоров.


Работники СЛД «Сольвычегодск» организовали на предприятии место для кроссбукинга, филиал "Северный" ООО "ЛокоТех-Сервис", 00:58, 03.06.2024, Россия69
Шкаф для обмена книгами установлен в техническом классе сервисного локомотивного депо и уже пополнен изданиями о железнодорожном транспорте и классической литературой.


Вышло обновление системы расширенной аналитики «Дельта BI», Дельта BI, 00:52, 03.06.2024, Россия75
Разработчик self-service платформы «Дельта BI», входящей в топ-5 платформ бизнес-аналитики по версии CNews Analytics, анонсирует выход обновления 2023.12.


ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЛЕТНЕМУ СЕЗОНУ? ЛЕГКО! ВМЕСТЕ С ПЛАТФОРМОЙ FITSTARS НА УМНЫХ ТЕЛЕВИЗОРАХ LG, LG Electronics, 00:51, 03.06.2024, Россия67
Весна всё больше заявляет о себе, готовя природу, настроение и планы на тёплое лето. Подготовиться к солнечному сезону отпусков можно, например, посещая различные спортивные секции за пределами дома. Но что если хочется сэкономить время на дорогу и провести больше времени с близкими людьми?


Общественный Совет по развитию такси призывает власть и бизнес к диалогу, АНО "Общественный совет по развитию такси", 00:50, 03.06.2024, Россия74
С 30 по 31 мая 2024 года в Екатеринбурге состоится XI Всероссийская конференция «Современное такси», на которой планируется обсудить и предложить решения для сдерживания роста тарифов на такси и развития безопасных перевозок.


PROF-IT GROUP стал платиновым партнером компании WINNUM, PROF-IT GROUP, 00:42, 03.06.2024, Россия58
По итогам 2023 года российский промышленный интегратор PROF-IT GROUP стал платиновым партнером компании WINNUM, разработчика решений для промышленного интернета вещей.


Агентство Demis Group включено в реестр малых технологических компаний, Demis Group, 00:39, 03.06.2024, Россия56
Digital-агентство Demis Group получает статус малой технологической компании. Этот статус открывает новые горизонты и возможности для развития и инвестиций, а также способствует закреплению в сознании клиентов имиджа надежной и перспективной компании.


Аспро: Приорити 2.0 — новая эра для корпоративных сайтов, Аспро, 00:39, 03.06.2024, Россия56
Компания Аспро представляет новое решение для создания корпоративных сайтов — Аспро: Приорити 2.0. Продукт объединяет современные инструменты для продвижения бизнеса в любой сфере: от производства до IT.


BIA Technologies впервые запустит «Школу разработчиков 1С», BIA Technologies, 00:33, 03.06.2024, Россия54
С 15 мая 2024 года системный интегратор BIA Technologies объявляет о наборе участников в новый бесплатный образовательный проект, который позволит новичкам в разработке 1С и специалистам с опытом развить свои навыки.


Ярославский ЭРЗ завершил весенний этап профориентационной акции «Неделя без турникета»., Ярославский электровозоремонтный завод им. Б. П. Бещева, 22:45, 01.06.2024, Россия137
Ярославский электровозоремонтный завод им. Б. П. Бещева (ЯЭРЗ, входит в АО «Желдорреммаш») завершил весенний этап Всероссийской акции «Неделя без турникета».


C3 Solutions – генеральный партнер конференции ИКС-МЕДИА «Data Center Design & Engineering», C3 Solutions, 22:32, 01.06.2024, Россия143
Компания C3 Solutions выступит генеральным партнером международной конференции для профессионалов в области инженерной инфраструктуры и эксплуатации ЦОД DCDE.


Как не копить и купить: «Выберу.ру» составил рейтинг лучших автокредитов без первого взноса за апрель 2024 года, Финансовый маркетплейс «Выберу.ру», 22:24, 01.06.2024, Россия154
«Выберу.ру подготовил рейтинг банков с самыми выгодными потребителям условиями автокредитов без обязательного первого взноса при покупке любых машин — с пробегом или новых.


B2B-маркетплейс "на_полке" стал новатором спецпредложений на рынке оптовых продаж, "на_полке", 22:23, 01.06.2024, Россия153
Компания «на_полке» стала первым B2B-маркетплейсом на рынке оптовых продовольственных закупок, сделавшим ставку на маркетинговые инструменты, свойственные рынку B2C. Начиная с конца 2023 года отдельным направлением в маркетинг-плане компании стали промоактивности, которые показали большую отдачу и открыли «на_полке» новые идеи коммуникации с целевой аудиторией.


Axenix выводит на рынок систему поддержки принятия решений SmartAx, Axenix, 22:14, 01.06.2024, Россия143
Компания Axenix выводит на рынок новый продукт – систему поддержки принятия решений SmartAx. Решение обеспечивает нативную интеграцию с технологиями машинного обучения, бизнес-правилами, внешними и внутренними источниками данных.


  © 2003-2024 inthepress.ru