Российские перестраховщики тяжело переживают последствия мирового финансового кризиса.
Внутренним катализатором кризиса для российского рынка стала локальность бизнеса и ограниченность масштаба отечественных перестраховщиков, говорится в исследовании «Российский перестраховочный рынок: на пути к интеграции», подготовленном рейтинговым агентством «Эксперт РА». В итоге после пяти лет стагнации, когда годовые темпы прироста реальных перестраховочных премий не превышали 5-10%, в 2010 году объем реальной перестраховочной премии снизился на 12%. Одновременно комбинированный коэффициент убыточности вырос до 104,4% (за 9 месяцев 2010 года). В то же время на мировом перестраховочном рынке, напротив, наблюдался рост премий и падение убыточности. Построение сильного российского перестраховочного рынка возможно лишь через его интеграцию в мировой рынок. Однако пока не более 10 российских компаний способны конкурировать с международными перестраховщиками на мировом рынке. Важными шагами на пути к интеграции должны стать повышение требований к минимальному УК и либерализация законодательства стран СНГ, касающегося перестрахования. Развитие отечественного перестраховочного рынка шло отдельно от мирового, что и определило слабость российских перестраховщиков. «Эксперт РА» выделяет 6 специфических особенностей, характерных для российского перестраховочного рынка: 1. Слабые рыночные позиции у специализированных перестраховщиков (большинство игроков на мировом перестраховочном рынке являются специализированными перестраховочными компаниями). 2. Низкий уровень концентрации (доля компаний из топ-10 по данным за 9 месяцев 2010 года составила 40,7%, аналогичный показатель для мирового перестраховочного рынка составил порядка 50% в видах иных, чем страхование жизни). 3. Падение получаемых перестраховочных премий (объем перестраховочных премий в 2009 году сократился на 20% при среднемировом росте на 9%). 4. Ориентация на внутреннее перестрахование (доля международного бизнеса российских перестраховщиков в 2009 году составила лишь 23,5%). 5. Низкая емкость рынка (15-35 млн. долл. по различным линиям бизнеса). 6. Рост убыточности и низкая рентабельность бизнеса по перестрахованию (усредненная рентабельность собственных средств специализированных российских перестраховщиков в 2009 году составила 4,7% при среднемировом уровне в 14%). По мнению «Эксперт РА», на 2010 год пришелся пик кризиса на российском перестраховочном рынке. В период мирового финансового кризиса проявились слабости отечественного перестраховочного рынка – низкие конкурентные позиции российских перестраховщиков и их ориентация на отечественный страховой рынок. В 2010 году впервые за несколько лет произошло снижение реальной перестраховочной премии (-12% по оценкам «Эксперт РА»), снизилась доля международного бизнеса (-0,9 п.п. за 9 месяцев 2010 года по сравнению с 9 месяцами 2010 года), доля схем на российском перестраховочном рынке стабилизировалась на уровне 2009 года (порядка 40% в 2010 году по оценкам «Эксперт РА»), резко вырос усредненный показатель комбинированного коэффициента убыточности-нетто специализированных перестраховщиков (с 96,3% за 9 месяцев 2009 года до 104,4% за 9 месяцев 2010 года).
Перспективы развития российского перестраховочного рынка оцениваются как позитивные. В 2012 году впервые, начиная с 2005 года, объем совокупной перестраховочной премии, получаемой российскими перестраховочными компаниями, вырастет по официальным данным. По прогнозам «Эксперт РА», прирост реальных перестраховочных премий составит 0% в 2011 году и +20% в 2012 году. По официальным данным темпы прироста российского перестраховочного рынка будут равны -5% и +12% соответственно. «Эксперт РА» выделяет 4 фактора, которые в будущем будут способствовать развитию российского перестраховочного рынка и его интеграции в мировой рынок. 1. Увеличение требований к минимальному УК компаний, занимающихся входящим перестрахованием, со 120 до 480 млн. рублей с 1-ого января 2012 года. Новые требования будут способствовать увеличению размеров перестраховочных емкостей, повышению надежности перестраховочных компаний, уходу с рынка «случайных» игроков. 2. Пересмотр западными перестраховщиками условий облигаторных договоров, заключаемых с российскими компаниями. Крупные международные перестраховщики стали более внимательно контролировать и ограничивать косвенные секции. В результате ряд специфических рисков, которые ранее перестраховывались в рамках крупных облигаторных договоров, могут попасть на российский рынок. 3. Введение новых обязательных видов страхования и ускоренное развитие российского страхового рынка. Наибольший вклад в рост российского перестраховочного рынка может внести введение обязательного страхования ОПО, так как в рамках закона об ОПО будет формироваться российский перестраховочный пул. 4. Либерализация законодательства стран СНГ, касающегося перестрахования в российских компаниях. a. В январе 2011 года Верховная рада Украины приняла в I чтении законопроект, снимающий ограничение на перестрахование рисков только в странах – членах ВТО. b. В рамках создания Единого Экономического Пространства с Казахстаном и Белоруссией предполагается унификация законодательства в сфере регулирования страховых компаний трех стран.
«Эксперт РА» предупреждает: крайне низкие показатели рентабельности бизнеса российских специализированных перестраховочных компаний могут негативно повлиять на решения собственников об увеличении их капитала, а также на решения стратегических инвесторов о вложении средств. В результате многие компании могут отказаться от лицензии на перестрахование и уйти с рынка. Еще один альтернативный вариант – слияние специализированного перестраховщика с универсальной компанией в составе единой группы. Этот путь избрали уже как минимум 3 специализированных перестраховщика (Восточная ПК, Находка Ре и Мегарусс Ре). По прогнозам «Эксперт РА» на начало 2012 года, лицензии на перестрахование останутся у порядка 100 страховых и перестраховочных компаний, из них специализированными перестраховщиками будет 12-15 компаний (с 22 по состоянию на 1-ое октября 2010 года).
По итогам октября БПИФ рыночных финансовых инструментов «ФИНСТАР – Денежный рынок ПЛЮС» занял I место среди БПИФов денежного рынка по доходности в рублях и вошел в ТОП-5 всех фондов по доходности (по данным портала InvestFunds).
НПФ «БУДУЩЕЕ» опубликовал финансовую (бухгалтерскую) отчетность по итогам третьего квартала 2024 года. Согласно данным документа, активы под управлением фонда по состоянию на 30 сентября составили 294 млрд рублей, а совокупные обязательства - 266,5 млрд рублей.
Григорий Бурденко, генеральный директор финансового маркетплейса «Выберу.ру», представил результаты второго исследования рынка МФО в области клиентской открытости на главном событии в отрасли микрокредитования — MFO Russia Forum.
После длительного отсутствия в медиа Андрей Фадеев рассказал в подкасте Александра Соколовского, как компания переживала заморозку торгов в 2022 году и как принималось решение об увольнении сразу 250 сотрудников.
Финансовый маркетплейс «Выберу.ру» опросил 2,5 тысячи россиян и узнал, какая часть пользователей микрофинансовых услуг сталкивалась с мисселингом в 2024 году, а также изучил, как поменялось отношение клиентов к подключению дополнительных опций компаниями.
Финансовый маркетплейс «Выберу.ру» провел опрос среди 3 тысяч россиян, чтобы выяснить, как те относятся к предложенным ограничениям в работе МФО Центробанком.
На форуме «Финополис», недавно завершившемся в Сочи, большой интерес участников вызвал стенд Т-банка, где предлагалось поучаствовать во фрод-рулетке и вступить в голосовой диалог с мошенниками.
Финансовый маркетплейс «Выберу.ру» провел опрос среди 3 тысяч россиян, чтобы определить, на какие хобби и секции родители чаще всего направляют средства из семейного бюджета.
Неоднократное повышение ключевой ставки побуждает коммерческие банки предлагать клиентам вклады с рекордной доходностью, чтобы поддерживать уровень ликвидности и оставаться конкурентоспособными. Финансовый маркетплейс «Выберу.ру» опросил 3 тысячи россиян и узнал, как те пользуются предложениями банков для сбережения своих средств.
«Выберу.ру» занял вторую строчку в рейтинге финансовых маркетплейсов за первое полугодие 2024 года по версии «Медиалогии», переместившись на одну строчку вверх по сравнению с результатами прошлого года и обогнав показатели ближайшего конкурента в 1,2 раза.