|
Противодействие коррупции – «визитная карточка» госзакупок Канады
По мнению АУЗ, опыт Канады может быть использован российской системой госзакупок в качестве «базовой основы», ведь эта система имеет ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с отечественной системой государственных торгов. Принятые на законодательном уровне принципы честных торгов позволяют Канаде уверенно занимать место в первой десятке стран с минимальным уровнем коррупции.
МГУГ - единый орган госзакупок Канады Электронные торги в Канаде осуществляются преимущественно через одно Министерство. Ранее этот орган назывался МГРУК, теперь он получил название МГУГ - «Министерство государственных услуг и госзакупок Канады» (Public Services and Procurement Canada).
Будучи основным контролирующим и исполнительным органом, Министерство обслуживает около 120 агентств и подразделений госсектора. Доля его в госзакупках превышает 85%. Ежегодно 85 тыс. тендеров по госзакупкам на сумму 12,5 млрд долларов проходит через МГУГ. При этом в штате работает 12,5 тыс. клерков, а годовой бюджет учреждения не превышает 5 млрд долларов.
МГУГ хорошо структурировано, имеет внутренние отделы контроля и подготовки тендеров, а также судебную бухгалтерию. Подразделения министерства проводят оценку тендера, анализируют документацию, обоснованность цен и условий выполнения контракта, готовят рекомендации участникам и контролируют процесс аукциона.
Канадский опыт противодействия коррупции в госторгах Применяется два вида практик: предохранительная и активная. Этим занимается отдел контроля при Министерстве. Сотрудники отдела руководствуются специальным Кодексом поведения. Он состоит из таких подразделений: • Офицер по госзакупкам (омбудсмен). Данный чиновник анализирует практику каждого крупного тендера, соблюдение участниками, заказчиком принципов этики и других положений; • Апелляционный совет – рассмотрение разногласий в ходе торгов; • Аналитик по госзакупкам – только для лотов свыше 250 000 долларов. Анализирует соблюдение законов при проведении тендеров.
Законодательная база и этика Государственные чиновники следуют не только законам (15 основным, регулирующим госторги), но и этическому кодексу. Он состоит из 35 положений, определяющих практику торгов и поведение представителей государства. Например, там закреплены такие нормы, как: • Прозрачность сделки. Это понятие в канадском законодательстве носит не эмпирический, а вполне конкретный смысл. Для него предусмотрены требования к чиновникам в части подготовки электронных закупок. Также там есть определенные ограничения. Например, министерства или отдельные чиновники не имеют права влиять на ход торгов; • Стимулирование конкуренции. Такое частое явление в российской практике, как госторги с единственным поставщиком, в Канаде воспринимается на грани фола. Для него предусмотрено только два оправдания: контракт может выполнить именно этот кандидат и контракт не затрагивает интересы государственной безопасности; • Делегирование полномочий, как контрольная мера по расходованию бюджетных фондов, отведенных на исполнение контракта. Правило обновляется раз в год, закрепляется в письменном виде печатями сторон.
Активно применяется разделение сфер обязанностей. К примеру, исполняющий менеджер контролирует расход фондов госторгов, следит за статьями расходов, а финансовый директор визирует счета на оплату. Такая практика помогает избежать коррупции и сговора исполнителя с чиновниками, отвечающими за распределение фондов.
Динамическое реагирование состоит из ряда мероприятий, имеющих целью вскрыть суть конфликта, определить его виновников и назначить соответствующие меры. Как правило, сделка проходит аудит специалистов, изучаются процедурные вопросы, документация, процесс электронных торгов. Затем производится анализ работы чиновников в рамках Закона о защите госслужащих. В конце концов, выносится решение о штрафах, рекламациях или предупреждениях. Схожая структура в законодательстве РФ - ФАС.
Как заявил представитель Ассоциации Участников Закупок (АУЗ): «Практика электронных закупок в госсекторе Канады базируется на трех китах: детально проработанной законодательной защите госзакупок, системе предотвращения нарушений и активном контроле государства за крупными тендерами. Это опыт, который может и должен быть использован в российской системе электронных торгов».
Контактное лицо: АУЗ
Компания: Ассоциация Участников Закупок
Добавлен: 15:41, 11.04.2017
Количество просмотров: 527
Страна: Россия
|
|