Пресс-релизы // » Добавить пресс-релиз

Банкавто: когда закончится кризис микрочипов в России – к 2023 или к 2030?

Эксперты Банкавто (цифровая платформа РГС Банка по покупке и продаже автомобилей) проанализировали причины затяжного кризиса микрочипов и спрогнозировали, когда он может закончиться.

Первопричины дефицита полупроводников

В историю автомобильной отрасли 2021 год войдет как один из самых проблемных. Недостача проводников глобального масштаба стала результатом сразу нескольких факторов.

Во время межгосударственного локдауна 2020 года многие производители пересмотрели планы производства и отменили часть заказов. Образовавшиеся места в пуле производственных мощностей заняли производители других сфер, в основном мобильных телефонов, оказавшиеся дальновиднее. Перераспределение интересов производителей было не в пользу автоконцернов и больно ударило по последним.

Недостаток электроники перешел на 2021 год, подогреваемый постоянно растущим спросом. Сюда же добавились проблемы на производстве главных игроков рынка (пожары и наводнения весной 2021 года).

И наконец, решающим фактором стала сильная централизация рынка. В Азии сегодня находится примерно 2/3 всех заводов, производящих полупроводники. Только на долю TSMC и Samsung приходится около 75% доли мирового рынка. Такой «перекос» не позволяет остальным участникам производственных цепочек адаптировать их под изменившиеся условия: они все находятся в позиции зависимых.

Относительная глобальность

Беда с полупроводниками только в масштабах автомобильной отрасли кажется огромной. Однако на общем фоне продаж выручка от них не превышает и десяти процентов. У гиганта TSMC автомобильные чипы умещаются в 3%. С такими цифрами недостача микрочипов лежит где-то за рамками первостепенной важности для их производителей. Им интереснее снабжать рынки мобильных телефонов, компьютеров и так называемого «интернета вещей» – умной бытовой техники.

Еще один важный нюанс – в особенностях электроники для автомобилей. Технологии ее производства находятся на шаг позади остальных рынков сбыта, потому требуют дополнительных средств на содержание отдельных линий сборки.

Какие сегменты авторынка страдают сильнее

Сегодня нехватка электронных компонентов заставляет останавливать конвейеры большинство автопропроизводителей. Причем представительские сегменты страдают сильнее, ведь электроники в машинах премиального класса несравнимо больше. Часть рыночных игроков уже пересмотрели комплектации некоторых моделей и предлагают их упрощенные варианты, лишенные некоторых базовых опций (например, мультимедиа систем). Среди инновационных часто недоступны некоторые модификации фар, панорамные крыши, обогрев лобового стекла, камеры кругового обзора, пневмоподвеска, а также дисплеи и даже беспроводная зарядка.

Предпосылки политического толка

В сложившимся дефиците есть предпосылки политического толка. Азиатский рынок на время получил преимущество в виде мощного рычага, с помощью которого он по своему желанию выкидывает на рынок партию электроники, а «узкое место» в недостаче компонентов обосновывает любой рост цен.

Так, уже осенью TSMC анонсировал зимнее повышение цен: на 20% вырастут микросхемы «попроще» и на 10% – более современные варианты. Свои ценники уже переписал и другой полупроводниковый гигант Samsung Electronics. Очевидно, что в 2022 году на фоне сохраняющегося кризиса компонентов нас ждет очередное их удорожание.

Интересно, что представители TSMC неоднократно называли масштабы кризиса надуманными, заявляя, что нехватка чипов вызвана желанием некоторых на этом заработать. По этой версии получается, что между конвейером с электроникой и автомобильными заводами действует глобальный клан перекупщиков, встроенных в производственные цепочки для спекуляции на фоне искусственно созданной нехватки.

Развитие кризиса микрочипов останется главным сдерживающим фактором развития всей мировой автоиндустрии в течении 2022 года

Согласно прогнозу The Boston Consulting Group (BCG), мировой дефицит компонентов приведет к сокращению производства автомобилей на 7-9 млн машин по итогам 2021 года. Это в свою очередь эффектом домино ляжет на все сферы автомобильного бизнеса. И как это бывает, самые крупные дыры несходящейся экономики закроет своими деньгами покупатель.

Перспектива повторения пережитого сценария 2021 года в течение всего 2022 года уже нашла отражение в финансовых отчетах мировых аналитиков. Так, глава BMW Оливер Ципс солидарен с неутешительными прогнозами на весь 2022 год. Специалисты JPMorgan увидели перспективы оздоровления рынка ближе к середине 2023 года. Со стороны некоторых марок (например, Daimler) озвучен прогноз дальше 2023 года, до конца которого производители не смогут сократить увеличившееся время ожидания своих машин клиентами. Глава концерна Volkswagen Герберт Дисс считает, что «узкое место» нехватки полупроводников не решится простым возвращением к прежнему объему производства. Меняющийся мир с увеличением его компьютеризации требует все больше микросхем, поэтому количество мощностей электроники должно быть кратно больше в разы.

Однако ослабление кризиса электроники не только в 2022, но и даже по окончании 2023 года слишком оптимистичным прогнозом считает руководитель отдела полупроводниковой промышленности Deloitte Брэндон Кулик. По его словам, дефицит будет продолжаться бесконечно.

Прогнозы российской автоотрасли в 2022 году

В России свои конвейеры попеременно закрыли все главные заводы, а летом государство впервые разрешило не устанавливать комплексы ЭРА-ГЛОНАСС. Машины без системы слежения сейчас ставят на специальный учет, чтобы впоследствии дооснастить их за счет производителей. Некоторые модели LADA лишились мультируля и магнитолы по той же причине дефицитной электроники.

Будущее российского рынка микрочипов находится в более зависимом положении, чем у его европейских коллег. По оценкам аналитиков, доля полупроводников, произведенных в РФ, не превышает и 0,5% от общемирового объёма, причем речь идет о так называемых экстремальных версиях электроники, рассчитанной не для машин или телефонов, а для военных нужд. Что касается конкретно автомобильной электроники, то 90% необходимых полупроводников у нас завозные.

В недавнем интервью замглавы Минпромторга РФ Василий Шпак заявил, что мировой дефицит автоэлектроники формирует возможности для создания в России собственных производств. Так, в начале декабря предложение разместить производство электронных автокомпонентов на территории особой экономической зоны «Тольятти» было озвучено губернатором Самарской области Дмитрием Азаровым.

Очевидно, что для решения этого вопроса важна роль инвестиций, а они любят долгие прогнозы – их отрасль дать не может. Государственная помощь пока не оформлена в конкретную инициативу. Можно предположить, что проблемы с полупроводниками в нашей стране решатся только как следствие общего выхода из кризиса мировой автоотрасли в 2030 году. До этого мы вероятнее всего будем находиться в позиции догоняющих.

Контактное лицо: Пресс-служба
Компания: ПАО «РГС Банк»
Добавлен: 23:47, 23.12.2021 Количество просмотров: 292
Страна: Россия


«Деловые Линии» расширили географию акции по перевозке автозапчастей с Дальнего Востока и снизили цены, ГК "Деловые Линии", 23:43, 21.05.2022, Россия42
Заказать доставку шин, дисков, автокресел и других запчастей для автомобилей теперь можно из ДФО со скидкой до 30% на межтерминальную и экспресс-перевозку – с бесплатной доставкой от адреса клиента.


«Деловые Линии» и МегаФон запустили партнерскую программу для бизнеса, ГК "Деловые Линии", 13:07, 19.05.2022, Россия48
Пользователи нового сервиса для предпринимателей «Мегафон ПроБизнес» теперь могут оформить заявки на междугороднюю перевозку грузов «Деловыми Линиями» со скидкой 10%. Чтобы воспользоваться услугой, достаточно быть абонентом МегаФона и включить сервис в текущий тарифный план.


«Деловые Линии» и МегаФон запустили партнерскую программу для бизнеса, ГК "Деловые Линии", 13:07, 19.05.2022, Россия49
Пользователи нового сервиса для предпринимателей «Мегафон ПроБизнес» теперь могут оформить заявки на междугороднюю перевозку грузов «Деловыми Линиями» со скидкой 10%. Чтобы воспользоваться услугой, достаточно быть абонентом МегаФона и включить сервис в текущий тарифный план.


Биржа грузоперевозок ATI.SU расширила функциональность сервиса для автоматизации логистики, Биржа грузоперевозок АТИ, 11:08, 17.05.2022, Россия71
Биржа грузоперевозок ATI.SU представила новые возможности облачного сервиса «Площадки ATI.SU». Они позволяют оптимизировать логистические операции за счет сокращения ручного труда и повышения прозрачности всех процессов.


«Байкал Сервис» отметил рост спроса на субаренду складов, Байкал-Сервис, 16:04, 16.05.2022, Россия166
В первом квартале 2022 года складская площадь, арендованная клиентами у транспортной компании, увеличилась на 10 %.


В Раменках на месте незаконной парковки появилась городская автостоянка, Госинспекция по недвижимости, 15:50, 16.05.2022, Россия55
На освобожденной территории снова могут парковаться примерно 30 автомобилистов.


На Загородном шоссе на месте незаконной парковки появилась автостоянка для жителей района, Госинспекция по недвижимости, 01:10, 16.05.2022, Россия66
Теперь там доступно примерно 30 новых машино-мест.


«Байкал Сервис» снизил тарифы от 10 % до 50% на перевозки, ООО "Байкал-Сервис ТК", 21:11, 12.05.2022, Россия421
С 11 мая транспортная компания «Байкал Сервис» провела глобальное снижение тарифов на межтерминальные перевозки грузов по тысяче направлений по всей России.


В проезде Черепановых на месте незаконной парковки открыли общедоступную автостоянку, Госинспекция по недвижимости, 10:11, 10.05.2022, Россия201
В Коптеве появилась общедоступная автостоянка, рассчитанная почти на 60 машин. Ее организовали в проезде Черепановых (владение 28) на месте незаконной парковки, которую обнаружили сотрудники Госинспекции по недвижимости. Территория площадью 1,5 тысячи квадратных метров была незаконно ограждена металлическим забором. Ведомство пресекло самозахват.


«Деловые Линии» открыли 6 новых пунктов выдачи заказов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, ГК "Деловые Линии", 13:22, 06.05.2022, Россия494
Через небольшие пункты «Деловых Линий» можно отправить или получить грузы весом до 25 кг (а в отдельных офисах - до 50 кг) – что особенно удобно при заказе товаров из онлайн-магазинов.


Теплоход «Юрий Никулин» возвращается на речные дороги, ООО «Большой МАЯК», 23:34, 29.04.2022, Россия576
В навигацию-2022 круизный теплоход, знакомый многим туристам как «Солнечный город», выйдет на водные просторы российских рек, озер и каналов под новым-старым именем «Юрий Никулин». Это как раз тот редкий случай, когда его нынешний владелец вернул круизному судну прежнее, очень хорошо известное туристам и любимое ими название.


«Деловые Линии» запустили акцию для поставщиков торговых сетей «Доброцен», «Светофор» и «Восторг», ГК "Деловые Линии", 23:30, 29.04.2022, Россия415
Компании смогут воспользоваться скидкой 15% на межтерминальную перевозку ГК «Деловые Линии», если конечная точка доставки – одна из указанных торговых сетей-дискаунтеров. Акция продлится до конца июня и распространяется на все виды грузов, кроме документов.


«Биржа грузоперевозок ATI.SU» обновила сервис GPS-мониторинга, Биржа грузоперевозок АТИ, 09:25, 27.04.2022, Россия272
В рамках сервиса GPS-мониторинга «АТИ Водитель» добавлена новая функция: теперь его пользователи могут прямо на «Бирже ATI.SU» контролировать все свои активные перевозки на интерактивной карте.


В автобусах Твери выросла доля оплаты проезда по QR-коду после прекращения работы Apple Pay и Google Pay, Датапакс, 23:08, 25.04.2022, Россия119
Жители Тверской области стали чаще оплачивать поездки в общественном транспорте с помощью QR-кода. В марте доля оплаты проезда таким способом выросла на 16% по сравнению с предыдущим месяцем. Пассажиры оплатили 196 тысяч поездок QR-кодом, в феврале ─ 164 тысячи.


Основные итоги ПЛАС-Форум «Online & Offline Retail», ПЛАС-Форум, 22:23, 24.04.2022, Россия200
5 апреля 2022 года в Москве прошел 8-й Международный ПЛАС-Форум «Online & Offline Retail». Спикеры обсуждали форс-мажорные изменения в ритейле, особенно последовавшие с 24 февраля, трансформации в розничной торговле, госрегулировании, логистике.


  © 2003-2022 inthepress.ru