 |
«Открыл способ совмещать творчество с нервной работой» - прошла встреча А.Лапина с читателями

В отличие от большинства людей, отмеряющих время годами, у писателей значимыми отсечками становятся вышедшие книги. И в этом смысле Александру Лапину было чем отчитаться перед любителями литературы на первой встрече с читателями в 2026-м. Состоялась она в липецкой областной библиотеке. Причем ровно через год после предыдущего мероприятия в этом же городе – день в день. Только тогда автор представил публике роман «Копье Пересвета», а теперь – уже новое издание: эпический цикл «Руссиада», вобравший в себя большинство написанных им книг.
Вера в себя и собственный метод
– «Руссиада» – это конечный результат моего 12-летнего творческого цикла, – подчеркнул автор. – Как многие мечтатели, заканчивая факультет журналистики, я хотел написать книгу. Но только в 60 лет понял: либо сейчас, либо никогда. Иначе умру, и все забудется. А как написал? Вот интересный вопрос. Мне уже 74-й год. И я до сих пор работаю: занимаюсь своим издательским бизнесом. Никак не могу выскочить из этой упряжки. Хотя мечтаю, что кто-нибудь шустрый и умный придет и скажет: «Ну ладно, хватит упираться. Отдохни, полежи». Но не получается, никто не желает. Ни друзья, ни сыновья, ни другие родственники. Все хотят жить хорошо, но не напрягаться.
Здесь я специально начинаю с конца, потому что мне пришлось найти способ совмещать творчество с рутинной и очень нервной работой. Обеспечивать не только себя, но и семью, людей, которые организуют производство. На этом пути мне помогла вера в Бога, в себя и собственный метод.
Много лет я увлекался историей религий и наткнулся на одну интересную вещь, которую люди, связанные с православием, знают как исихазм – безмолвие разума. Высшая ступень монашеского служения, когда человек, повторяя раз за разом молитву, достигает внутренней тишины. Аналоги есть и в других религиях. Наш мозг все время что-то пережевывает, ищет варианты, что-то обсуждает, спорит… Но эта словомешалка не дает нормально жить и работать. Она пожирает силы и нервы. И чтобы написать книги, мне пришлось достичь той самой тишины разума. Так за десять с небольшим лет появилось десять романов.
Где машина не заменит человека
За это время писатель пришел к пониманию, что возможности людей сегодня весьма узки. Технологии вытесняют человека:
– И какая перспектива вырисовывается? Условно говоря, мы должны стать овощами. Когда публика менее интеллигентная, я выражаюсь грубее. Говорю: «Будем лежать на диване, получать пищу через трубочку. Жить в Сети. На глаза – очки виртуальной реальности. Отвод отходов – через другую трубочку. Все будет происходить только в интернете, в искусственном пространстве. Там вы станете совершать подвиги, побеждать, любить». Это то будущее, которое рисует нам цивилизация.
В этой связи у меня возникла мысль: творчество в широком смысле – та сфера, где машина никогда не заменит человека. Речь не только о написании книг. Имею в виду творчество как жизнь, как духовный рост, как выращивание детей или любимых цветов. Здесь мы можем потягаться с любыми роботами. Но чтобы этим заниматься, необходимо настроить себя по-другому. Возвращаемся к безмолвию разума. Лишь с ним человек получит возможность творить, которая и является единственным шансом выжить.
Над собой я такой эксперимент произвел и получил плоды, которыми радую вас сейчас. Многие из присутствующих читали романы «Утерянный рай», «Святые грешники», «Крымский мост» или «Копье Пересвета». Но по отдельным книгам человек не может понять всего замысла, который я вложил в произведения. Необходимо изучить весь цикл от начала до конца, так как мои герои идут по жизни от первого романа до последнего. «Руссиада» охватила более 50 лет – от 1970-х до современности. Поэтому я решил напечатать свои произведения в правильном порядке, небольшим тиражом – книга неформатная. Чтобы те, у кого хватит ума, терпения и желания, прочитали и оценили изложенное.
Момент, который нельзя упустить
На вопрос о названии цикла Александр Лапин отвечает:
– Просветитель XVIII века Михаил Херасков создал «Россиаду» – о Смутном времени и о строительстве государства. А у меня «Руссиада». Она о том, что происходило с нашим народом, с его сознанием и душой.
Что же касается мотивов, автор объясняет их так:
– В 1990-е нас всех встряхнула жизнь. Многие себя потеряли. Исчезло то, что мы как народ копили в советское время и предыдущие века. Было ощущение, что пропала какая-то струна, собственный характер и менталитет. Народ был в растерянности. Все разваливалось на глазах, и казалось, никогда не соберется.
Я в то время работал в «Комсомольской правде». И когда кто-то отправлялся за границу, шутил: «Уезжай-уезжай. Я тут один останусь с атомной дубиной и буду охранять это пространство». Но, к счастью, остались миллионы людей, которые с исторической точки зрения пережили величайшую катастрофу. Последний раз такое происходило 2000 лет назад, когда разваливалась Римская империя, а параллельно менялся общественный строй и зарождалась новая религия. Я понимал, что об этом периоде никто не расскажет. И мы, наше поколение, в глазах потомков будем выглядеть как исторический мусор. Через сто лет будут говорить: «Ну вот, жили, развалили, ничего не сделали».
Однако было не так. Происходил процесс переформатирования страны и людей. И мне было обидно, что о нас никто и слова доброго не скажет. Как мы упирались и строили новую жизнь на обломках. Вот это ощущение, что нельзя упустить момент, заставило меня начать писать.
«Непредсказуемая» история
По словам писателя, его первые книги – «Утерянный рай» и «Непуганое поколение» – о лучшем в мире советском детстве и юности.
– Кто бывал в пионерских лагерях и на слетах, меня поймет. Все в первый раз. И кажется, что ни у кого такого не было.
Затем беззаботность ушла. Все начало бурлить, кипеть и разваливаться. Первые дебаты, демонстрации, национальные выступления. Я в них участвовал, был собственным корреспондентом «Комсомольской правды» в Алма-Ате. Написал об этом, и меня позже выгнали из Казахстана.
Тогда нужно было четко определиться: кто ты? Либо остаешься там и лижешь задницу местным властям и националистам, либо переходишь на сторону России и Кремля. Я сделал выбор – переехал в общагу в Москве и начал все с нуля. Вновь стал обычным корреспондентом и дорос до большого начальника. Потом началась перестройка, борьба за собственность, акционирование, войны… Гигантское количество информации, огромный опыт, который выпал на долю нашего поколения. Я все время смеюсь, что прожил не одну жизнь, а пять или шесть. Об этом нужно было рассказать. И я решил, что это моя обязанность. Бог каждому дает свой талант. Надо его использовать, чтобы потом не сожалеть.
Некоторые считают, что писать нужно после того, как пройдет лет 50. Но я не стал ждать. Во-первых, потому что уже старый. Во-вторых, подлинной истории у нас и так нет. Она меняется в зависимости от политических соображений и общественных настроений. До революции была одна, после 1917-го появилась другая – советская, в 1990-е – третья, либеральная. Сейчас выстраивается новая. И я чувствую, есть возможность проскочить в эту щель и успеть написать настоящую историю такой, какой она была. Потому что проходит время, и все постепенно заглаживается, зализывается, заливается медом и патокой.
В «Руссиаде» события изложены объективно. Слава Богу, я всю жизнь занимаюсь письменной работой. Надеюсь, книга будет востребована тем узким слоем людей, которые способны читать большие произведения, соображать, что происходит. Это очень сложный процесс, но творческий. Вообще, наш единственный выход – создать религию творчества, когда творчество становится кайфом, движущей силой, смыслом жизни для миллионов.
Вы прекрасно видите, к чему ведет цифровизация. Она просто выкидывает человека из жизни. А власти она необходима, чтобы мы все были под колпаком. Если в Советском Союзе за человеком следили агенты КГБ и писали доносы, то сегодня все электронное.
Выборы вместо пушек
Затем читатели поинтересовались у Лапина вопросом получения информации:
– В «Книге живых» есть произведение про Казахстан, Назарбаева и смену власти. Но в начале вы сказали, что вас выгнали из республики. Расскажите, как доставали материал.
По словам писателя, важную роль сыграли оставшиеся в стране друзья.
– Все эти государства, возникшие после распада Советского Союза, вернулись в то состояние, в котором находились до революции 1917 года. Как ни тянула их Россия, они все равно откатились к тем порядкам. Потому что духовное развитие народа находится на определенной стадии, его невозможно перескочить. То же самое происходило и со странами.
Мне хотелось рассказать не только о России, но и о тех народах, которые вместе с нами двигались 70 лет. Лучшим примером показалась наиболее высокоразвитая республика Центральной Азии – Казахстан. Все люди, которые действуют в романе, настоящие. Издательство просто заставило меня поменять фамилии, чтобы никто не получил по шапке.
Я никогда не терял связи с друзьями и однокурсниками, которые меня информировали. Вообще, казахов очень люблю. Они похожи на нас, но не такие эгоистичные. У них осталось что-то от родовых корней: гостеприимство, приветливость. Такой мягкий народ. При этом там происходили те же процессы, что и у нас, но на другом уровне. Мы шли к авторитаризму одним путем, а они – более изощренным, восточным. Потому что Назарбаев – человек очень умный, толковый и самое главное – хитрый. У нас Ельцин разгонял парламент пушками. А Нурсултан Абишевич предложил своей фракции сложить полномочия. Когда они это сделали, говорит: «Вот, парламент неправомочен, давайте заново проведем выборы». Но так провел, что больше никаких оппозиционеров не было
Самое большое удовольствие
Еще один из присутствующих поинтересовался у Лапина: что приносило наибольшую радость в ходе этого длинного писательского пути?
– Можно подумать, что творчество – это когда человек насильно должен сам себя запрягать и тащить. Неправда. Потому что творчество – самое большое удовольствие. Ни секс, ни еда, никакие другие вещи с этим не сравнятся. Ты написал утром две странички, три – и чувствуешь прилив сил, энергии, кайф. Это заставляет человека, как наркомана, возвращаться обратно, чтобы испытать тот же драйв еще раз.
У писателя также спросили, не жалко ли было ему расставаться с героями. Ведь, наверное, уже сроднились за эти 12 лет.
– Отвечу так: вот сняли фильм про Чебурашку – получилось, аудитории зашло. Давай еще, потом еще. И уже этот Чебурашка выглядит как черт, и никому он не нужен, но люди пытаются выжать все из образа и заработать денег. Насчет своих героев я решил: хватит, достаточно.
Но есть интересный момент. Когда заканчивал «Русский крест», понял, что картину полностью не представляю. Мои пять персонажей – КГБшник, редактор и остальные – идут по жизни со своими проблемами. Но за 30 лет, с 1991-го, появились другие люди, новые – предприниматели. В общественном сознании сложилось, что в постсоветские годы воры и мошенники все поделили и растащили. Но ситуация изменилась. На сцену вышли миллионы тех, кто начинали с нуля, с копеечки. Это не сахарные люди, а люди с дополнительной энергией, которые делают дело. И история без них будет неполной. Но я понял, что мои герои уже на таких не тянут. Так появился «Крымский мост». В центре сюжета – предприниматель Миров. Человек длинной воли, который вместе с себе подобными меняет страну.
А когда началась СВО, написал «Копье Пересвета». Потому что это переломный момент, мимо которого я тоже не смог пройти. Мы не хотели, но нас заставили замкнуться на себе, развивать собственную промышленность. Теперь это стало трендом. Все хотят иметь свое, а для этого надо самим работать, думать, творить. И мне нужен был человек стойкий. Есть писатели, которые рассказывают о «маленьких людях». Но кому это интересно с точки зрения выживания нашей страны? Мы должны выстоять. Нам нужен актуальный пример. Нравится это кому-то или нет, но я его показал.
Контактное лицо: Эдуард Новатор
Компания: Вече
Добавлен: 23:09, 31.01.2026
Количество просмотров: 41
Страна: Россия
| Бранч для будущих мама "Эффект Моцарта", Кенгуру, 22:09, 27.01.2026, Россия177 |
| 5 февраля в историческом ресторане отеля «Никитин» (Нижний Новгород) пройдёт эксклюзивный бранч для будущих мам «Эффект Моцарта: Симфония двух сердец». Событие соединит живую классику, экспертизу в области пренатальной психологии и авторскую гастрономию.
Организаторы — сеть салонов «Кенгуру» и сеть медицинских центров «Александрия». |
| Компания ЛУИС+ проведет вебинар «Как выбрать турникет?», ЛУИС+, 20:04, 23.11.2025, Россия387 |
| Компания ЛУИС+ проведёт вебинар, посвящённый принципам выбора турникетов и современным решениям PERCo — ведущего российского производителя систем и оборудования безопасности, входящего в пятёрку мировых лидеров отрасли. |
| Компания ЛУИС+ провела вебинар «Основы светотехники», ЛУИС+, 10:27, 10.11.2025, Россия272 |
| Ведущим вебинара выступил ведущий технический эксперт по направлению светотехника ЛУИС+ Александр Рыжков. В течение часовой программы участники познакомились с ключевыми принципами светотехники и получили обобщённое представление о современном состоянии рынка светодиодных решений. |
| YESSENTIAL x ZARENKOV GALLERY: Римские каникулы в Петербурге, Сеть апарт-отелей YES, 23:28, 02.11.2025, Россия669 |  |
| 24 октября состоялось событие YESSENTIAL × Zarenkov Gallery: «Римские каникулы» - вечере в итальянском стиле, где искусство, кино, дегустационные комплементы от партнеров и комьюнити творческих единомышленников встретились в одном арт-пространстве. |
|
 |