Высшая школа экономики и Банк Уралсиб представили исследование «Банковский антифрод: что и где улучшить?»
Тема данного круглого стола и представленного на нем одноименного исследования -«Банковский антифрод: что и где улучшить?». На встрече эксперты банковского рынка обсудили эффективность современных программных комплексов для предотвращения мошеннических транзакций, а также идеи по созданию «универсального антифрода» — системы учета и анализа телефонного мошенничества (СУАТМ), которая позволит в режиме реального времени выявлять недобросовестных операторов, обеспечивающих работу колл-центров злоумышленников, и сообщать об этом регуляторам
В качестве экспертов участие в дискуссии приняли председатель Комитета Ассоциации российских банков по повышению уровня финансовой грамотности, руководитель направления Азиатско-Тихоокеанского Банка Максим Сёмов, вице-президент «ЦМРБанка» по информационной безопасности и эксперт Ассоциации по вопросам защиты информации BISA Василий Окулесский, доцент Кафедры комплексной безопасности критически важных объектов Российского университета нефти и газа и советник по информационной безопасности вице-президента аудиторской компании ФБК Андрей Курило.
Открывая встречу и презентуя экспертный доклад, заместитель заведующего Центром медиапрактик НИУ ВШЭ Андрей Жуков прокомментировал только что опубликованную Банком России статистику операций без согласия клиентов за I квартал 2024 года. С одной стороны, ЦБ фиксирует рост числа мошеннических списаний (+ 16,8% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года). С другой стороны, в денежном выражении объем операций без согласия клиентов снизился с 4,5 млрд до 4,2 млрд рублей. И резко выросло количество предотвращенных мошенничеств – в 5 раз по количеству операций (с 2,7 млн до 13,9 млн) и почти в 3 раза в денежном выражении (с 712 млрд до 2050 млрд руб).
Во многом это стало возможным благодаря совершенствованию работы банковских антифрод-систем, программ операторов связи для финансовых организаций и системы «Антифрод» Роскомнадзора. Тем не менее, в программах по борьбе с финансовыми мошенниками, по мнению Жукова, еще немало проблем. Среди «узких мест» антифрода эксперт выделил отсутствие мониторинга звонков по мессенджерам, недостаточность контроля за выдачей телефонных сим-карт, проблемы взаимодействия антифрод систем банков и операторов связи, а также вопросы подготовки специалистов по антифроду и повышению финансовой культуры клиентов банков.
Максим Сёмов назвал антифрод барьером «последней надежды» на пути мошенников. Механизмы антифрода могут спасти, когда злоумышленник уже обманул свою жертву, когда все остальные защитные барьеры не сработали и жертва бежит в банк, чтобы перевести свои деньги мошеннику. «Сегодня совершенствование механизмов антифрода становится первоочередной государственной задачей в финансовой сфере. Нужна синергия операторов связи и банков, полиции», – убежден Сёмов. И в этом одна из главных ролей должна принадлежать ФинЦерту – Центру взаимодействия и реагирования Департамента информационной безопасности Банка России.
Василий Окулесский полагает, что «борьба с преступностью в финансовой сфере должна носить исключительно системный характер». По мнению эксперта, идея создания универсального антифрода, который бы объединил программы операторов связи и банков под эгидой ФинЦЕРТа сложна и дорога, но технически вполне реализуема. Он также высказался за то, чтобы к такой системе были подключены правоохранительные органы, имеющие право на оперативно-розыскную деятельность. «Объединение разных антифрод систем может дать большой толчок для выявления мошенников», – резюмировал Окулесский.
Андрей Курило, напротив, настроен пессимистично относительно идеи объединения всех антифрод-систем. «Реализовать такую сложную систему технически возможно, но управлять ей очень трудно. Кроме того, нужно решить главный вопрос: кто будет оператором этой системы. К тому же у каждого банка свои правила и регламенты на этот счет, не сильно, но все же они отличаются друг от друга. Как их передавать кому-то другому – не ясно», - говорит Курило. Эксперт полагает, что гораздо проще выстраивать борьбу с банковскими мошенниками через выявление дропперов – тех, кто обналичивает или переводит похищенные деньги. Также необходимо усиливать борьбу с оборотом «серых» сим-карт и учить население правильным действиям при звонках от мошенников.
Андрей Федорец акцентирует внимание на том, что новым вызовом для программ по противодействию мошенникам становятся аферы с системой быстрых платежей. Число транзакций по куар-кодам и через СБП растет, растет и число мошенничеств. В этой связи существенно возрастает роль антифрод-систем в национальной системе платежных карт (НСПК), через которую проходят все «быстрые платежи», а также все списания и зачисления на счета.
Это те вопросы, которые еще только предстоит решить. Технические возможности для этого появляются – отечественный рынок антифрод-систем растет. Эксперты полагают, что решения российских компаний не уступают, а иногда и превосходят антифрод-платформы зарубежных разработчиков, хорошо интегрируются и работают друг с другом.
Консалтинговая компания Axenix провела исследование конвергенции маркетплейсов и банков на российском и мировом рынках. Результаты исследования показывают, как влияет на рынок сближение и взаимопроникновение секторов финансов и электронной коммерции
В 2025 году российский рынок информационной безопасности (ИБ) стремительно развивался в ответ на требования цифровизации, регуляторные изменения и усиление угроз со стороны киберпреступности.
Специалисты ФСБ России провели успешные испытания «Континент-АП» Версия 4 (сборки 4.1.689.0 и 4.1.725.0) на соответствие требованиям к средствам криптографической защиты информации (СКЗИ).
Компания EGAR успешно завершила первый проект по внедрению и интеграции конвертера Swift-сообщений «СМАРТКОНВЕРТ» в инфраструктуру российского банка. Проект реализован в ответ на глобальные изменения Swift по обязательному переходу участников финансового рынка на стандарт ISO 20022. Внедрение конвертера позволит Заказчику обеспечить плавную миграцию платежных потоков без остановки операционной деятельности.
ГК «Оптимакрос» заняла 4 место в рейтинге ИТ-разработчиков 2024 года, чьи программные продукты используются в строительной отрасли. В итоговый список аналитики TAdviser включили компании с наибольшей выручкой от реализации ИТ-проектов на базе собственных решений.
ЗАО «Эвалар» и ООО «АС РС» (VARSEAS) заключили соглашение о стратегическом партнерстве, направленном на развитие инновационных решений в сфере продукции для здоровья и укрепление позиций сторон на российском и международном рынках. Подписание документов о сотрудничестве состоялось накануне на предприятии компании «Эвалар» в Бийске.
Платформа серверной виртуализации SpaceVM компании «ДАКОМ М» вошла в тройку лидеров ежегодного Рейтинга российских платформ виртуализации 2025, который подготовил аналитический отдел издания «Компьютерра».
Проведенные тесты подтверждают стабильную и эффективную работу совместного решения, что позволяет предлагать клиентам комплексные отечественные ИТ-продукты, соответствующие требованиям импортозамещения и информационной безопасности.
Работу станков, линий и технологических комплексов определяют проекты ПЛК, и любое несанкционированное изменение в их коде может привести не только к аварии и простоям, но и к угрозе безопасности людей.
Банк Уралсиб оценил результаты применения системы активной бизнес-аналитики Proceset, которая помогла повысить эффективность работы сотрудников с новым программным продуктом.
АО «Центр развития электронных торгов» (оператор ЭТП «Торги223») объявляет о завершении проекта по переносу инфраструктуры на облачную платформу Yandex Cloud.
Завод по производству автоклавного газобетона (входит в периметр ГК ФСК), расположенный на территории промышленно-строительного комплекса в Зеленограде, получил разрешение на ввод в эксплуатацию. Комплекс возводит ГК ФСК в рамках масштабного инвестиционного проекта (МаИП). По программе стимулирования создания мест приложения труда завод обеспечит более 100 высокотехнологичных рабочих мест.