Издательство "Юрайт" подводит итоги уходящего года в сфере российского образования
В преддверии Нового, 2016 года мы хотим подвести итоги: каким стал уходящий год для российского образования. Заместитель главного редактора издательства «Юрайт» Александр Сафонов подготовил для еженедельника «Книговед» топ-10 итогов 2015 года в российском ВО и СПО.
1. Правительство Российской Федерации утвердило концепцию Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг. Главный упор сделан на повышении эффективности и конкурентоспособности российского образования путем сокращения до 40% вузов и до 80% филиалов. За минувший год были закрыты либо лишены аккредитации многие негосударственные вузы. Тема объединения вузов стала основной в связи с конкурсом по созданию т.н. опорных университетов в регионах. Сейчас уже рассматриваются 15 заявок из многих городов нашей страны (Волгоград, Воронеж, Киров, Махачкала, Кострома, Красноярск, Омск, Оренбург, Орел, Ростов-на-Дону, Самара, Тюмень, Уфа). Академическое сообщество неоднозначно восприняло данный процесс: в ряде вузов проходили выступления против объединений, другие коллективы активно поддержали этот процесс.
2. Проблема финансового неблагополучия вузов, связанная с общим сокращением бюджета на образование, и как следствие, низкими зарплатами и увольнениями сотрудников, а также задержками выплат стипендий, периодически вызывала серьезные скандалы. Так, были публично уволены ректоры МИИГАиК и РХТУ, к ряду вузов применены дисциплинарные меры.
3. По инициативе Минобрнауки РФ созданы федеральные учебно-методические объединения в системе среднего профессионального образования и высшего образования по укрупненным группам профессий и специальностей. Как ожидается, в 2016 году пройдет активная методическая работа над проектами ФГОСов 4-го поколения с учетом профстандартов.
4. Произошли серьезные изменения в порядке приема абитуриентов в вузы. Впервые в отечественной высшей школе предусмотрен централизованный учет индивидуальных достижений — портфолио выпускников. Вузы получают возможность рассматривать спортивные победы, аттестат с отличием, сдачу норм ГТО, волонтерскую деятельность, выступления творческих и интеллектуальных конкурсах, итоговое школьное сочинение по литературе. Эта мера представляет собой значительный отход от изначальных принципов ЕГЭ.
5. Идея создания государственной корпорации по развитию образования не получила дальнейшего развития. Резко против выступили академическое сообщество и многие общественные движения. Напомним, что возможность и необходимость создания государственной корпорации обсуждали на заседании Общественного совета при Минобрнауки России.
6. В число учредителей ассоциации «Национальная платформа открытого образования» вошли МИСиС, МГУ, ВШЭ, МФТИ, СПбГУ, СПбПГУ, ИТМО и УрФУ и запустили российский портал онлайн-обучения. Некоторые вузы уже приравняли прохождение курсов на нацплатформе к традиционным зачетам и экзаменам. Онлайн-образование постепенно превращается из экзотической новинки в равноправную форму учебного процесса.
7. В среднем профессиональном образовании постепенно вводятся новые программы на основе методик WorldSkills и с учетом разрабатываемых Минтрудом РФ профстандартов. Началась профессионально-общественная аккредитация этих программ с учетом мнений ведущих работодателей.
8. Нельзя не отметить научные достижения ведущих вузов. Хотя Нобелевка российским ученым не досталась, многие университетские коллективы получили государственные премии: • МАИ - за бортовую РЛС поколения 4+ и за космическую платформу «Экспресс-2000», • МГТУ им. Баумана + МИФИ + ВГТУ - за технологии и оборудование сварки, • СПбГМУ им. Павлова + ПМГМУ им. Сеченова + СПбГПМУ + ВМА им. Кирова - за хирургическое лечение хронического панкреатита, • НМСУ «Горный» - за технологии бурения ледников Антарктиды, • МСХА им. Тимирязева - за гибриды капустных культур, • МЭИ + ННГУ - за микроволновую диагностику быстропротекающих процессов, • УГНТУ - за высокооктановые автомобильные бензины.
9. Особое внимание в уходящем году было уделено развитию математического образования. Запланировано создание международных центров в области математики и появление позиций федеральных профессоров в области математики для выдающихся ученых в этой сфере.
10. Минобрнауки РФ объявил о реформе педагогического образования на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций различного уровня. В рамках реформы было проведено слияние крупнейших педвузов: МГГУ им. М.А. Шолохова присоединился к МПГУ.
Корпоративная программа повышения управленческих компетенций People Management ЕДИНОГО ЦУПИС стала победителем в номинации «Прорыв года» премии «Эффективное образование». Награда является отражением вклада компании в образовательный процесс персонала.
Будущие агрономы из института менеджмента, экономики и агротехнологий, а также сельскохозяйственного колледжа ХГУ на один день стали дегустаторами овощей, которые используются в повседневном рационе. Вкусные занятия прошли на форуме-выставке достижений обучающихся.
Правительство Хакасии поддерживает исследовательскую деятельность учёных ХГУ им. Н.Ф. Катанова с помощью региональных мер. С 2018 по 2023 годы общее финансирование на эти цели из республиканского бюджета увеличилось в несколько раз, а грантовая поддержка проектов возросла в 21 раз.
Нейрохирурги Института Вельтищева Пироговского Университета ввели в практику метод помощи детям с детским церебральным параличом и генетическими патологиями мозга.
rid: 2SDnjcKARhk
Курс для желающих обучиться профессии кадровика с нуля и для специалистов по кадрам и управлению персоналом с опытом работы стартует 21 января в Торгово-промышленной палате Республики Коми.
Алина Сагалакова из института естественных наук и математики Хакасского госуниверситета заняла третье место в весовой категории до 50 кг на всероссийском турнире по спортивной борьбе (спортивная дисциплина – вольная борьба) памяти Героя труда Российской Федерации, заслуженного тренера СССР Д.Г. Миндиашвили.
Контекст: в Госдуме поддерживают предложение Минобрнауки об отказе от бакалавриата, переходе на базовое и специализированное высшее образование с 1 сентября 2026 года.
Титр: Ольга Юрьевна Милушкина, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН, проректор по учебной работе Пироговского Университета
В Тольяттинском государственном университете (ТГУ) для студентов-инженеров завершился первый семестр обучения по новой дисциплине – «Инженерная подготовка».
Яна Гофф из института менеджмента, экономики и агротехнологий Хакасского госуниверситета вошла в число лучших региональных амбассадоров масштабного федерального проекта «Таврида.АРТ» в Москве.
Хакасский госуниверситет вошёл в состав учебно-педагогического округа Енисейской Сибири. Между вузами подписано соглашение о сотрудничстве. Оно открывает новые горизонты для эффективного взаимодействия по направлению подготовки «Педагогическое образование».
За выдающийся вклад в подготовку и проведение Всемирного фестиваля молодёжи-2024 студентка инженерно-технологического института Хакасского госуниверситета Анастасия Парасюк удостоена памятной медали Президента Российской Федерации Владимира Путина.
Главная цель конкурса — поддержать талантливых молодых ученых и специалистов в сфере охраны здоровья. Инициатива помогает не только мотивировать участников к разработке инновационных проектов, но и оказывать помощь в дальнейшей реализации идей.
Лечение двигательных нарушений — одно из ключевых направлений работы Института Вельтищева. С 2021 года в отделении нейрохирургии проводится селективная дорсальная ризотомия — операция, устраняющая спастичность в ногах. Увеличение количества пациентов с двигательными нарушениями подтолкнуло к освоению новых нейрохирургических практик для комплексного лечения.
Команда проекта «LeukoCheck» из числа студентов-медиков Хакасского госуниверситета стала победителем акселератора ТГУ в финальном треке «Агробиотехнологии». Начинающие учёные разрабатывают биомедицинскую технологию для прогнозирования риска сердечно-сосудистых заболеваний и их осложнений. В основе технологии – анализ баз данных с помощью нейросети.