Школьная лига РОСНАНО: итоги и планы на 2016-2018 гг.
Программа «Школьная лига РОСНАНО» была принята в 2012 году с целью поддержки и развития сетевого сообщества федерального уровня, объединяющего представителей школы, бизнеса, науки и культуры. Уникальность Программы «Школьная лига РОСНАНО» заключается в разработке инновационных проектных образовательных технологий, развитии интегративных практик, развитии связи с бизнесом, увеличении исследовательской активности школьников и педагогов и улучшении качества проведенных учебных исследований. В настоящее время программа объединяет 216 школ-участниц программы и 432 школ-партнеров, сформировано 10 региональных сетей, работают 12 ресурсных центров. Была создана качественно новая модель дополнительного образования для школьников в форме образовательно-конкурсных программ «Школа на ладони». «Школа на ладони» – это образовательная платформа, предназначенная для популяризации нанотехнологии, развития исследовательской культуры и ИКТ-компетенций школьников и педагогов. Все конкурсы проводятся в дистанционном формате, в разработке заданий и оценке работ участвуют эксперты Лиги, бизнес-партнеры, учителя, выпускники программы. Конкурсные программы реализуются совместно с предприятиями и учреждениями - бизнес-партнерами сетевого сообщества. Образовательные конкурсы устроены так, чтобы школьники в процессе решения конкурсных заданий и кейсов могли познакомиться с технологиями и бизнес-процессами реальных предприятий, а кто-то из них мог присмотреться к будущей профессии. Цель такой работы – вовлечение талантливой и целеустремленной молодежи со школьной и студенческой скамьи в «прорывные» проекты и перспективные направления деятельности. За четыре года работы программы в конкурсных сессиях приняли участие более 20 000 школьников и студентов. Основным результатом реализации программы и ключевым элементом взаимодействия с бизнес-партнерами и вузами стала Всероссийская неделя высоких технологий и технопредпринимательства, поддержанная Министерством образования и науки РФ, организованная по предложению Лиги во всех регионах России. В 2015 году Неделя высоких технологий прошла под эгидой трех корпораций – РОСНАНО, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Объединенной ракетно-космической корпорации (Роскомос). Участниками Недели стали более 30 000 школьников из 56 регионов страны, было проведено более 3000 уроков, посвященных исследованию космоса, атомной энергетике, нанотехнологиям, машиностроению. Партнерами проекта Школьная лига РОСНАНО за 4 года стали более 140 предприятий, вузов, научных центров. Создан устойчивый тиражируемый формат каникулярной школы «Наноград» - одной из самых инновационных в стране летних образовательных программ для старшеклассников. Помимо основной, общероссийской летней школы в регионах проходят – «Наноград-Ч» (Чебоксары), «TeenГрад» (Пенза), «Наноград-Мурманск», «Наноград-Калмыкия (Элиста), «Созвездие – IQ» (Самара), «Движение Техномира» (Наноград-Москва), «Наукоград-НИКА», (Наноград-Белгород). Уже сейчас многие представители образовательного сообщества уверены, что модель технопарка, по которой строится «Наноград» и которая совмещает науку, бизнес и образование, хорошо вписывается в практику современной общеобразовательной школы. Реализация такой модели школы в рамках Программы создает качественный прецедент в ранней, опережающей подготовке российских специалистов в сфере современного производства и бизнеса (в частности в сфере нанотехнологий), а также рабочих и инженеров среднего звена в сфере высоких технологий и грамотных пользователей создаваемых продуктов.
С января 2016 по декабрь 2018 для созданной сети образовательных учреждений начинается новый трехлетний период работы, который будет связан с развитием научно-производственной базы, при общем сохранении достигнутого за прошедший период потенциала. Цель работы Федеральной образовательной сети «Школьная лига РОСНАНО» состоит в развитии высокотехнологичной образовательной среды в образовательных учреждениях (реальной и виртуальной), а также в популяризации нанотехнологий и формировании у молодежи опыта технологического мышления и самореализации. Программа «Школьная лига РОСНАНО» в 2016–2018 годах направлена на развитие образования, содержательными доминантами программы станут: - Междисциплинарность с опорой на когнитивные науки; - Проектная культура; - Исследования; - Высокие технологии и инженерное мышление; - Открытое нелинейное образование (включая электронное образование, edutainment; геймофикацию); - Партнерство с бизнесом. Содержание деятельности будет фокусироваться на отраслях экономики, являющихся наиболее перспективными для применения нанотехнологий: - здравоохранение; - металлургия и металлообработка; - энергетика; - машиностроение; - приборостроение; - химия и нефтехимия; - электроника; - оптоэлектроника; - телекоммуникации; - строительные материалы; - промышленные материалы; - биотехнологии.
В планах на 2016 год - проведение V Всероссийской школьной недели высоких технологий для школьников, ежегодные научно-практические конференции для учителей и директоров школ, повышение квалификации педагогов, осенняя и весенняя сессии конкурсной образовательной платформы «Школы на ладони», каникулярные летние и зимние школы Наноград. Планируется, что в каникулярных школах Лиги в 2016 году примет участие более 600 школьников.
«Школьная лига РОСНАНО» — сетевой проект, целью которого является продвижение в школах Российской Федерации идей, направленных на развитие современного образования, в первую очередь – естественнонаучного образования. Объединяя, с одной стороны, школы и учителей, а с другой - учёных и преподавателей ВУЗов, представителей индустрии и бизнеса, Лига организует их взаимодействие для достижения своей основной цели. Проект реализуется при поддержке Фонда инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО.
«Фонд инфраструктурных и образовательных программ» создан в 2010 году в соответствии с Федеральным законом № 211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий». Целью деятельности Фонда является развитие инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, включая реализацию уже начатых РОСНАНО образовательных и инфраструктурных программ.
Молодежная инженерная школа «Импульс» на базе «FoodNet-студии» Алтайского государственного аграрного университета была открыта в октябре 2025 г. Здесь все желающие школьники и студенты Барнаула смогут освоить базовые компетенции 3D-моделирования и реализовать свои научные и творческие проекты в сфере аддитивных технологий.
В преддверии Нового года в Хакасии состоялась традиционная торжественная церемония награждения учащейся и работающей молодёжи. В числе лауреатов премии главы республики – студенты ХГУ: Зарина Джумаева, Артём Попов, Татьяна Опарина.
25 декабря 2025 года состоится церемония торжественного открытия обновленного Детского центра Музеев Московского Кремля в исторической усадьбе Александра Гедеонова на Манежной улице, д.7.
25 декабря 2025 года состоится церемония торжественного открытия обновленного Детского центра Музеев Московского Кремля в исторической усадьбе Александра Гедеонова на Манежной улице, д.7.
23 декабря в Алтайском государственном аграрном университете состоялось расширенное заседание ученого совета Факультета природообустройства, совмещенное с Круглым столом «Современное состояние и перспективы развития мелиоративного комплекса Алтайского края и сопредельных территорий», приуроченного к 45-летию Факультета природообустройства.
Команда туристского клуба «Меридиан» Хакасского госуниверситета заняла седьмое место на чемпионате России по спортивному туризму в дисциплине «маршрут-лыжный». Участники преодолели живописный маршрут по Восточному Саяну и хребту Тункинские гольцы. За 20 дней ребята прошли более 200 километров.
К встрече нового 2026 года здание и сквер перед главным корпусом Алтайского государственного аграрного университета украсились новогодними гирляндами и светоконструкциями
Студенты института филологии и искусств Хакасского госуниверситета Дарья Новопашина, Алина Жулева и Алиса Старцева представили уникальное мобильное приложение «ТекстУм» и тетрадь-тренажёр, которые помогут детям справиться с трудностями воспроизведения и понимания текстов. Руководитель проекта доктор педагогических наук Наталья Кольчикова.
В Алтайском государственном аграрном университете состоялось заседание круглого стола по обсуждению монографии «Россия в средокрестии пространств и времен (опыт синтетического цивилизационного подхода)», Барнаул, 2025.
В школе пос. Комсомольский Павловского района Алтайского края состоялось торжественное открытие агротехнологического класса, созданного Алтайским государственным аграрным университетом совместно с индустриальными партнерами