Ректор опорного Тольяттинского государственного университета (ТГУ) Михаил Криштал на вебинаре «Особенности номинации «Управление проектами в системе высшего образования и науки» рассказал, как участвовать и побеждать в конкурсе «Проектный Олимп» Аналитического центра при Правительстве РФ.
Вебинар провёл оргкомитет конкурса. Речь шла о том, как правильно подготовиться к конкурсу, как проходит оценка проектов. Кроме того, победители прошлых лет поделились опытом и своими лучшими практиками.
Одним из спикеров стал Михаил Криштал, ректор Тольяттинского государственного университета – вуза-победителя 2019 года в номинации «Управление проектами в системе высшего образования и науки» с проектом «Развитие дистанционного онлайн-обучения – проект «Росдистант».
Впервые в проектной логике свою программу развития Тольяттинский госуниверситет представил в 2009 году. С тех пор в ТГУ реализовали уже несколько программ развития. В 2015 году был запущен проект «Росдистант», который позволил вовлечь в процесс трансформации весь университет, обеспечить вузу новых студентов не только из разных регионов России, но и зарубежья.
– Именно тогда мы начали развивать экосистему онлайн-образования со своей платформой «Росдистант», инфраструктурой и технологией производства электронного контента и сопровождения учебного процесса. Для производства электронных видео- и аудиолекций в ТГУ создан собственный центр, включающий пять студий звукозаписи и два съёмочных павильона. Сегодня в эквиваленте 2 З (З —зачётная единица трудоемкости, эквивалентная 36 часам совместной с преподавателем и самостоятельной работы – прим.ред.) у нас около 3 тысяч электронных контентов, 100 из них размещены на российской образовательной платформе, рекомендованной Министерством науки и высшего образования РФ, – подчеркивает Михаил Криштал.
Для контактной онлайн-работы преподавателей со студентами оборудованы комнаты для вебинаров. Но главное — создана и отлажена вся система взаимодействия студентов, преподавателей и сотрудников.
– Онлайн-обучение — это не только электронный контент и преподаватели, умеющие работать в Сети, это ещё и вся система сопровождения, которая работает на то, чтобы оперативно снимать вопросы, возникающие у студентов и преподавателей. Когда началась пандемия, и вышел приказ Министра науки и высшего образования перевести всех в онлайн, мы это сделали ровно за один день. Просто увеличили в три раза первую линию поддержки call-центра и подключили к системе очников, раздав ключи от личных кабинетов и обеспечив доступ к электронному контенту. Вся работа построена так, что ни один запрос студента не остаётся без ответа. Процесс контролируется автоматически: за этим следит система ботов. Мы удерживаем количество ошибок на уровне, близком к нулю, – отметил ректор ТГУ.
Сейчас в вузе на разных формах обучения учатся порядка 20 тысяч студентов –представители 83 регионов России (более 2 тысяч человек из Москвы и Санкт-Петербурга) и русскоговорящие жители 23 стран мира, включая США, Германию, Израиль, Латвию и т.д. Тольяттинский госуниверситет готовится к выходу на англоязычный рынок: переводит всю систему сопровождения высшего образования онлайн на английский язык, а также запускает несколько образовательных программ на английском языке.
– Проект «Росдистант», как и всё новое, потребовал преодоления сопротивления персонала, но сейчас весь университет поддерживает этот проект, все поменяли своё отношение в онлайн-образованию. За два года мы вышли на самоокупаемость и сегодня, благодаря «Росдистанту», мы софинансируем другие проекты и программу развития университета, – отмечает Михаил Криштал.
Ректор ТГУ добавил, что участие в конкурсе «Проектный Олимп» полезно для каждого вуза. Оно позволяет осмыслить пройдённый путь и понять, куда двигаться дальше.
– Более серьёзной номинации, чем «Управление проектами в системе высшего образования и науки», не могу себе представить, потому что нет ничего сложнее с точки зрения системы управления, чем университет. За месяц до участия в конкурсе ТГУ стал обладателем премии Правительства РФ в области качества, и вместе с нами в номинации крупных организаций победили авиакомпания «S7 Airlines» и ООО «Газпром ПХГ». Поэтому, мне есть, с чем сравнивать, – уверен Михаил Криштал.
Конкурс по профессиональному управлению проектной деятельностью «Проектный Олимп» организован Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации. Номинация «Управление проектами в системе высшего образования и науки» впервые была открыта в 2019 году при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Её цель – внедрение проектного управления, формирование проектной культуры и тиражирование лучших практик в высших образовательных учреждениях Российской Федерации.
Важную роль в становлении будущих историков играет практическая подготовка. Одним из этапов становится прохождение летней двухнедельной учебной практики. В этом году одной из баз её проведения для студентов института истории и права ХГУ стал Национальный музей Республики Хакасия.
В Хакасском госуниверситете продолжается «Приёмная кампания–2025». Сегодня в приёмную комиссию вуза поступило на все формы обучения, на программы высшего и среднего профессионального образования уже более 7000 заявлений. Это больше, чем за аналогичный период прошлого года.
На Факультете природообустройства Алтайского государственного аграрного университета состоялась защита выпускных квалификационных работ по направлению подготовки «Гидромелиорация».
Участники студенческого научно-творческого объединения «PRO Дизайн» из инженерно-технологического института Хакасского госуниверситета разработали проект эксклюзивных авторских жилетов и платьев для школьников, выполненный под руководством кандидата педагогических наук Анастасии Белоусовой.
Студенты инженерно-технологического института Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова Сергей Лаптев и Илья Шиганов блестяще защитили выпускные квалификационные работы в рамках программы «Стартап как диплом».
Исследователи института естественных наук и математики ХГУ изучили содержание свинца в листьях тополей и вязов на трёх площадках города Абакана. Согласно нормативным документам, регламентирующим содержание тяжелых металлов в окружающей среде, свинец относится к первому классу опасности.
10 июля в Калужской области завершилось обучение пятого потока «Школы фермера», организованное Калужским региональным филиалом Россельхозбанка совместно с министерством сельского хозяйства Калужской области на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Калужский институт дополнительного профессионального обучения в сфере АПК».
Выпускники школ Алтайского края, в которых действуют агротехнологические классы, активно подают документы в приемную комиссию Алтайского государственного аграрного университета
В институте филологии и искусств ХГУ реализуют инновационный проект «УЛУҒ СӦС», главная цель которого популяризация, изучение, сохранение и развитие хакасского языка и культуры с помощью хакасских пословиц в формате видеоклипов.
Молодые ученые факультета «Информационные технологии» МГППУ разработали уникальный тренажер для оценки и формирования навыков командной работы у операторов БПЛА.
Анастасия Парасюк и Алина Чухрова из инженерно-технологического института ХГУ стали серебряными призёрами республиканского конкурса «Научный потенциал Хакасии – 2030». Их разработка посвящена проектированию детского сувенирного набора с элементами национального культурного наследия региона. Руководитель проекта – доцент кафедры цифровых технологий и дизайна Анастасия Белоусова.