 |
Учёные ХГУ открывают детям хакасский календарь
Самым частым и востребованным атрибутом культуры, которым люди пользуются, даже не представляя его значимость, является календарь. Хакасский календарь является одним из источников формирования этнокультурной осведомленности детей, поскольку с ним связаны образ жизни народа, её традиционная культура и мировоззрение. Так считает студентка института непрерывного педагогического образования ХГУ Регина Пигарева, которая под руководством наставника – доцента, кандидата педагогических наук Андрея Карамчакова рассмотрела проблемы формирования этнокультурной осведомленности младших школьников на основе хакасского календаря. Исследователи считают, что она формируется на основе ознакомления с национальными чертами хакасов, их традициями, одеждой и атрибутикой, народным фольклором, играми и др. Календарь учёные рассматривают как систему счисления длительных промежутков времени, в основе которой лежат периодические явления природы, связанные с движением небесных светил. Для изучения уровня осведомленности о хакасском календаре был проведен опрос группы студентов института непрерывного педагогического образования ХГУ. Анализ результатов показал, что наибольшее затруднение вызвали вопросы об астрономических явлениях и связанных с ними датах. Это привело исследователей к мысли о необходимости раскрытия более полной информации о хакасском календаре, а также разработке программы внеурочной деятельности по знакомству и изучению его младшими школьниками. В современной России общепринятой является восточная трактовка символики календаря, которая берёт своё начало из Китая. Однако российские учёные считают, что китайский календарь заимствован. Изначально он был календарем народа, проживающего на территории Хакасии, о чем писал в середине прошлого века востоковед Николай Кюнер. Накопленные веками знания о положении небесных тел (луны, солнца, звёзд), жизни природы легли в основу собственного календаря хакасов. Календарь представлял собой цикл в двенадцать лет. Население говорило, что при помощи «двенадцати животных считают годы», каждый из которых соответствует определенному животному, как и во многих современных восточных календарях с 12-летним циклом. Цикл начинается с мыши, затем корова, лиса, заяц, ящерица, змея, лошадь, овца, человек, курица, собака, свинья. Начало года приходится на март, Новый год празднуется на день весеннего равноденствия. Хакасский месяц насчитывал 30 дней. Он делился на две фазы: «ай наазы» – новая луна и «ан ирпзi» – старая луна. На четырнадцатый день наступало «белое полнолуние» (ах толы). Пятнадцатый – назывался «красным полнолунием» (хызыл толы) и был день новой луны. Счёт старой луны вели в обратном направлении. На второй день старой луны месяц исчезал из поля зрения. Рождение нового месяца называлось «ай аразы» (междулуние). Хакасы пользовались лунным календарем, в котором начало календарного месяца соответствовало моментам новолуний. В современном мире глобализация и информатизация общества являются одной из причин утраты национальных культурных ценностей. Проблема их сохранения и значимость этнокультурного воспитания в современной России обозначена в национальной доктрине образования. А хакасский календарь как раз является одним из средств формирования этнокультурной осведомленности младших школьников о культуре народа, его ценностях, быте и традициях. Исследование опубликовано в сборнике научных трудов студентов ХГУ «Катановские чтения-2024».
Контактное лицо: Ботева Эльмира
Компания: Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
Добавлен: 03:53, 30.08.2024
Количество просмотров: 104
Страна: Россия
Выпускница ХГУ о призвании и роли педагога начальной школы, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 22:25, 27.05.2025, Россия139 |
Алиса Григорьева – дважды выпускница Хакасского госуниверситета: колледжа педагогического образования, информатики и права, а затем института непрерывного педагогического образования Сегодня она – учитель начальных классов высшей квалификационной категории школы №11 Абакана. |
Студенты ХГУ – в числе лауреатов «Научного потенциала Хакасии», Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 22:07, 27.05.2025, Россия49 |
Шестнадцать студентов главного вуза республики стали победителями и призёрами конкурса исследовательских работ «Научный потенциал Хакасии – 2030». Он прошёл в несколько этапов: заочном и очном форматах. Всего от образовательных организаций региона поступило около полусотни заявок. |
ХГУ и Институт языкознания РАН подписали договор о сотрудничестве, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 09:57, 24.05.2025, Россия366 |
В Хакасском госуниверситете начала работу Vll всероссийская конференция «Сохранение и развитие языков и культур коренных народов Сибири». Данному научному проекту, который ведёт институт гуманитарных исследований и саяно-алтайской тюркологии (ИГИСАТ) исполняется 20 лет. |
Более миллиона россиян примут участие в первом Всероссийском агродиктанте, Калужский РФ АО «Россельхозбанк», 22:44, 21.05.2025, Россия159 |
20 мая состоялось совещание по подготовке Всероссийского агродиктанта – масштабной акции, которая впервые пройдет в России с 8 по 12 октября 2025 года, в период Недели агропромышленного комплекса, и будет приурочена ко Дню работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. |
ПМЮФ-2025: Россельхозбанк реализует правовую подготовку фермеров, Калужский РФ АО «Россельхозбанк», 22:43, 21.05.2025, Россия164 |
Россельхозбанк (РСХБ) разрабатывает модуль углублённого обучения по законодательным основам ведения бизнеса для студентов «Школы фермера». Об этом заявил директор Правового департамента РСХБ Константин Ухов на Петербургском международном юридическом форуме. |
|
 |