Самым частым и востребованным атрибутом культуры, которым люди пользуются, даже не представляя его значимость, является календарь. Хакасский календарь является одним из источников формирования этнокультурной осведомленности детей, поскольку с ним связаны образ жизни народа, её традиционная культура и мировоззрение. Так считает студентка института непрерывного педагогического образования ХГУ Регина Пигарева, которая под руководством наставника – доцента, кандидата педагогических наук Андрея Карамчакова рассмотрела проблемы формирования этнокультурной осведомленности младших школьников на основе хакасского календаря. Исследователи считают, что она формируется на основе ознакомления с национальными чертами хакасов, их традициями, одеждой и атрибутикой, народным фольклором, играми и др. Календарь учёные рассматривают как систему счисления длительных промежутков времени, в основе которой лежат периодические явления природы, связанные с движением небесных светил. Для изучения уровня осведомленности о хакасском календаре был проведен опрос группы студентов института непрерывного педагогического образования ХГУ. Анализ результатов показал, что наибольшее затруднение вызвали вопросы об астрономических явлениях и связанных с ними датах. Это привело исследователей к мысли о необходимости раскрытия более полной информации о хакасском календаре, а также разработке программы внеурочной деятельности по знакомству и изучению его младшими школьниками. В современной России общепринятой является восточная трактовка символики календаря, которая берёт своё начало из Китая. Однако российские учёные считают, что китайский календарь заимствован. Изначально он был календарем народа, проживающего на территории Хакасии, о чем писал в середине прошлого века востоковед Николай Кюнер. Накопленные веками знания о положении небесных тел (луны, солнца, звёзд), жизни природы легли в основу собственного календаря хакасов. Календарь представлял собой цикл в двенадцать лет. Население говорило, что при помощи «двенадцати животных считают годы», каждый из которых соответствует определенному животному, как и во многих современных восточных календарях с 12-летним циклом. Цикл начинается с мыши, затем корова, лиса, заяц, ящерица, змея, лошадь, овца, человек, курица, собака, свинья. Начало года приходится на март, Новый год празднуется на день весеннего равноденствия. Хакасский месяц насчитывал 30 дней. Он делился на две фазы: «ай наазы» – новая луна и «ан ирпзi» – старая луна. На четырнадцатый день наступало «белое полнолуние» (ах толы). Пятнадцатый – назывался «красным полнолунием» (хызыл толы) и был день новой луны. Счёт старой луны вели в обратном направлении. На второй день старой луны месяц исчезал из поля зрения. Рождение нового месяца называлось «ай аразы» (междулуние). Хакасы пользовались лунным календарем, в котором начало календарного месяца соответствовало моментам новолуний. В современном мире глобализация и информатизация общества являются одной из причин утраты национальных культурных ценностей. Проблема их сохранения и значимость этнокультурного воспитания в современной России обозначена в национальной доктрине образования. А хакасский календарь как раз является одним из средств формирования этнокультурной осведомленности младших школьников о культуре народа, его ценностях, быте и традициях. Исследование опубликовано в сборнике научных трудов студентов ХГУ «Катановские чтения-2024».
Корпоративная программа повышения управленческих компетенций People Management ЕДИНОГО ЦУПИС стала победителем в номинации «Прорыв года» премии «Эффективное образование». Награда является отражением вклада компании в образовательный процесс персонала.
Будущие агрономы из института менеджмента, экономики и агротехнологий, а также сельскохозяйственного колледжа ХГУ на один день стали дегустаторами овощей, которые используются в повседневном рационе. Вкусные занятия прошли на форуме-выставке достижений обучающихся.
Правительство Хакасии поддерживает исследовательскую деятельность учёных ХГУ им. Н.Ф. Катанова с помощью региональных мер. С 2018 по 2023 годы общее финансирование на эти цели из республиканского бюджета увеличилось в несколько раз, а грантовая поддержка проектов возросла в 21 раз.
Нейрохирурги Института Вельтищева Пироговского Университета ввели в практику метод помощи детям с детским церебральным параличом и генетическими патологиями мозга.
rid: 2SDnjcKARhk
Курс для желающих обучиться профессии кадровика с нуля и для специалистов по кадрам и управлению персоналом с опытом работы стартует 21 января в Торгово-промышленной палате Республики Коми.
Алина Сагалакова из института естественных наук и математики Хакасского госуниверситета заняла третье место в весовой категории до 50 кг на всероссийском турнире по спортивной борьбе (спортивная дисциплина – вольная борьба) памяти Героя труда Российской Федерации, заслуженного тренера СССР Д.Г. Миндиашвили.
Контекст: в Госдуме поддерживают предложение Минобрнауки об отказе от бакалавриата, переходе на базовое и специализированное высшее образование с 1 сентября 2026 года.
Титр: Ольга Юрьевна Милушкина, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН, проректор по учебной работе Пироговского Университета
В Тольяттинском государственном университете (ТГУ) для студентов-инженеров завершился первый семестр обучения по новой дисциплине – «Инженерная подготовка».
Яна Гофф из института менеджмента, экономики и агротехнологий Хакасского госуниверситета вошла в число лучших региональных амбассадоров масштабного федерального проекта «Таврида.АРТ» в Москве.
Хакасский госуниверситет вошёл в состав учебно-педагогического округа Енисейской Сибири. Между вузами подписано соглашение о сотрудничстве. Оно открывает новые горизонты для эффективного взаимодействия по направлению подготовки «Педагогическое образование».
За выдающийся вклад в подготовку и проведение Всемирного фестиваля молодёжи-2024 студентка инженерно-технологического института Хакасского госуниверситета Анастасия Парасюк удостоена памятной медали Президента Российской Федерации Владимира Путина.
Главная цель конкурса — поддержать талантливых молодых ученых и специалистов в сфере охраны здоровья. Инициатива помогает не только мотивировать участников к разработке инновационных проектов, но и оказывать помощь в дальнейшей реализации идей.
Лечение двигательных нарушений — одно из ключевых направлений работы Института Вельтищева. С 2021 года в отделении нейрохирургии проводится селективная дорсальная ризотомия — операция, устраняющая спастичность в ногах. Увеличение количества пациентов с двигательными нарушениями подтолкнуло к освоению новых нейрохирургических практик для комплексного лечения.
Команда проекта «LeukoCheck» из числа студентов-медиков Хакасского госуниверситета стала победителем акселератора ТГУ в финальном треке «Агробиотехнологии». Начинающие учёные разрабатывают биомедицинскую технологию для прогнозирования риска сердечно-сосудистых заболеваний и их осложнений. В основе технологии – анализ баз данных с помощью нейросети.