Положение молодых специалистов на рынке труда глазами выпускников и студентов ВУЗов
В настоящее время Россия активно интегрируется в мировой образовательный процесс и переходит на двухуровневую систему высшего образования (бакалавриат плюс магистратура). Однако данный процесс вызывает неоднозначные мнения. В результате проведенного исследования мы выяснили, что 44 % студентов считают, что им необходимо обучение в магистратуре, т.к. образование бакалавра является неполным и его недостаточно для получения хорошей работы. Третья часть кандидатов (32 %) говорят о том, что получение степени магистра даст им возможность углубить свои знания или получить другую специализацию. Только 9 % студентов-участников опроса связывают магистратуру с научной деятельностью. Отвечая на вопрос, правильным ли является переход к новой двухуровневой образовательной системе, 66 % респондентов ответили, что не видят в ней смысла. 23 % считают, что таким образом у студентов есть возможность делать выбор, исходя из своих целей. Идеологически поддерживают политику перехода России к Болонской системе только 7 % опрошенных. Примечательно, что есть такие респонденты, которые не понимают, о каком переходе идет речь (их 4 %).
Отъезд за рубеж
Интеграция России в мировой образовательный процесс сделала кандидатов более мобильными. В настоящее время существуют различные программы обмена, а также стажировки за границей с последующим трудоустройством. В связи с этим, мы спросили респондентов, хотели бы они уехать из России и остаться за границей для получения образования либо работы. Примечательно, что около половины (52 %) считают, что отъезд — это хорошая возможность дополнить свое образование и найти лучшую работу за рубежом. Примерно треть опрошенных (28 %) хотели бы получить профессиональные знания за границей с последующим применением их в России. 20 % говорят о том, что и на родине можно получить достойное образование и сделать карьеру/
Мы спросили кандидатов, есть ли у них опыт работы к окончанию ВУЗа. Большинство респондентов (60 %) уже работали. При этом в 37 % случаев речь идет об опыте более двух лет. 16 % имеют опыт работы от года до двух лет. 16 % – от полугода до одного года. Менее полугода работали к окончанию ВУЗа 31 % кандидатов. Кроме того, среди тех, кто уже имеет опыт работы, 33 % работали / работают по специальности, 67 % – нет. Причем 39 % опрошенных проходили производственную практику, однако честно признались, что она была формальной.
В настоящее время большинство компаний озабочены поиском квалифицированных кадров, заявляя, что уровень подготовки в ВУЗах существенно ниже того, который нужен ведущим работодателям. Мы спросили респондентов, согласны ли они с этим утверждением. 69 % опрошенных молодых специалистов ответили, что подготовка в их ВУЗах соответствует требованиям рынка. Только треть (31 %) студентов и выпускников считают, что их ВУЗ не готовит специалистов должного уровня.
Поиск работы
При наступлении лета студенты / выпускники задумываются о поиске работы. Многие компании предлагают подработки на время отпусков своих штатных сотрудников. В связи с этим мы спросили респондентов, готовы ли они выйти на временную работу в летний период. 41 % респондентов говорят о том, что такой вариант занятости — хорошая подработка для студента / молодого специалиста до нахождения постоянного места работы. Однако 53 % кандидатов ответили, что варианты временной занятости не рассматривают и согласны только на постоянную работу, готовы ее искать. 6 % заявили, что согласны поработать на временных проектах, однако в летний период это делать не готовы.
31 % опрошенных студентов и выпускников российских ВУЗов ориентируются на доход от 20 до 30 тыс. руб. (рис. 6). 20 % молодых специалистов хотели бы зарабатывать от 15 до 20 тыс. руб. Одинаковое количество студентов (по 16 %) ориентируются на доход в размере 10-15 тыс. руб. и 30-40 тыс. руб. В Черноземье зарплатные ожидания молодых специалистов на порядок ниже. 41 % респондентов хотят получать от 10 до 15 тыс. руб., 30 % — от 15 до 20 тыс. руб. В ЦЧР более 30 тыс. руб. после получения высшего образования рассчитывают получать только 5 % респондентов.
Подводя итоги исследования, можно сделать несколько выводов о состоянии рынка молодых специалистов в 2011 году: — переход России к Болонской системе порождает неоднозначные мнения среди студентов и выпускников ВУЗов; — сохраняется тенденция утечки кадров за рубеж: 52 % опрошенных хотели бы уехать на учебу за границу с последующим трудоустройством; — 69 % респондентов уверены, что их ВУЗ готовит специалистов в соответствии с требованиями рынка, что противоречит общему мнению представителей бизнеса.
Комментирует Борис Воронков, директор сети филиалов кадрового холдинга АНКОР: «Как показало данное исследование, молодые специалисты на момент получения диплома, по большей части, уже имеют за плечами некий опыт работы, который дает определенный старт их карьеры. Это позитивная динамика, которая позволит выпускникам быстрее реализовываться на рынке труда. Можно порекомендовать студентам и выпускникам не пугаться временной занятости, такая форма получения практического опыта также цениться на рынке труда. По вопросу перехода России на болонскую систему однозначного мнения у выпускников не сложилось. Почти половина опрошенных считают бакалавриат неполным высшим образованием и идут в магистратуру ради диплома о «полноценном» высшем образовании, чтобы быть более конкурентоспособными на ранке труда. Должно пройти еще некоторое время, чтобы новая система образования была принята всеми участниками рынков образования и труда, доказала свою эффек-тивность и не вызывала настороженности».
Студенты Колледжа агропромышленных технологий Алтайского государственного аграрного университета посетили Государственный архив Алтайского края в рамках праздничных мероприятий, посвященных его 259-летию.
По итогам 2024 года шесть студентов Хакасского госуниверситета удостоены премии губернатора. В числе лауреатов обучающиеся пяти институтов вуза: менеджмента, экономики и агротехнологий, инженерно-технологического, естественных наук и математики, истории и права, филологии и искусств.
Тольяттинский государственный университет (ТГУ) получил награду II Всероссийского форума руководителей финансово-экономических служб образовательных организаций высшего образования.
Участники студенческого научно-творческого объединения «PRO ДИЗАЙН» из Хакасского госуниверситета стали лауреатами Общенационального финала X всероссийского конкурса «Туристический сувенир». В финале участвовали авторы 787 конкурсных позиций из 60 регионов страны и Республики Беларусь.
Преподаватели кафедры гуманитарных дисциплин Алтайского государственного аграрного университета в 2024 году, объявленном Годом наставника и педагога, провели целый ряд мероприятий со студентами.
Ансамбль современного и народного танца «Шейк» ХГУ покорил сердца жюри на IV Всероссийском конкурсе хореографического искусства «PachkA». В нём приняли участие более 1000 танцоров из Хакасии и Красноярского края. Они представили экспертам 150 творческих постановок различных жанров.
В Хакасском государственном университете завершилась процедура выборов. Накануне в вузе на конференции работников и обучающихся определились с кандидатурой ректора. Руководить крупнейшим учебным заведением юга Сибири на ближайшие годы остаётся Татьяна Григорьевна Краснова.
Третьекурсницы инженерно-технологического института Диана Коновалова, Татьяна Опарина и Александра Павшок зарегистрировали право интеллектуальной собственности на промышленные образцы настольной игры и развивающей книжки-игрушки для детей дошкольного возраста.
Экспериментальному ресурсному центру инженерных технологий Хакасского госуниверситета исполнилось два года. Он создан с целью объединения всех ресурсов института для взаимодействия различных отраслей науки и техники. Сегодня это уникальная площадка, где студенты, преподаватели и молодые учёные могут решать практические инженерные задачи в реальных условиях, приближенных к производственным.
8-9 декабря в Минске состоялся IX Международный конкурс грумеров «Зимние встречи-Minsk Groom», в котором успешно выступила студентка Алтайского государственного аграрного университета Виталия Алишаускайте
Ректор ХГУ Татьяна Краснова и проректор по непрерывному образованию Марина Адамова приняли участие в совещании с Департаментом просвещения, высшего образования и науки Правительства Российской Федерации по вопросам готовности к проведению экзамена для иностранных граждан по русскому языку.