Экологическая образовательная программа "Город и я"
У каждого человека свое понятие «сокровища», особенно оно меняется с возрастом. Но «сокровище» - это не только материальные блага и комфорт, оно включает в себя и такие ценности, как здоровье и благоприятные условия окружающей среды. Поэтому важно, чтобы у детей младшего и среднего школьного возраста появилось понимание того, что чистый и относительно чистый воздух – это настоящее сокровище, который может сохранить здоровье на долгие годы. Но может ли определить степень загрязнения воздуха обычный школьник, не занимающийся в экологическом кружке? Метод определения качества воздуха при помощи лишайников (лихеноиндикация) известен специалистам, экологам, учителям биологии, но используется на практике чаще всего в исследовательских работах учащихся. По инициативе Муниципального образования города Пушкин, «Центром Маркетинговых Коммуникаций» и «Центром природы и окружающей среды» Пушкинского ДДЮТ была разработана социально - образовательная программа, направленная на формирование экологической грамотности детей среднего школьного возраста. На экологических уроках - практикумах, которые прошли во всех 5 - 6 классах школ Пушкина, сотрудники Центра природы и окружающей среды З.С. Дреслер, Г.И. Зеленковская, В.И. Ксенофонтова учили детей рассматривать лишайники в качестве индикаторов окружающей среды, чтобы с их помощью определять степень загрязнения воздуха на улицах города. На специально разработанной для экологического урока карте дети отмечали участки, которые опасны для здоровья и участки, которые являются безопасными. Детям были предложены 3 типа лишайников (кустистые, листоватые и накипные), с помощью которых надо было оценить степень чистоты воздуха. Итоги урока были оформлены ребятами в виде таблицы с настоящими лишайниками, с помощью которых можно оценивать качество воздуха в любом месте города. Необходимым условием является присутствие в месте наблюдений деревьев. Чтобы знания, полученные учащимися на уроках, были закреплены и имели бы практический результат, в школах был проведен конкурс «Чистый воздух». По условиям конкурса каждый участник должен был самостоятельно или с родителями найти в городе место, где росли кустистые или листоватые лишайники, которые свидетельствовали бы о чистом или относительно чистом атмосферном воздухе. Это место надо было сфотографировать или зарисовать. Выполненное исследование следовало опустить в один из специальных ящиков с надписью «Чистый воздух», указав данные о себе и контактный телефон. Ящики были установлены в каждой школе, принимающей участие в программе. Итоги конкурса были подведены специалистами «Центра природы и окружающей среды». В результате изучения распространения лишайников в черте города были сделаны следующие выводы. Оказалось, что наиболее часто на улицах Пушкина встречаются накипные лишайники, что свидетельствует о среднем загрязнении воздуха. Отсутствие накипных лишайников было обнаружено на нескольких наиболее оживленных улицах и перекрестках. Образование «лишайниковой пустыни» в этих местах происходит из-за повышенного содержания в воздухе выхлопных газов автомобилей (оксида серы, оксида азота, тяжелых металлов и др.) и является доказательством сильного загрязнения воздуха. Листоватые лишайники, более чувствительные к загрязнению атмосферы, чем накипные, чаще всего встречались во дворах и на тихих улочках. Присутствие этих лишайников свидетельствовало о том, что воздух в таких местах имел слабое загрязнение. Кустистые лишайники были обнаружены лишь в отдаленных уголках Александровского и Баболовского парков, где отсутствовали источники загрязнения воздуха. Наличие кустистых лишайников свидетельствовало об относительно благополучной экологической ситуации в парках. На карте Пушкинского района дети отметили участки, где были проведены наблюдения. Как отмечает Генеральный директор «Центра Маркетинговых Коммуникаций» Юлия Соболева, программа «Город и я» - прекрасная возможность для школьников 5-6 классов получить опыт социальной активности, применить на практике полученные знания по экологии. Приобретенные навыки определят поведение подростков и шкалу их ценностей на протяжении всей жизни. Дети совместно с родителями смогут выбирать наиболее безопасные места для прогулок, игр, занятий спортом и отдыха. Информацию о качестве воздуха в Пушкине, полученную школьниками и их родителями – «неспециалистами» можно рассматривать в качестве независимой экологической информации, которая была представлена Администрации города, общественности, средствам массовой информации. Все участники конкурса получили возможность 19 декабря 2009 г. совершить экскурсию в Лисинский заказник и посетить Музей Природы Ленинградской области. В результате проведенной работы можно утверждать, что как экологические уроки «В поисках сокровища», так и конкурс «Чистый воздух» принесли детям новые знания и открытия.
В.И. Ксенофонтова кандидат биологических наук, методист Центра природы и окружающей среды Пушкинского ДДЮТ
Важную роль в становлении будущих историков играет практическая подготовка. Одним из этапов становится прохождение летней двухнедельной учебной практики. В этом году одной из баз её проведения для студентов института истории и права ХГУ стал Национальный музей Республики Хакасия.
В Хакасском госуниверситете продолжается «Приёмная кампания–2025». Сегодня в приёмную комиссию вуза поступило на все формы обучения, на программы высшего и среднего профессионального образования уже более 7000 заявлений. Это больше, чем за аналогичный период прошлого года.
На Факультете природообустройства Алтайского государственного аграрного университета состоялась защита выпускных квалификационных работ по направлению подготовки «Гидромелиорация».
Участники студенческого научно-творческого объединения «PRO Дизайн» из инженерно-технологического института Хакасского госуниверситета разработали проект эксклюзивных авторских жилетов и платьев для школьников, выполненный под руководством кандидата педагогических наук Анастасии Белоусовой.
Студенты инженерно-технологического института Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова Сергей Лаптев и Илья Шиганов блестяще защитили выпускные квалификационные работы в рамках программы «Стартап как диплом».
Исследователи института естественных наук и математики ХГУ изучили содержание свинца в листьях тополей и вязов на трёх площадках города Абакана. Согласно нормативным документам, регламентирующим содержание тяжелых металлов в окружающей среде, свинец относится к первому классу опасности.
10 июля в Калужской области завершилось обучение пятого потока «Школы фермера», организованное Калужским региональным филиалом Россельхозбанка совместно с министерством сельского хозяйства Калужской области на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Калужский институт дополнительного профессионального обучения в сфере АПК».
Выпускники школ Алтайского края, в которых действуют агротехнологические классы, активно подают документы в приемную комиссию Алтайского государственного аграрного университета
В институте филологии и искусств ХГУ реализуют инновационный проект «УЛУҒ СӦС», главная цель которого популяризация, изучение, сохранение и развитие хакасского языка и культуры с помощью хакасских пословиц в формате видеоклипов.
Молодые ученые факультета «Информационные технологии» МГППУ разработали уникальный тренажер для оценки и формирования навыков командной работы у операторов БПЛА.
Анастасия Парасюк и Алина Чухрова из инженерно-технологического института ХГУ стали серебряными призёрами республиканского конкурса «Научный потенциал Хакасии – 2030». Их разработка посвящена проектированию детского сувенирного набора с элементами национального культурного наследия региона. Руководитель проекта – доцент кафедры цифровых технологий и дизайна Анастасия Белоусова.