|
Экологическая образовательная программа "Город и я"
У каждого человека свое понятие «сокровища», особенно оно меняется с возрастом. Но «сокровище» - это не только материальные блага и комфорт, оно включает в себя и такие ценности, как здоровье и благоприятные условия окружающей среды. Поэтому важно, чтобы у детей младшего и среднего школьного возраста появилось понимание того, что чистый и относительно чистый воздух – это настоящее сокровище, который может сохранить здоровье на долгие годы. Но может ли определить степень загрязнения воздуха обычный школьник, не занимающийся в экологическом кружке? Метод определения качества воздуха при помощи лишайников (лихеноиндикация) известен специалистам, экологам, учителям биологии, но используется на практике чаще всего в исследовательских работах учащихся. По инициативе Муниципального образования города Пушкин, «Центром Маркетинговых Коммуникаций» и «Центром природы и окружающей среды» Пушкинского ДДЮТ была разработана социально - образовательная программа, направленная на формирование экологической грамотности детей среднего школьного возраста. На экологических уроках - практикумах, которые прошли во всех 5 - 6 классах школ Пушкина, сотрудники Центра природы и окружающей среды З.С. Дреслер, Г.И. Зеленковская, В.И. Ксенофонтова учили детей рассматривать лишайники в качестве индикаторов окружающей среды, чтобы с их помощью определять степень загрязнения воздуха на улицах города. На специально разработанной для экологического урока карте дети отмечали участки, которые опасны для здоровья и участки, которые являются безопасными. Детям были предложены 3 типа лишайников (кустистые, листоватые и накипные), с помощью которых надо было оценить степень чистоты воздуха. Итоги урока были оформлены ребятами в виде таблицы с настоящими лишайниками, с помощью которых можно оценивать качество воздуха в любом месте города. Необходимым условием является присутствие в месте наблюдений деревьев. Чтобы знания, полученные учащимися на уроках, были закреплены и имели бы практический результат, в школах был проведен конкурс «Чистый воздух». По условиям конкурса каждый участник должен был самостоятельно или с родителями найти в городе место, где росли кустистые или листоватые лишайники, которые свидетельствовали бы о чистом или относительно чистом атмосферном воздухе. Это место надо было сфотографировать или зарисовать. Выполненное исследование следовало опустить в один из специальных ящиков с надписью «Чистый воздух», указав данные о себе и контактный телефон. Ящики были установлены в каждой школе, принимающей участие в программе. Итоги конкурса были подведены специалистами «Центра природы и окружающей среды». В результате изучения распространения лишайников в черте города были сделаны следующие выводы. Оказалось, что наиболее часто на улицах Пушкина встречаются накипные лишайники, что свидетельствует о среднем загрязнении воздуха. Отсутствие накипных лишайников было обнаружено на нескольких наиболее оживленных улицах и перекрестках. Образование «лишайниковой пустыни» в этих местах происходит из-за повышенного содержания в воздухе выхлопных газов автомобилей (оксида серы, оксида азота, тяжелых металлов и др.) и является доказательством сильного загрязнения воздуха. Листоватые лишайники, более чувствительные к загрязнению атмосферы, чем накипные, чаще всего встречались во дворах и на тихих улочках. Присутствие этих лишайников свидетельствовало о том, что воздух в таких местах имел слабое загрязнение. Кустистые лишайники были обнаружены лишь в отдаленных уголках Александровского и Баболовского парков, где отсутствовали источники загрязнения воздуха. Наличие кустистых лишайников свидетельствовало об относительно благополучной экологической ситуации в парках. На карте Пушкинского района дети отметили участки, где были проведены наблюдения. Как отмечает Генеральный директор «Центра Маркетинговых Коммуникаций» Юлия Соболева, программа «Город и я» - прекрасная возможность для школьников 5-6 классов получить опыт социальной активности, применить на практике полученные знания по экологии. Приобретенные навыки определят поведение подростков и шкалу их ценностей на протяжении всей жизни. Дети совместно с родителями смогут выбирать наиболее безопасные места для прогулок, игр, занятий спортом и отдыха. Информацию о качестве воздуха в Пушкине, полученную школьниками и их родителями – «неспециалистами» можно рассматривать в качестве независимой экологической информации, которая была представлена Администрации города, общественности, средствам массовой информации. Все участники конкурса получили возможность 19 декабря 2009 г. совершить экскурсию в Лисинский заказник и посетить Музей Природы Ленинградской области. В результате проведенной работы можно утверждать, что как экологические уроки «В поисках сокровища», так и конкурс «Чистый воздух» принесли детям новые знания и открытия.
В.И. Ксенофонтова кандидат биологических наук, методист Центра природы и окружающей среды Пушкинского ДДЮТ
Контактное лицо: Наталия Манина
Компания: Центр Маркетинговых Коммуникаций
Добавлен: 18:13, 24.12.2009
Количество просмотров: 679
В Алтайском ГАУ прошла онлайн-викторина «Многообразие мировых культур», ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 04:15, 17.11.2024, Россия56 |
В преддверии празднования Международного дня толерантности, который отмечается во всем мире 16 ноября, кафедра иностранных языков Алтайского государственного аграрного университета провела для студентов онлайн-викторину «Многообразие мировых культур». |
11 компаний начали путь к изменениям!, "ЦО "Деловая инициатива", 02:55, 17.11.2024, Россия52 | |
В очередной раз география участников стала еще шире. Экспресс-курс "Управление современной компанией" объединил предпринимателей из Оренбурга, Орска, Соль-Илецка, Новокузнецка и Владивостока! |
Тысячи учащихся посетили предприятия холдинга «Швабе», Холдинг "Швабе", 19:06, 08.11.2024, Россия96 |
Семь предприятий холдинга «Швабе» Госкорпорации Ростех посетили свыше 2000 учащихся из Москвы, Подмосковья, Вологды, Красноярска, Новосибирска и Екатеринбурга. В рамках Всероссийской акции «Неделя без турникетов» школьники и студенты узнали о том, как организована работа на крупных промышленных объектах и познакомились со сложными производственными процессами. |
|
|