|
Позиция закона и ОНФ – родители не должны покупать школьные учебники
В Челябинской области участились случаи подачи судебных исков по нарушению закона об образования в части необеспеченности школ бесплатными учебниками и пособиями. Родители возмущены необходимостью из года в год покупать учебную литературу для своих детей, образовательные учреждения разводят руками и ссылаются на нехватку финансирования. В ситуации разобралось региональное отделение «Народный фронт «За Россию» в Челябинской области.
Закон обязывает образовательное заведение комплектовать библиотечный фонд школы. При этом финансирование происходит из трех бюджетных источников: федеральный, региональный и местный. Таким образом, когда прокуратура подает иск, то по делу проходит сразу три ответчики: школа, муниципальное управление и Министерство образования и культуры. По Челябинской области прошли десятки таких судов, но результат один – претензии к региональному ведомству отпадают, потому что оно финансирует учебную литературу в пределах утвержденных нормативов. Просто нормативы у нас низкие. По данным директора школы №67 Светланы Веретенниковой в 2013 году для покупки учебников и пособий на одного ребенка приходилось 413 рублей, в этом году – 187 рублей. По словам члена регионального штаба ОНФ Натальи Каменковой, этих средств недостаточно даже для покупки одного учебника: «Ежегодно школа должна менять учебники на 2-3 параллели обучающихся. На одного ребенка необходимо от 10 до 15 учебников, в зависимости от количества предметов. Стоимость одного учебника на сегодняшний день составляет порядка 300 – 500 рублей. Кроме того, необходимы еще тетради с печатной основой, словари, энциклопедии, справочники и т.д. Сегодня объемы выделяемых школе средств всех уровней не покрывают ее потребности».
Нехватку бюджетного финансирования признали в Министерстве образования и науки Челябинской области, которое рассматривает возможность дополнительного субсидирования данной статьи расхода. По мнению экспертов для решения вопроса обеспечения школьников бесплатными учебниками понадобится примерно 350 миллионов рублей. Пока же школе приходится прибегать, как говорят чиновники, к целевым средствам физических лиц или внебюджетным источникам, а проще говоря – книги покупают за счет родителей. И здесь уже все зависит от подхода руководства школы – принуждение порождает судебный иск, а конструктивный диалог приводит к цивилизованным выходам из ситуации. Пример тому опыт школы №67. «Мы идем с опережением нормативов, до 5 класса у нас дети полностью обеспечены учебниками. С учебными пособиями, например, рабочими тетрадями, уже сложнее. Начиная с 6 класса дефицит учебников в нашей школе составляет 2600 штук. Это при том, что мы пытаемся сделать все возможное, используем все ресурсы, которые у нас есть. Мы каждый год проводим акцию «Подари учебник школе», в результате библиотечный фонд пополняется порядка 600 экземплярами учебников», – рассказала Светлана Веретенникова.
В важности конструктивного диалога с мамами и папами уверен региональный министр образования Александр Кузнецов: «Нужно объяснять на какие цели необходимы деньги родителей, а затем приобрести оптом. Это будет дешевле, быстрее и профессиональней. А когда родитель себе купил учебник, то он приобрел его в личное пользование, это не учебная литература школьного библиотечного фонда. В связи с этим вполне справедливы претензии прокуратуры». Отметим, что проблема обеспечения школ учебной литературой вряд ли решится в ближайшее время. Не для кого не секрет, что любой бумажный носитель имеет свой «жизненный цикл» – книги рвутся, изнашиваются и морально устаревают. Неприятный случай, по словам заместителя начальника Управления по вопросам обеспечения реализации государственных образовательных стандартов и общим вопросам Ларисы Манекиной, произошел в этом году: «Дети в начальной школе занимались по программе «Школа-2100», был перечень учебников, которое в прошлом году рекомендовало использовать в образовательном процессе федеральное управление. А в 2014 году их исключили из перечня. Школы остались заложниками – учебники реально есть, дети по ним занимались, но теперь по ним не имеют права учить». Вот и получается, что деньги потрачены в пустую, в библиотеке стоят никому не нужные книги. Досконально изучив ситуацию, члены штаба ОНФ в Челябинской области считают, что крайне необходимо увеличить долю финансирования всех бюджетных уровней. Кроме того, крайне важно совершенствовать процедуру включения учебников и пособий в Федеральный перечень, исключить бюрократический подход и не допускать ситуации подобные программе «Школа-2100». Также члены регионального штаба ОНФ предлагают рассмотреть возможность перехода школ на электронный контент. Подобные программы уже запущены в ряде регионов, их опыт может пригодится Южному Уралу. Отметим, что стоимость учебника на 70% зависит от бумаги. Электронный учебник, безусловно, тоже будет стоит денег, но внесение изменений в электронный контент не будет столь затратным. Кроме того, данный ресурс современного образовательного материала включает как сам учебник, так и разнообразные методические пособия: аудио- и видео-ссылки, разнообразные гиперссылки, электронные карты, справочные материалы и т.д. Необходимость изучения данного вида школьной литературы объясняется еще и тем, что с 1 января 2015 года каждый бумажный учебник должен сопровождаться электронным учебником, иначе он не будет включен в Федеральный перечень учебников, а значит запрещен в образовательном процессе.
Контактное лицо: Исполком регионального отделения
Компания: «Народный фронт «За Россию» по Челябинской области
Добавлен: 13:23, 06.10.2014
Количество просмотров: 2433
|
|