Осознание необходимости получить подтверждение качества образовательных программ у работодателей характерно не для всех руководителей образовательных организаций. Вузы за многие годы привыкли работать, руководствуясь только образовательными стандартами, которые зачастую не отвечали требованиям реальных работодателей. С развитием системы независимой оценки квалификации ориентироваться на требования профессиональных стандартов и требования рынка труда стало не просто модным, но и жизненно необходимым условием создания и реализации образовательных программ. В наукоемких, высокотехнологичных отраслях выпускники вузов должны быстро встраиваться в производственный процесс, т.к. время на адаптацию крайне мало, требования современной экономики диктует жесткие сроки модернизации и развития производства.
Профессионально-общественная аккредитация, проводимая Госкорпорацией Роскосмос, является одним из ключевых элементов в создании конкурентоспособных образовательных программ, соответствующих современным требованиям ракетно-космической отрасли.
«Филиал Южно-Уральского государственного университета (НИУ) в г. Миассе – один из немногих филиалов России, успешно осуществляющих подготовку специалистов по специальности «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов». Качество подготовки выпускников филиала было удостоверено и подтверждено на заседании Аккредитационного совета по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в области ракетной техники и космической деятельности, по итогам аккредитационной экспертизы, проведенной Профаккредагентством», – подчеркнула секретарь Аккредитационного совета Роскосмоса Инна Кузьмина. Филиал имеет богатую историю, он был основан в августе 1953 года как вечерний машиностроительный факультет Челябинского политехнического института им. Ленинского комсомола. Со всей страны сюда были направлены высокопрофессиональные педагогические кадры, которые и создали впоследствии уникальную научно-исследовательскую школу, позволяющую и сегодня готовить высококвалифицированные кадры.
«Профессионально-общественная аккредитация – это не формальная проверка документов, это сложная многоплановая процедура, включающая интервьюирование преподавателей, студентов, выпускников программы, встречи с работодателями и социальными партнерами, которые должны подтвердить наличие реального взаимодействия руководителей программы с представителями рынка труда. Руководители и сотрудники филиала Южно-Уральского государственного университета (НИУ) в г. Миассе ответственно и скрупулезно подготовились к профессионально-общественной аккредитации, что и помогло экспертам представить на Аккредитационной совет Роскосмоса объективный и полный отчет, – подчеркнула генеральный директор Профаккредагентства Наталья Баранова. В состав экспертной команды вошли эксперты от образовательного сообщества – заведующий кафедрой СМ-12 «Технологии ракетно-космического машиностроения» МГТУ им. Н.Э. Баумана д.т.н., д.пед.н. Андрей Галиновский, и от работодателей – инженер-конструктор I категории проектно-конструкторского отделения АО «Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева» Антон Козиков.
«Изделия ракетно-космической техники отличает высочайшая сложность и трудоемкость изготовления, использование новейших технологий, наукоемких методов проектирования, необходимость эксплуатации в сложных климатических условиях и действия негативных факторов окружающей среды. Специалисты, занятые вопросами создания объектов ракетно-космической техники, должны обладать широчайшим кругозором, владеть современными методами и средствами проектирования, иметь инженерную интуицию, воспринимать инновационные решения и подходы, креативно мыслить и многое другое. Всё это требует особой организации учебного процесса и содержательного наполнения учебных планов. – Отмечает Андрей Галиновский. – Зачастую читаемые лекционные курсы формируют особую научно-образовательную среду, в которой учащийся формирует уникальный комплекс компетенций, включая такие важные из них как научно-творческие и исследовательские. Но только коллективные занятия – лекции, семинары и лабораторные не позволяют достичь того уровня квалификации, который требуется современному работодателю. И поэтому для специальности «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов» характерен большой объем индивидуальной работы со студентами. Здесь можно говорить об элементах подготовки, которые в большей степени свойственны аспирантуре с ее формами написания диссертации в диаде аспирант-научный руководитель. Таким образом, полученный студентами материал коллективных занятий закрепляется и «шлифуется» при индивидуальной работе с преподавателем. И здесь крайне важен профессионально-педагогический уровень последнего. Поэтому участие в образовательном процессе специалистов-педагогов с базовых предприятий формирует высочайший уровень качества образования». Эксперты отметили уникальную систему организации учебного процесса по программе «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов»: основную часть специализированных курсов, а также все практики ведут специалисты, работающие в АО «ГРЦ Макеева», а формируемые профессиональные компетенции программы соотнесены с трудовыми функциями профессиональных стандартов ракетно-космической отрасли.
«Участие в ПОА не только подтвердило то, что мы движемся в правильном направлении, но и позволило наметить дальнейшие пути повышения качества образования. В частности, в процессе аккредитации достигнута договорённость о взаимодействии в области образования и науки с одним из ведущих вузов страны – МГТУ им. Н.Э. Баумана», – говорят руководитель программы, заведующий кафедрой прикладной математики и ракетодинамики филиала ЮУрГУ Владимир Киселёв и директор филиала д.т.н., профессор Игорь Войнов.
Студенческие отряды вузов Алтайского края работают в третьем трудовом семестре. Среди вышедших на связь с корреспондентом газеты ребят - командир СО "Веста" Алтайского государственного аграрного университета Анастасия Горнева.
Приёмная кампания стартовала 20 июня. На 8:00 7 июля с помощью сервиса Госуслуг «Поступление в вуз онлайн» абитуриенты Хакасского госуниверситета подали уже свыше 3000 заявлений. Это в 2 раза больше, чем за аналогичный период в прошлом году.
7 июля 2025 года — Высшая школа инновационного менеджмента при Главе Республики Саха (Якутия) внедрила платформу Talent Rocks (ООО "Ивентишес") в целях реализации обучения в рамках региональной кадровой программы «Якутия — Земля героев».
В институте филологии и искусств ХГУ им. Н.Ф. Катанова состоялась защита первых выпускных квалификационных работ по новому направлению обучения «Филология», профиль: «Медиатекст и связи с общественностью».
В Передовой инженерной школе «Гибридные и комбинированные технологии» Тольяттинского госуниверситета начат приём абитуриентов на четыре новых профиля подготовки.
В Передовой инженерной школе «Гибридные и комбинированные технологии» Тольяттинского госуниверситета начат приём абитуриентов на четыре новых профиля подготовки.
В Передовой инженерной школе «Гибридные и комбинированные технологии» Тольяттинского госуниверситета начат приём абитуриентов на четыре новых профиля подготовки.
Хакасский госуниверситет одержал победу в конкурсе грантов для образовательных организаций высшего образования от Росмолодёжи. По итогам конкурса Росмолодёжь.Гранты победителями стали 89 вузов России, в числе которых ХГУ. Благодаря победе в течение двух лет в вузе будет реализовано шесть проектов на сумму почти 15 миллионов рублей.
В Новосибирской области завершился шестой поток образовательной программы «Школа фермера», реализуемой Россельхозбанком совместно с Министерством сельского хозяйства Новосибирской области и Новосибирским ГАУ. В этом году 37 участников прошли интенсивное обучение по направлению «Масличные культуры» и получили дипломы государственного образца.
Более двух тысяч из них на программы высшего образования, остальные поданы в три колледжа Хакасского госуниверситета. В новом учебном году ХГУ предоставляет 1407 бюджетных мест по всем формам обучения, направлениям и специальностям.
МГТУ ГА и АО «Сирена-Трэвел» приступили к совместной работе по формированию практических компетенций у студентов, обучающихся по специальности «Технология транспортных процессов».
Будущий педагог-психолог, студентка института непрерывного педагогического образования Хакасского госуниверситета Анна Полева стала победителем всероссийского конкурса научно-исследовательских работ «Молодой учёный-2025».