Пресс-релизы // » Добавить пресс-релиз

«Рано или поздно мы придем к государственной школе»

В российской системе образования продолжается масштабный эксперимент по передаче отдельных полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере общего образования на уровень субъектов Российской Федерации. В нем участвуют 20 пилотных регионов, и их достижения планируется тиражировать.
В ходе эксперимента были апробированы три организационные модели. Первая модель предусматривает передачу на региональный уровень всех полномочий, в том числе управление имуществом образовательных организаций, вторая - передачу всех полномочий, кроме управления имуществом. В основе третьей модели – соглашения между регионами и муниципалитетами, позволяющие усилить роль государства в работе образовательных организаций.
Один из регионов, выбравших третью модель, - Воронежская область. В чем преимущества этой модели и каких результатов удалось добиться в ходе эксперимента, рассказал первый проректор Института развития образования Воронежской области Александр Митрофанов.

- Александр Юрьевич, когда и как возникла идея соглашений с муниципалитетами?
- Пять-шесть лет назад мы пришли к пониманию, что система образования в регионе очень неоднородна и нужно предпринимать меры, чтобы она соответствовала неким базовым показателям. Инструментом для достижения этой цели стали соглашения.
Два года назад мы подали заявку об участии в федеральном проекте по передаче отдельных полномочий органов местного самоуправления в сфере общего образования на уровень субъектов Российской Федерации. Оказалось, что модель, в основе которой лежат соглашения, там не предусмотрена. Но когда руководитель областного департамента успешно защитил нашу заявку в Москве, ему сказали, что Воронежскую область в проект все же возьмут с испытательным сроком на полгода.
Испытательный срок завершился для нас успешно, и вскоре выяснилось, что наша модель востребована другими регионами. Из 20 регионов - участников проекта, изначально планировавших работать по первой и второй модели, более десяти сейчас работают по третьей.
- Но, согласитесь, если мы говорим об усилении влияния государства на школу, то с помощью второй и тем более первой модели решить эту задачу можно гораздо быстрее.
- Идея государственной школы нам представляется очень перспективной. Но мы считаем, что прежде чем говорить о столь высоком статусе, необходимо в рамках действующего законодательства так организовать взаимодействие с муниципалитетами, чтобы создать единую образовательную среду, в которой каждый ребенок мог бы добиваться высоких результатов.
К своей модели мы относимся как к переходной и понимаем, что скорее всего рано или поздно придем к государственной школе. Если на федеральном уровне будет принято решение сделать все школы государственными, мы к этому готовы. Если нет – продолжим работать так, как работаем сегодня.
- О чем вы договариваетесь с муниципалитетами? Что фиксируется в соглашении?
- Мы договариваемся о закреплении неких базовых ориентиров по группам показателей.
Например, есть сфера финансов. Когда мы анализировали системы образования разных муниципалитетов, то видели, что одним денег хватает, другим нет. Норматив на одного ребенка для школ одинаковый, но в конце года регион вынужден давать дотации некоторым муниципалитетам, потому что у них в бюджете денег на школы не остается. В соответствии с соглашением муниципалитет обязуется навести порядок в фондах оплаты труда, в инфраструктуре, чтобы не получалось так, что 20-25 процентов денег школы уходит на зарплату директора или же 50 детей учатся в большом трехэтажном здании, где в половине классов даже не открываются двери.
Еще одна группа показателей связана с материально-техническими условиями. Мы считаем, что ребенок должен учиться в современной образовательной среде, а школы в области пока оснащены по-разному. Поэтому были введены показатели, стимулирующие руководителей муниципалитетов и школ приобретать высокотехнологичное учебное оборудование – робототехнику, фотостудии, кабинеты технологии с современными станками, 3D-принтеры и многое другое. В результате сегодня, например, 65-70 процентов школ, в том числе сельских, оснащены комплектами робототехники.
Еще одна группа показателей касается повышения квалификации кадров. Бывает так, что директор школы на этом экономит – отправляет педагога в неизвестную организацию, чтобы он прошел там дистанционный курс объемом 36 часов за тысячу рублей. На качестве кадров это отражается негативно. А мы закрепили в соглашении обязательное прохождение программы в форме стажировок, повышение квалификации для школьных команд и некоторые другие условия, благодаря которым учителя будут работать лучше.
- Но ведь муниципалитет может и не выполнить соглашение. Какие рычаги влияния есть на региональном уровне?
- На региональном уровне ежеквартально подводятся итоги выполнения соглашений в соответствии с заданными показателями. Результаты предъявляются главам муниципалитетов, и это хороший инструмент. Если по итогам года глава видит свой муниципалитет в хвосте рейтинга, то начинает задумываться о качестве своей работе.
В Воронежской области есть рейтинги школ, а это серьезный рычаг влияния муниципалитетов на директоров. В последние годы постепенно начался процесс замены директоров школ, показывающих низкие результаты.
- Как вся эта работа отражается на детях?
- Мы считаем, что в центре системы образования должен быть ребенок с его образовательными потребностями. А любые изменения в управлении нацелены на то, чтобы способствовать успешному развитию каждого ребенка.
Один из показателей, которого удалось добиться благодаря соглашениям, - рост доли образовательных организаций, обеспечивающих участие своих учеников в различных олимпиадах и конкурсах. Пять лет назад в некоторых муниципалитетах олимпиады проводились только для учеников больших школ, а сегодня больше половины муниципалитетов демонстрируют стопроцентный показатель. Детям дали возможность участвовать в олимпиадах, стали вывозить их на районные и городские состязания.
В некоторых муниципалитетах число победителей и призеров олимпиад выросло кратно. И если на Всероссийской олимпиаде школьников из многих муниципалитетов до регионального этапа раньше не доходил ни один человек, то теперь в каждом муниципалитете есть как минимум один его участник по каждому предмету. На уровне муниципалитета появилась конкуренция, а раньше доходило до того, что на олимпиаде соревновались ученики только одной школы, а то и одного учителя.
Вырос охват детей техническом творчеством. Несколько лет назад в областном фестивале «Робофест» участвовали порядка 150 детей со всего региона. А когда мы ввели показатель, стимулирующий школы покупать робототехнические комплекты, то очень скоро этот фестиваль не смог вместить всех желающих. Пришлось делить область на зоны, создавать там зональные центры, а затем победителей привозить в Воронеж.
В нашем регионе есть система мониторинга индивидуальных достижений, в которой участвует треть школ. В рамках этой системы мы оцениваем, удалось ли сформировать у детей универсальные учебные действия. В последние несколько лет видна хорошая динамика формирования таких компетенций – известно, что, помимо предметных результатов, школа должна обеспечивать и формирование soft-skills.
Все это в конечном счете приводит к повышению качества образования.
Беседовал Борис Старцев

_________________________________________________________________________
Контактная информация для СМИ:
Группа компаний «Просвещение»
Тел.: 8 (495) 789-30-40, доб. 44-83
E-mail: pressa@prosv.ru
http://www.prosv.ru/
_____________________________________________________________________________
«Просвещение» работает в сфере образования с 1930 года. Сегодня учителя всех школ страны ежедневно используют продукты и решения Группы компаний.
Группа компаний «Просвещение» — образовательный интегратор, который предлагает региональным органам управления образованием, школам и дошкольным организациям комплексный продукт. Он включает в себя не только учебники и учебные пособия, но и оборудование, методическую поддержку, программы повышения квалификации педагогов, дистанционное юридическое обслуживание и многое другое.
Одно из ключевых направлений развития компании — цифровизация системы образования, продуктов и сервисов. Этому способствуют созданные в 2017 году проекты для «Российской электронной школы», «Московской электронной школы», Академии «Просвещение»: дистанционные курсы повышения квалификации для преподавателей, комплексные проекты образовательного консалтинга в регионах РФ.
Группа компаний «Просвещение» активно участвует в реализации национального проекта «Образование»: одним из основных направлений деятельности является инвестирование в строительство школ, а также в создание современной информационно-образовательной среды, ресурсов и сервисов с использованием модели государственно-частного партнерства.

Контактное лицо: Елена
Компания: ГК Просвещение
Добавлен: 00:21, 10.12.2019 Количество просмотров: 97
Страна: Россия


Во второй этап конкурса «Уроки Победы» вышли 525 школьных учителей, ГК Просвещение, 18:34, 21.01.2020, Россия74
В федеральный этап Международного учительского конкурса методических разработок «Уроки Победы», который начнется 22 января, вышли 525 участников регионального этапа конкурса, на который было подано в общей сложности более 15 тысяч работ из всех регионов России и 25 зарубежных стран, сообщает пресс-служба Группы компаний «Просвещение».


В АлтГУ для школьников провели «Университетский экспресс» по биологии, Алтайский государственный университет, 16:48, 21.01.2020, Россия39
Первая в этом году профориентационная работа была проведена с учениками 9-го класса МБОУ "Гимназия №45".


Советы для начинающих управленцев в книге Елизаветы Ефремовой «От эксперта к руководителю», Русская Школа Управления, 16:46, 21.01.2020, Россия33
Русская Школа Управления представила второе, переработанное издание книги.


В АлтГУ всех студентов будут угощать «Счастливой зачеткой» и сбитнем, Алтайский государственный университет, 16:45, 21.01.2020, Россия35
АлтГУ станет местом одного из самых массовых празднований Дня российского студенчества в Алтайском крае.


«Просвещение» предлагает создать экспортные образовательные бренды, ГК Просвещение, 16:41, 21.01.2020, Россия38
Главная характеристика конкурентоспособности национальной системы образования в современном мире – востребованность ее продуктов на мировых рынках.


В АлтГУ проведут VI Конвент лидеров студенческого самоуправления Алтая, Алтайский государственный университет, 16:40, 21.01.2020, Россия35
Участниками молодежного форума станут 15 учебных заведений Алтайского края и Республики Алтай


Вузы 4-х государств обсудят в АлтГУ новые направления сотрудничества, Алтайский государственный университет, 16:39, 21.01.2020, Россия34
В АлтГУ состоится стратегическая сессия, посвященная теме развития международного сотрудничества в Центрально-Азиатском научно-образовательном и культурном пространстве.


В Ульяновской области во второй раз пройдет образовательный проект «Школа наставников», Кружковое движение НТИ, 21:38, 17.01.2020, Россия139
Он реализуется Фондом «Сколково», Агентством стратегических инициатив и Кружковым движением Национальной технологической инициативы.


В Ульяновской области стартует прием заявок на первую летнюю смену проектной школы «Практики будущего», Кружковое движение НТИ, 21:38, 17.01.2020, Россия138
Она пройдет с 17 июля по 6 августа на базе детского лагеря «Юность» и станет уникальной образовательной и социокультурной площадкой. Образовательный интенсив будет включать в себя изучение проектной деятельности, лекции, тренинги и выступления экспертов.


Преподаватель АлтГУ – соавтор лучшего патента на изобретение 2019 года, Алтайский государственный университет, 21:36, 17.01.2020, Россия142
Роспатент определил топ-10 самых интересных патентов на изобретение 2019 года.


Персональная выставка Пиргельди Широва открывается в АлтГУ, Алтайский государственный университет, 21:36, 17.01.2020, Россия141
В АлтГУ состоится открытие персональной выставки члена Союза художников России и Международной ассоциации изобразительных искусств, живописца Пиргельди Широва «Мелодия Востока».


Археологи АлтГУ откроют тайну городищ Лесостепного Алтая I тысячелетия, Алтайский государственный университет, 21:25, 17.01.2020, Россия135
Археологи опорного Алтайского государственного университета реализуют проект по комплексному изучению городищ Лесостепного Алтая I тысячелетия нашей эры.


Мастерскую научно-исследовательского центра ПАО «Химпром» посетили студенты НХМТ, ПАО Химпром, 21:25, 17.01.2020, Россия137
Студенты 2 курса Новочебоксарского химико - механического техникума, обучающиеся по специальности «технология аналитического контроля химических соединений», посетили научно-исследовательский центр (НИЦ) ПАО «Химпром».


Российским школьникам необходимы задачники по финансовой грамотности, ГК Просвещение, 19:50, 16.01.2020, Россия81
Участники дискуссии рассказали о проектах, направленных на повышение финансовой грамотности разных групп населения.


Представителям СМИ, ГК Просвещение, 19:37, 16.01.2020, Россия88
21 января 2020 года, в 11:00 В Доме Российского исторического общества (г.Москва, ул. Воронцово поле д.13 с.1), состоится брифинг, посвященный старту второго этапа Международного конкурса «Уроки Победы».


  © 2003-2020 inthepress.ru