Пресс-релизы // » Добавить пресс-релиз

«Рано или поздно мы придем к государственной школе»

В российской системе образования продолжается масштабный эксперимент по передаче отдельных полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере общего образования на уровень субъектов Российской Федерации. В нем участвуют 20 пилотных регионов, и их достижения планируется тиражировать.
В ходе эксперимента были апробированы три организационные модели. Первая модель предусматривает передачу на региональный уровень всех полномочий, в том числе управление имуществом образовательных организаций, вторая - передачу всех полномочий, кроме управления имуществом. В основе третьей модели – соглашения между регионами и муниципалитетами, позволяющие усилить роль государства в работе образовательных организаций.
Один из регионов, выбравших третью модель, - Воронежская область. В чем преимущества этой модели и каких результатов удалось добиться в ходе эксперимента, рассказал первый проректор Института развития образования Воронежской области Александр Митрофанов.

- Александр Юрьевич, когда и как возникла идея соглашений с муниципалитетами?
- Пять-шесть лет назад мы пришли к пониманию, что система образования в регионе очень неоднородна и нужно предпринимать меры, чтобы она соответствовала неким базовым показателям. Инструментом для достижения этой цели стали соглашения.
Два года назад мы подали заявку об участии в федеральном проекте по передаче отдельных полномочий органов местного самоуправления в сфере общего образования на уровень субъектов Российской Федерации. Оказалось, что модель, в основе которой лежат соглашения, там не предусмотрена. Но когда руководитель областного департамента успешно защитил нашу заявку в Москве, ему сказали, что Воронежскую область в проект все же возьмут с испытательным сроком на полгода.
Испытательный срок завершился для нас успешно, и вскоре выяснилось, что наша модель востребована другими регионами. Из 20 регионов - участников проекта, изначально планировавших работать по первой и второй модели, более десяти сейчас работают по третьей.
- Но, согласитесь, если мы говорим об усилении влияния государства на школу, то с помощью второй и тем более первой модели решить эту задачу можно гораздо быстрее.
- Идея государственной школы нам представляется очень перспективной. Но мы считаем, что прежде чем говорить о столь высоком статусе, необходимо в рамках действующего законодательства так организовать взаимодействие с муниципалитетами, чтобы создать единую образовательную среду, в которой каждый ребенок мог бы добиваться высоких результатов.
К своей модели мы относимся как к переходной и понимаем, что скорее всего рано или поздно придем к государственной школе. Если на федеральном уровне будет принято решение сделать все школы государственными, мы к этому готовы. Если нет – продолжим работать так, как работаем сегодня.
- О чем вы договариваетесь с муниципалитетами? Что фиксируется в соглашении?
- Мы договариваемся о закреплении неких базовых ориентиров по группам показателей.
Например, есть сфера финансов. Когда мы анализировали системы образования разных муниципалитетов, то видели, что одним денег хватает, другим нет. Норматив на одного ребенка для школ одинаковый, но в конце года регион вынужден давать дотации некоторым муниципалитетам, потому что у них в бюджете денег на школы не остается. В соответствии с соглашением муниципалитет обязуется навести порядок в фондах оплаты труда, в инфраструктуре, чтобы не получалось так, что 20-25 процентов денег школы уходит на зарплату директора или же 50 детей учатся в большом трехэтажном здании, где в половине классов даже не открываются двери.
Еще одна группа показателей связана с материально-техническими условиями. Мы считаем, что ребенок должен учиться в современной образовательной среде, а школы в области пока оснащены по-разному. Поэтому были введены показатели, стимулирующие руководителей муниципалитетов и школ приобретать высокотехнологичное учебное оборудование – робототехнику, фотостудии, кабинеты технологии с современными станками, 3D-принтеры и многое другое. В результате сегодня, например, 65-70 процентов школ, в том числе сельских, оснащены комплектами робототехники.
Еще одна группа показателей касается повышения квалификации кадров. Бывает так, что директор школы на этом экономит – отправляет педагога в неизвестную организацию, чтобы он прошел там дистанционный курс объемом 36 часов за тысячу рублей. На качестве кадров это отражается негативно. А мы закрепили в соглашении обязательное прохождение программы в форме стажировок, повышение квалификации для школьных команд и некоторые другие условия, благодаря которым учителя будут работать лучше.
- Но ведь муниципалитет может и не выполнить соглашение. Какие рычаги влияния есть на региональном уровне?
- На региональном уровне ежеквартально подводятся итоги выполнения соглашений в соответствии с заданными показателями. Результаты предъявляются главам муниципалитетов, и это хороший инструмент. Если по итогам года глава видит свой муниципалитет в хвосте рейтинга, то начинает задумываться о качестве своей работе.
В Воронежской области есть рейтинги школ, а это серьезный рычаг влияния муниципалитетов на директоров. В последние годы постепенно начался процесс замены директоров школ, показывающих низкие результаты.
- Как вся эта работа отражается на детях?
- Мы считаем, что в центре системы образования должен быть ребенок с его образовательными потребностями. А любые изменения в управлении нацелены на то, чтобы способствовать успешному развитию каждого ребенка.
Один из показателей, которого удалось добиться благодаря соглашениям, - рост доли образовательных организаций, обеспечивающих участие своих учеников в различных олимпиадах и конкурсах. Пять лет назад в некоторых муниципалитетах олимпиады проводились только для учеников больших школ, а сегодня больше половины муниципалитетов демонстрируют стопроцентный показатель. Детям дали возможность участвовать в олимпиадах, стали вывозить их на районные и городские состязания.
В некоторых муниципалитетах число победителей и призеров олимпиад выросло кратно. И если на Всероссийской олимпиаде школьников из многих муниципалитетов до регионального этапа раньше не доходил ни один человек, то теперь в каждом муниципалитете есть как минимум один его участник по каждому предмету. На уровне муниципалитета появилась конкуренция, а раньше доходило до того, что на олимпиаде соревновались ученики только одной школы, а то и одного учителя.
Вырос охват детей техническом творчеством. Несколько лет назад в областном фестивале «Робофест» участвовали порядка 150 детей со всего региона. А когда мы ввели показатель, стимулирующий школы покупать робототехнические комплекты, то очень скоро этот фестиваль не смог вместить всех желающих. Пришлось делить область на зоны, создавать там зональные центры, а затем победителей привозить в Воронеж.
В нашем регионе есть система мониторинга индивидуальных достижений, в которой участвует треть школ. В рамках этой системы мы оцениваем, удалось ли сформировать у детей универсальные учебные действия. В последние несколько лет видна хорошая динамика формирования таких компетенций – известно, что, помимо предметных результатов, школа должна обеспечивать и формирование soft-skills.
Все это в конечном счете приводит к повышению качества образования.
Беседовал Борис Старцев

_________________________________________________________________________
Контактная информация для СМИ:
Группа компаний «Просвещение»
Тел.: 8 (495) 789-30-40, доб. 44-83
E-mail: pressa@prosv.ru
http://www.prosv.ru/
_____________________________________________________________________________
«Просвещение» работает в сфере образования с 1930 года. Сегодня учителя всех школ страны ежедневно используют продукты и решения Группы компаний.
Группа компаний «Просвещение» — образовательный интегратор, который предлагает региональным органам управления образованием, школам и дошкольным организациям комплексный продукт. Он включает в себя не только учебники и учебные пособия, но и оборудование, методическую поддержку, программы повышения квалификации педагогов, дистанционное юридическое обслуживание и многое другое.
Одно из ключевых направлений развития компании — цифровизация системы образования, продуктов и сервисов. Этому способствуют созданные в 2017 году проекты для «Российской электронной школы», «Московской электронной школы», Академии «Просвещение»: дистанционные курсы повышения квалификации для преподавателей, комплексные проекты образовательного консалтинга в регионах РФ.
Группа компаний «Просвещение» активно участвует в реализации национального проекта «Образование»: одним из основных направлений деятельности является инвестирование в строительство школ, а также в создание современной информационно-образовательной среды, ресурсов и сервисов с использованием модели государственно-частного партнерства.

Контактное лицо: Елена
Компания: ГК Просвещение
Добавлен: 00:21, 10.12.2019 Количество просмотров: 389
Страна: Россия


РВТ на фестивале «PROСВАРКУ»: зона творчества и профессионального роста, RWT LLC, 04:34, 26.04.2024, Россия154
12 апреля в Москве прошел первый фестиваль колледжей «PRO СВАРКУ», в котором приняли участие ведущие колледжи, работодатели, наставники и производители оборудования.


В Алтайском ГАУ состоялись творческие мероприятия, посвященные Году семьи, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 04:28, 26.04.2024, Россия43
На Экономическом факультете Алтайского государственного аграрного университета прошла выставки работ декоративно-прикладного творчества «Моя творческая семья» и фотографий «Загляните в семейный альбом», посвященные Году семьи.


В Алтайском ГАУ учащиеся программы «Профессионалитет» приняли участие в научно-практической конференции «Будущее не за горами», ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 04:26, 26.04.2024, Россия62
На площадке FoodNet-студии Алтайского государственного аграрного университета прошла первая научно-практическая конференция «Будущее не за горами» в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Профессионалитет».


«Обучение служением»: в МГППУ прошла проектная сессия, Московский государственный психолого-педагогический университет, 04:18, 26.04.2024, Россия116
Проект «Обучение служением» - инструмент для развития студента и решения важных социальных задач региона. «Обучение служением» — это образовательный подход, при котором студенты обучаются и одновременно приносят пользу обществу, применяя свои профессиональные навыки для решения реальных социальных задач.


Студенты Алтайского ГАУ побывали на экскурсии в агитационном поезде «Сила в правде», ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 03:51, 26.04.2024, Россия43
16 апреля на железнодорожный вокзал Барнаула прибыл патриотический агитационный поезд «Сила в правде», экспозицию которого посетили студенты Колледжа агропромышленных технологий Алтайского государственного аграрного университета


Алтайский ГАУ обучит 384 бойца студенческих отрядов рабочим профессиям в рамках гранта Минобрнауки РФ, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 03:48, 26.04.2024, Россия39
По итогам конкурса на профессиональное обучение Министерства образования и науки РФ Алтайский государственный аграрный университет стал победителем первого этапа по 15 лотам – программам профессионального обучения рабочим профессиям для бойцов студенческих отрядов


В СЛД «Серов» филиала «Свердловский» ООО «ЛокоТех-Сервис» провели экскурсию для студентов в рамках акции «Неделя без турникета», ФИЛИАЛ "СВЕРДЛОВСКИЙ" ООО "ЛОКОТЕХ-СЕРВИС", 03:45, 26.04.2024, Россия49
В сервисном локомотивном депо (СЛД) «Серов» филиала «Свердловский» ООО «ЛокоТех-Сервис» стартовала «Неделя без турникетов»: начальник депо Вадим Рябов провел экскурсию для 25 студентов ГАПОУ СО «Серовский металлургический техникум». Второкурсники обучаются по специальности «Машинист локомотива».


Студенты Алтайского ГАУ приняли участие во Всероссийской акции «Страна трудовой доблести», ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 03:41, 26.04.2024, Россия43
В рамках Всероссийского проекта «Страна трудовой доблести» прошла просветительская встреча-лекция со студентами Экономического факультета Алтайского государственного аграрного университета на тему «Барнаул. Мой город трудовой доблести - вклад в Великую Победу».


В Алтайском ГАУ открыли мемориальную доску в память выпускника, погибшего в зоне СВО, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 00:38, 26.04.2024, Россия68
Сегодня, 16 апреля, в Музее истории Алтайского государственного аграрного университета открыли мемориальную доску в честь погибшего в зоне проведения Специальной военной операции на Украине выпускника вуза, майора Сергея Попова


Алтайский ГАУ и ООО «Галэкс Сервис» подписали договор о сотрудничестве, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 00:33, 26.04.2024, Россия66
В Барнауле состоялось подписание договора о сотрудничестве между Алтайским государственным аграрным университетом и ООО «Галэкс Сервис» в области беспилотных авиационных систем


Студентка Алтайского ГАУ стала призером IV Национальной премии «Серебряный микроскоп», ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 02:42, 22.04.2024, Россия393
Делегация Алтайского государственного аграрного университета приняла участие в XXXII Московском международном ветеринарном конгрессе, в рамках которого подвели итоги IV Национальной премии «Серебряный микроскоп» для молодых ученых


CODDY открывают набор на летние городские программы для детей., CODDY, 14:48, 24.04.2024, Россия181
С 27 мая будут проводиться летние городские интенсивы по программированию и дизайну от международной школы CODDY. На них дети в возрасте от 6 лет будут обучаться навыкам программирования, а также осваивать творческие направления, например видеоблогинг, дизайн или рисование.


Специалисты «ТНС энерго Кубань» рассказали студентам о карьерных возможностях на ярмарках вакансий в Краснодаре и Сочи, ПАО "ТНС энерго Кубань", 02:34, 22.04.2024, Россия81
Гарантирующий поставщик электроэнергии продолжает взаимодействие с крупнейшими ВУЗами региона.


Студия «Кириллица» и Институт русского языка РУДН заключили партнерское соглашение о стратегическом сотрудничестве., Студия "Кириллица" (Cyrillica), 02:24, 22.04.2024, Россия61
Локализационная студия «Кириллица» и Институт русского языка РУДН объявили о партнерстве, направленном на продвижение русского языка и культуры, а также на развитие образовательных и международных проектов.


В Алтайском ГАУ подведены итоги традиционной ежегодной олимпиада по иностранным языкам для студентов I курса, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 02:14, 22.04.2024, Россия61
10 и 11 апреля студенты 1 курса Алтайского государственного аграрного университета, изучающие английский и немецкий языки, стали участниками традиционной олимпиады, организованной кафедрой иностранных языков.


  © 2003-2024 inthepress.ru