Пресс-релизы // » Добавить пресс-релиз

«Рано или поздно мы придем к государственной школе»

В российской системе образования продолжается масштабный эксперимент по передаче отдельных полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере общего образования на уровень субъектов Российской Федерации. В нем участвуют 20 пилотных регионов, и их достижения планируется тиражировать.
В ходе эксперимента были апробированы три организационные модели. Первая модель предусматривает передачу на региональный уровень всех полномочий, в том числе управление имуществом образовательных организаций, вторая - передачу всех полномочий, кроме управления имуществом. В основе третьей модели – соглашения между регионами и муниципалитетами, позволяющие усилить роль государства в работе образовательных организаций.
Один из регионов, выбравших третью модель, - Воронежская область. В чем преимущества этой модели и каких результатов удалось добиться в ходе эксперимента, рассказал первый проректор Института развития образования Воронежской области Александр Митрофанов.

- Александр Юрьевич, когда и как возникла идея соглашений с муниципалитетами?
- Пять-шесть лет назад мы пришли к пониманию, что система образования в регионе очень неоднородна и нужно предпринимать меры, чтобы она соответствовала неким базовым показателям. Инструментом для достижения этой цели стали соглашения.
Два года назад мы подали заявку об участии в федеральном проекте по передаче отдельных полномочий органов местного самоуправления в сфере общего образования на уровень субъектов Российской Федерации. Оказалось, что модель, в основе которой лежат соглашения, там не предусмотрена. Но когда руководитель областного департамента успешно защитил нашу заявку в Москве, ему сказали, что Воронежскую область в проект все же возьмут с испытательным сроком на полгода.
Испытательный срок завершился для нас успешно, и вскоре выяснилось, что наша модель востребована другими регионами. Из 20 регионов - участников проекта, изначально планировавших работать по первой и второй модели, более десяти сейчас работают по третьей.
- Но, согласитесь, если мы говорим об усилении влияния государства на школу, то с помощью второй и тем более первой модели решить эту задачу можно гораздо быстрее.
- Идея государственной школы нам представляется очень перспективной. Но мы считаем, что прежде чем говорить о столь высоком статусе, необходимо в рамках действующего законодательства так организовать взаимодействие с муниципалитетами, чтобы создать единую образовательную среду, в которой каждый ребенок мог бы добиваться высоких результатов.
К своей модели мы относимся как к переходной и понимаем, что скорее всего рано или поздно придем к государственной школе. Если на федеральном уровне будет принято решение сделать все школы государственными, мы к этому готовы. Если нет – продолжим работать так, как работаем сегодня.
- О чем вы договариваетесь с муниципалитетами? Что фиксируется в соглашении?
- Мы договариваемся о закреплении неких базовых ориентиров по группам показателей.
Например, есть сфера финансов. Когда мы анализировали системы образования разных муниципалитетов, то видели, что одним денег хватает, другим нет. Норматив на одного ребенка для школ одинаковый, но в конце года регион вынужден давать дотации некоторым муниципалитетам, потому что у них в бюджете денег на школы не остается. В соответствии с соглашением муниципалитет обязуется навести порядок в фондах оплаты труда, в инфраструктуре, чтобы не получалось так, что 20-25 процентов денег школы уходит на зарплату директора или же 50 детей учатся в большом трехэтажном здании, где в половине классов даже не открываются двери.
Еще одна группа показателей связана с материально-техническими условиями. Мы считаем, что ребенок должен учиться в современной образовательной среде, а школы в области пока оснащены по-разному. Поэтому были введены показатели, стимулирующие руководителей муниципалитетов и школ приобретать высокотехнологичное учебное оборудование – робототехнику, фотостудии, кабинеты технологии с современными станками, 3D-принтеры и многое другое. В результате сегодня, например, 65-70 процентов школ, в том числе сельских, оснащены комплектами робототехники.
Еще одна группа показателей касается повышения квалификации кадров. Бывает так, что директор школы на этом экономит – отправляет педагога в неизвестную организацию, чтобы он прошел там дистанционный курс объемом 36 часов за тысячу рублей. На качестве кадров это отражается негативно. А мы закрепили в соглашении обязательное прохождение программы в форме стажировок, повышение квалификации для школьных команд и некоторые другие условия, благодаря которым учителя будут работать лучше.
- Но ведь муниципалитет может и не выполнить соглашение. Какие рычаги влияния есть на региональном уровне?
- На региональном уровне ежеквартально подводятся итоги выполнения соглашений в соответствии с заданными показателями. Результаты предъявляются главам муниципалитетов, и это хороший инструмент. Если по итогам года глава видит свой муниципалитет в хвосте рейтинга, то начинает задумываться о качестве своей работе.
В Воронежской области есть рейтинги школ, а это серьезный рычаг влияния муниципалитетов на директоров. В последние годы постепенно начался процесс замены директоров школ, показывающих низкие результаты.
- Как вся эта работа отражается на детях?
- Мы считаем, что в центре системы образования должен быть ребенок с его образовательными потребностями. А любые изменения в управлении нацелены на то, чтобы способствовать успешному развитию каждого ребенка.
Один из показателей, которого удалось добиться благодаря соглашениям, - рост доли образовательных организаций, обеспечивающих участие своих учеников в различных олимпиадах и конкурсах. Пять лет назад в некоторых муниципалитетах олимпиады проводились только для учеников больших школ, а сегодня больше половины муниципалитетов демонстрируют стопроцентный показатель. Детям дали возможность участвовать в олимпиадах, стали вывозить их на районные и городские состязания.
В некоторых муниципалитетах число победителей и призеров олимпиад выросло кратно. И если на Всероссийской олимпиаде школьников из многих муниципалитетов до регионального этапа раньше не доходил ни один человек, то теперь в каждом муниципалитете есть как минимум один его участник по каждому предмету. На уровне муниципалитета появилась конкуренция, а раньше доходило до того, что на олимпиаде соревновались ученики только одной школы, а то и одного учителя.
Вырос охват детей техническом творчеством. Несколько лет назад в областном фестивале «Робофест» участвовали порядка 150 детей со всего региона. А когда мы ввели показатель, стимулирующий школы покупать робототехнические комплекты, то очень скоро этот фестиваль не смог вместить всех желающих. Пришлось делить область на зоны, создавать там зональные центры, а затем победителей привозить в Воронеж.
В нашем регионе есть система мониторинга индивидуальных достижений, в которой участвует треть школ. В рамках этой системы мы оцениваем, удалось ли сформировать у детей универсальные учебные действия. В последние несколько лет видна хорошая динамика формирования таких компетенций – известно, что, помимо предметных результатов, школа должна обеспечивать и формирование soft-skills.
Все это в конечном счете приводит к повышению качества образования.
Беседовал Борис Старцев

_________________________________________________________________________
Контактная информация для СМИ:
Группа компаний «Просвещение»
Тел.: 8 (495) 789-30-40, доб. 44-83
E-mail: pressa@prosv.ru
http://www.prosv.ru/
_____________________________________________________________________________
«Просвещение» работает в сфере образования с 1930 года. Сегодня учителя всех школ страны ежедневно используют продукты и решения Группы компаний.
Группа компаний «Просвещение» — образовательный интегратор, который предлагает региональным органам управления образованием, школам и дошкольным организациям комплексный продукт. Он включает в себя не только учебники и учебные пособия, но и оборудование, методическую поддержку, программы повышения квалификации педагогов, дистанционное юридическое обслуживание и многое другое.
Одно из ключевых направлений развития компании — цифровизация системы образования, продуктов и сервисов. Этому способствуют созданные в 2017 году проекты для «Российской электронной школы», «Московской электронной школы», Академии «Просвещение»: дистанционные курсы повышения квалификации для преподавателей, комплексные проекты образовательного консалтинга в регионах РФ.
Группа компаний «Просвещение» активно участвует в реализации национального проекта «Образование»: одним из основных направлений деятельности является инвестирование в строительство школ, а также в создание современной информационно-образовательной среды, ресурсов и сервисов с использованием модели государственно-частного партнерства.

Контактное лицо: Елена
Компания: ГК Просвещение
Добавлен: 00:21, 10.12.2019 Количество просмотров: 462
Страна: Россия


Ивановские, камчатские и новгородские школьники и студенты лучше всех написали диктант #ВПРАВЕ, Университет "Синергия", 21:34, 03.12.2025, Россия85
Подведены итоги Всероссийского правового диктанта #ВПРАВЕ. Наивысшие средние баллы среди участников получили школьники и студенты колледжей из Ивановской области, Камчатского края и Новгородской области. Лучший средний показатель зафиксирован в Ивановской области — 72,14.


Продлён срок регистрации на олимпиаду для школьников имени первого ректора УрГАУ О. А. Ивановой, ФГБОУ ВО Уральский ГАУ, 21:29, 03.12.2025, Россия90
Срок подачи заявок на участие во Всероссийской олимпиаде продлен до 15 декабря 2025 года.


Рабочая программа «Апифорума Алтай-2025» в АГАУ открылась конкурсом «Лучший пчеловод Алтайского края», ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 21:29, 03.12.2025, Россия92
3 декабря в Алтайском государственном аграрном университете начал работу Всероссийский конгресс пчеловодов «Апифорум Алтай - 2025»


Фермерство - семейный бизнес, который существует уже много поколений, ФГБОУ ВО Уральский ГАУ, 21:24, 03.12.2025, Россия100
В День матери своей историей поделилась слушатель проекта «Школы фермера» от РСХБ, направленный на поддержку и развитие фермерства в России.


ХГУ представил уникальную модель подготовки вожатых на международном форуме, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 21:19, 03.12.2025, Россия84
В Красноярске директор Центра карьеры ХГУ им. Н. Ф. Катанова Лариса Петракова представила доклад о практике, которая уже сегодня меняет систему подготовки вожатых и укрепляет региональные кластеры непрерывного образования педагогических кадров. О подготовке вожатых нового поколения говорили на форуме Енисейской Сибири.


В Уральском ГАУ обсудили будущее агропромышленного комплекса, ФГБОУ ВО Уральский ГАУ, 20:43, 02.12.2025, Россия193
27-28 ноября в вузе прошла научная конференция «Коняевские чтения - 2025»


Студенты ХГУ обучаются военному делу, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 12:40, 01.12.2025, Россия188
Получить диплом о высшем образовании и одновременно звание сержанта или рядового Российской армии? Такое возможно. В этом году состоялся уже седьмой набор студентов Хакасского госуниверситета для обучения в военно-учебном центре. Подготовка проходит в ВУЦ Военно-инженерного института Сибирского федерального университета совместно с обучающимися Хакасского технического института.


143 финалиста из 58 регионов вошли в шорт-лист Всероссийского конкурса команд вузов Общества «Знание», Общество "Знание", 12:18, 01.12.2025, Россия216
27 ноября завершился отборочный этап Всероссийского конкурса команд вузов по молодежной политике и воспитательной деятельности.


В ХГУ для школьников разработано мобильное приложение-путешествие по Абакану, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 09:14, 27.11.2025, Россия435
Презентация программы для ЭВМ «Мобильное приложение «АбакаN» на русском, хакасском и английском языках» проведена на базе Центра цифрового образования «IT-КУБ».


Поздравление ректора УрГАУ О.Г. Лоретц с Днем преподавателя высшей школы!, ФГБОУ ВО Уральский ГАУ, 17:10, 26.11.2025, Россия616
С вами мы сохраняем ценность и востребованность большого труда преподавателя и значимость дела воспитания молодёжи.


Ярмарка вакансий в Уральском государственном аграрном университете Университет Партнеры, ФГБОУ ВО Уральский ГАУ, 17:08, 26.11.2025, Россия474
27 ноября в Уральском ГАУ состоится Ярмарка вакансий. Приглашаем работодателей, студентов и абитуриентов.


В Уральском государственном аграрном университете прошла подготовка кадров для развития сельских территорий, ФГБОУ ВО Уральский ГАУ, 15:02, 26.11.2025, Россия421
21–22 ноября в вузе прошёл образовательный интенсив Минсельхоза России


Уральский государственный аграрный университет: развитие партнерства с университетом Китая, ФГБОУ ВО Уральский ГАУ, 15:02, 26.11.2025, Россия525
24 ноября ректор Ольга Лоретц провела переговоры с делегацией из КНР


ТГУ в обновлённом «Приоритете», ТГУ, 15:02, 26.11.2025, Россия313
ТГУ вошёл в число вузов, которые в 2026 году получат грант на дальнейшее развитие.


Лучшие студенты и аспирант Алтайского ГАУ получили стипендии от Россельхозбанка, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 09:05, 26.11.2025, Россия218
В Алтайском региональном филиале АО «Россельхозбанк» состоялась торжественная церемония вручения свидетельств о назначении именных стипендий студентам Алтайского государственного аграрного университета.


  © 2003-2025 inthepress.ru