Пресс-релизы // » Добавить пресс-релиз

«Рано или поздно мы придем к государственной школе»

В российской системе образования продолжается масштабный эксперимент по передаче отдельных полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере общего образования на уровень субъектов Российской Федерации. В нем участвуют 20 пилотных регионов, и их достижения планируется тиражировать.
В ходе эксперимента были апробированы три организационные модели. Первая модель предусматривает передачу на региональный уровень всех полномочий, в том числе управление имуществом образовательных организаций, вторая - передачу всех полномочий, кроме управления имуществом. В основе третьей модели – соглашения между регионами и муниципалитетами, позволяющие усилить роль государства в работе образовательных организаций.
Один из регионов, выбравших третью модель, - Воронежская область. В чем преимущества этой модели и каких результатов удалось добиться в ходе эксперимента, рассказал первый проректор Института развития образования Воронежской области Александр Митрофанов.

- Александр Юрьевич, когда и как возникла идея соглашений с муниципалитетами?
- Пять-шесть лет назад мы пришли к пониманию, что система образования в регионе очень неоднородна и нужно предпринимать меры, чтобы она соответствовала неким базовым показателям. Инструментом для достижения этой цели стали соглашения.
Два года назад мы подали заявку об участии в федеральном проекте по передаче отдельных полномочий органов местного самоуправления в сфере общего образования на уровень субъектов Российской Федерации. Оказалось, что модель, в основе которой лежат соглашения, там не предусмотрена. Но когда руководитель областного департамента успешно защитил нашу заявку в Москве, ему сказали, что Воронежскую область в проект все же возьмут с испытательным сроком на полгода.
Испытательный срок завершился для нас успешно, и вскоре выяснилось, что наша модель востребована другими регионами. Из 20 регионов - участников проекта, изначально планировавших работать по первой и второй модели, более десяти сейчас работают по третьей.
- Но, согласитесь, если мы говорим об усилении влияния государства на школу, то с помощью второй и тем более первой модели решить эту задачу можно гораздо быстрее.
- Идея государственной школы нам представляется очень перспективной. Но мы считаем, что прежде чем говорить о столь высоком статусе, необходимо в рамках действующего законодательства так организовать взаимодействие с муниципалитетами, чтобы создать единую образовательную среду, в которой каждый ребенок мог бы добиваться высоких результатов.
К своей модели мы относимся как к переходной и понимаем, что скорее всего рано или поздно придем к государственной школе. Если на федеральном уровне будет принято решение сделать все школы государственными, мы к этому готовы. Если нет – продолжим работать так, как работаем сегодня.
- О чем вы договариваетесь с муниципалитетами? Что фиксируется в соглашении?
- Мы договариваемся о закреплении неких базовых ориентиров по группам показателей.
Например, есть сфера финансов. Когда мы анализировали системы образования разных муниципалитетов, то видели, что одним денег хватает, другим нет. Норматив на одного ребенка для школ одинаковый, но в конце года регион вынужден давать дотации некоторым муниципалитетам, потому что у них в бюджете денег на школы не остается. В соответствии с соглашением муниципалитет обязуется навести порядок в фондах оплаты труда, в инфраструктуре, чтобы не получалось так, что 20-25 процентов денег школы уходит на зарплату директора или же 50 детей учатся в большом трехэтажном здании, где в половине классов даже не открываются двери.
Еще одна группа показателей связана с материально-техническими условиями. Мы считаем, что ребенок должен учиться в современной образовательной среде, а школы в области пока оснащены по-разному. Поэтому были введены показатели, стимулирующие руководителей муниципалитетов и школ приобретать высокотехнологичное учебное оборудование – робототехнику, фотостудии, кабинеты технологии с современными станками, 3D-принтеры и многое другое. В результате сегодня, например, 65-70 процентов школ, в том числе сельских, оснащены комплектами робототехники.
Еще одна группа показателей касается повышения квалификации кадров. Бывает так, что директор школы на этом экономит – отправляет педагога в неизвестную организацию, чтобы он прошел там дистанционный курс объемом 36 часов за тысячу рублей. На качестве кадров это отражается негативно. А мы закрепили в соглашении обязательное прохождение программы в форме стажировок, повышение квалификации для школьных команд и некоторые другие условия, благодаря которым учителя будут работать лучше.
- Но ведь муниципалитет может и не выполнить соглашение. Какие рычаги влияния есть на региональном уровне?
- На региональном уровне ежеквартально подводятся итоги выполнения соглашений в соответствии с заданными показателями. Результаты предъявляются главам муниципалитетов, и это хороший инструмент. Если по итогам года глава видит свой муниципалитет в хвосте рейтинга, то начинает задумываться о качестве своей работе.
В Воронежской области есть рейтинги школ, а это серьезный рычаг влияния муниципалитетов на директоров. В последние годы постепенно начался процесс замены директоров школ, показывающих низкие результаты.
- Как вся эта работа отражается на детях?
- Мы считаем, что в центре системы образования должен быть ребенок с его образовательными потребностями. А любые изменения в управлении нацелены на то, чтобы способствовать успешному развитию каждого ребенка.
Один из показателей, которого удалось добиться благодаря соглашениям, - рост доли образовательных организаций, обеспечивающих участие своих учеников в различных олимпиадах и конкурсах. Пять лет назад в некоторых муниципалитетах олимпиады проводились только для учеников больших школ, а сегодня больше половины муниципалитетов демонстрируют стопроцентный показатель. Детям дали возможность участвовать в олимпиадах, стали вывозить их на районные и городские состязания.
В некоторых муниципалитетах число победителей и призеров олимпиад выросло кратно. И если на Всероссийской олимпиаде школьников из многих муниципалитетов до регионального этапа раньше не доходил ни один человек, то теперь в каждом муниципалитете есть как минимум один его участник по каждому предмету. На уровне муниципалитета появилась конкуренция, а раньше доходило до того, что на олимпиаде соревновались ученики только одной школы, а то и одного учителя.
Вырос охват детей техническом творчеством. Несколько лет назад в областном фестивале «Робофест» участвовали порядка 150 детей со всего региона. А когда мы ввели показатель, стимулирующий школы покупать робототехнические комплекты, то очень скоро этот фестиваль не смог вместить всех желающих. Пришлось делить область на зоны, создавать там зональные центры, а затем победителей привозить в Воронеж.
В нашем регионе есть система мониторинга индивидуальных достижений, в которой участвует треть школ. В рамках этой системы мы оцениваем, удалось ли сформировать у детей универсальные учебные действия. В последние несколько лет видна хорошая динамика формирования таких компетенций – известно, что, помимо предметных результатов, школа должна обеспечивать и формирование soft-skills.
Все это в конечном счете приводит к повышению качества образования.
Беседовал Борис Старцев

_________________________________________________________________________
Контактная информация для СМИ:
Группа компаний «Просвещение»
Тел.: 8 (495) 789-30-40, доб. 44-83
E-mail: pressa@prosv.ru
http://www.prosv.ru/
_____________________________________________________________________________
«Просвещение» работает в сфере образования с 1930 года. Сегодня учителя всех школ страны ежедневно используют продукты и решения Группы компаний.
Группа компаний «Просвещение» — образовательный интегратор, который предлагает региональным органам управления образованием, школам и дошкольным организациям комплексный продукт. Он включает в себя не только учебники и учебные пособия, но и оборудование, методическую поддержку, программы повышения квалификации педагогов, дистанционное юридическое обслуживание и многое другое.
Одно из ключевых направлений развития компании — цифровизация системы образования, продуктов и сервисов. Этому способствуют созданные в 2017 году проекты для «Российской электронной школы», «Московской электронной школы», Академии «Просвещение»: дистанционные курсы повышения квалификации для преподавателей, комплексные проекты образовательного консалтинга в регионах РФ.
Группа компаний «Просвещение» активно участвует в реализации национального проекта «Образование»: одним из основных направлений деятельности является инвестирование в строительство школ, а также в создание современной информационно-образовательной среды, ресурсов и сервисов с использованием модели государственно-частного партнерства.

Контактное лицо: Елена
Компания: ГК Просвещение
Добавлен: 00:21, 10.12.2019 Количество просмотров: 185
Страна: Россия


Стартовал финал ракетостроительного чемпионата «Реактивное движение» для школьников и студентов, Кружковое движение НТИ, 17:57, 07.08.2020, Россия62
Соревнования организованы проектом Voltbro и НИИ механики МГУ имени М.В. Ломоносова при поддержке Госкорпорации «Роскосмос» в рамках программы «Дежурный по планете».


GEEK PICNIC Online 2.0: планета Просвещение и конкурс для любителей науки, ГК Просвещение, 17:22, 07.08.2020, Россия63
GEEK PICNIC Online 2.0: планета Просвещение и конкурс для любителей науки


Абитуриенты из 16 стран мира уже подали документы в АлтГУ, Алтайский государственный университет, 17:02, 07.08.2020, Россия31
Ежегодно в АлтГУ растет количество иностранных абитуриентов и расширяется география стран, граждане которых выбирают для получения высшего образования Алтайский государственный университет.


Эксперт РШУ рассказал о диагностике и оптимизации бизнес-процессов, Русская Школа Управления, 16:54, 06.08.2020, Россия99
Русская Школа Управления провела прямой эфир, посвященный оптимизации проблемных бизнес-процессов в компании.


89 дополнительных бюджетных мест получил АлтГУ на 2020/21 учебный год, Алтайский государственный университет, 15:44, 05.08.2020, Россия103
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 31 июля 2020 года Алтайскому государственному университету выделено дополнительно 89 бюджетных мест на программы бакалавриата и специалитета.


АлтГУ получил 89 дополнительных бюджетных мест получил на 2020/21 учебный год, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университеты", 15:42, 05.08.2020, Россия103
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 31 июля 2020 года Алтайскому государственному университету выделено дополнительно 89 бюджетных мест на программы бакалавриата и специалитета.


АлтГУ объявил грант ректора для обучения в аспирантуре, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университеты", 15:42, 05.08.2020, Россия64
Опорный Алтайский государственный университет объявил о проведении конкурсного отбора на получение гранта ректора для обучения в очной аспирантуре на договорной основе по всем направлениям подготовки.


«Родительский университет» приглашает на встречи с экспертами Центра толерантности, ГК Просвещение, 17:41, 04.08.2020, Россия104
«Родительский университет» приглашает на встречи с экспертами Центра толерантности


Экосистема для подготовки новых технологических лидеров будет сформирована на Камчатке, Кружковое движение НТИ, 17:24, 04.08.2020, Россия96
Соглашение о сотрудничестве подписали врио губернатора Камчатского края Владимир Солодов и директор по стратегическому развитию Кружкового движения НТИ Наталья Кравченко.


Фестиваль «NAUKA 0+» выходит в оффлайн, научно-просветительский центр "Университет", 17:24, 04.08.2020, Россия130
В Ботаническом саду Самарского университета им. Королёва начинают работать оффлайн-площадки Всероссийского фестиваля науки «NAUKA 0+». С понедельника по пятницу с 11.00 до 16.00 можно принимать участие в увлекательных научных шоу, мастер-классах, посещать интерактивные выставки. Все мероприятия бесплатные и не имеют возрастных ограничений.


В добрый путь, товарищи офицеры, Тольяттинский государственный университет, 17:14, 04.08.2020, Россия63
2 августа в опорном Тольяттинском государственном университете (ТГУ) состоялась 7-я торжественная церемония вручения дипломов выпускникам военного учебного центра (ВУЦ). Воинское звание – лейтенант – получили 50 вчерашних студентов опорного ТГУ, которые теперь отправятся на службу по контракту. Дипломированные лейтенанты получили диплом Тольяттинского госуниверситета, удостоверение личности офицера и нагрудный знак.


Для абитуриентов Института социальных наук АлтГУ добавлено 33 бюджетных места, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университеты", 19:45, 03.08.2020, Россия99
Министерство науки и образования РФ дополнительно выделило 33 бюджетных места для абитуриентов Института социальных наук Алтайского госуниверситета.


Нижегородским директорам школ рассказали, каким будет обучение в образовательном центре «Школа 800», ГК Просвещение, 19:29, 03.08.2020, Россия47
Нижегородским директорам школ рассказали, каким будет обучение в образовательном центре «Школа 800»


АлтГУ стал самым «брендовым» опорным вузом России, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университеты", 19:13, 03.08.2020, Россия41
Опубликован Национальный рейтинг университетов 2020 года. Рейтинг с 2010 года ежегодно составляет Международная информационная группа «Интерфакс».


Увеличены контрольные цифры приема в КБГУ, КБГУ им.Х.М. Бербекова, 20:50, 02.08.2020, Россия109
Министерством науки и высшего образования РФ впервые за полтора десятилетия увеличены контрольные цифры приема абитуриентов в Кабардино-Балкарский государственном университете им. Х.М. Бербекова. Основанием для такого решения стало стабильное улучшение результатов образовательной деятельности крупнейшего вуза Кабардино-Балкарии на протяжении пяти лет.


  © 2003-2020 inthepress.ru