Новые полномочия и новое качество: что изменилось в школах Кировской области благодаря новым подходам к управлению
В российской системе образования продолжается эксперимент по передаче отдельных полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере общего образования на уровень субъектов Российской Федерации. В нем участвуют 20 пилотных регионов, один из них - Кировская область. Организационная модель, которая там реализуется, предусматривает передачу на региональный уровень всех полномочий, в том числе управление имуществом образовательных организаций. 5-6 декабря в Москве состоялась Всероссийская конференция, посвященная вопросам реализации эффективных моделей управления сетью образовательных организаций на уровне регионов. По оценке директора Департамента государственной политики в сфере оценки качества общего образования Министерства просвещения Российской Федерации Антона Четверткова, достижения Кировской области, представленные на конференции, заслуживают особого внимания. Какие изменения произошли в системе образования Кировской области – рассказываем подробнее.
Все началось в середине 2000-х годов, когда в Кировской области были намечены первые подходы к созданию государственной модели управления системой образования. В 2006 году регион был поделен на 8 образовательных округов, в каждый из которых вошли от 3 до 8 районов (в зависимости от количества образовательных организаций, педагогических работников и учеников). Департамент (ныне министерство) образования Кировской области и его территориальные органы - - управления образовательных округов – стали единой структурой государственного органа управления образованием в регионе. В каждом образовательном округе были созданы органы общественного управления, в которые вошли директора крупных школ, главы муниципальных районов, руководители предприятий, работающих на территории округа. В 2010 году в Кировской области впервые появились 18 государственных школ - большие и успешные образовательные организации, которые перешли из муниципального подчинения в региональное, то есть стали государственными – подведомственными областному Департаменту образования. Они стали играть роль региональных ресурсных центров, оперативно перешли на новые федеральные образовательные стандарты, стали транслировать свой опыт, сотрудничая с муниципальными школами в рамках школьных округов. В последующие годы вопрос об увеличении числа государственных школ неоднократно обсуждался и в органах региональной и муниципальной власти, и в педагогическом сообществе с привлечением профсоюзов. В 2017 году Кировская область стала участником федерального проекта по передаче отдельных полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере общего образования на уровень субъектов Российской Федерации. Таким образом, у инноваций, уже апробированных в регионе, открылось второе дыхание. 1 января 2018 года в Кировской области насчитывалось уже 47 государственных школ – теперь такая школа была в каждом муниципальном районе. И теперь она стала центром не только школьного округа, но и образовательного кластера. В координационный совет образовательного кластера вошли образовательные организации всех уровней и местные предприятия, что было особенно важно: одним из приоритетов системы образования Кировской области уже тогда стала профориентация. «Это было необходимо, чтобы показать детям привлекательность нашего региона для дальнейшей работы, - поясняет начальник отдела общего образования Министерства образования Кировской области Ольга Рогачева. – Мы заинтересованы в том, чтобы дети получали качественное образование в наших школах, выбирали профессии, востребованные в регионе, и трудоустраивались на наших предприятиях. Это важное условие успешного развития, обеспечения конкурентоспособности Кировской области». С 1 января 2019 года в областную собственность перешли еще 11 муниципальных школ. К семи из них в качестве структурных подразделений были присоединены 18 сельских малочисленных школ. Таким образом, регион сохранял сельские школы в новом статусе, что давало возможность педагогам остаться на прежних рабочих местах, а детям – получать образование более высокого качества. Неудивительно, что в Кировской области количество победителей и призеров олимпиад и других интеллектуальных состязаний школьников только в 2018 году выросло на 12%. В ноябре 2019 года в рамках проекта по передаче отдельных полномочий в 10 регионах, в том числе в Кировской области, при поддержке Академии «Просвещение» были организованы стажировочные площадки. На этих площадках регионы, добившиеся значительных успехов в реализации проекта, делились своим опытом с коллегами со всей страны. В Кировскую область приехали команды педагогов и управленцев из пяти регионов – Кемеровской области, Новосибирской области, Мурманской области, Московской области, Камчатского края. Им рассказали, как работают образовательные округа и образовательные кластеры, что представляют собой государственные школы, каких результатов удалось добиться благодаря новым подходам к управлению. Стажировочными площадками стали две образовательные организации города Слободского – государственный лицей № 9 и муниципальная школа № 7. Слушателям продемонстрировали нормативно-правовую базу, финансово-хозяйственную деятельность обоих учебных заведений, дорожные карты их развития и многое другое. «Специально были выбраны две разные организации из одного муниципалитета, - поясняет проректор Института развития образования Кировской области Елена Измайлова. – Например, мы объяснили, чем различаются условия в этих организациях, и слушатели проявили большую заинтересованность – было задано много вопросов. Представителей органов муниципальной и региональной власти, директоров школ интересовали нормативно-правовые и финансовые вопросы, представителей институтов повышения квалификации и развития образования – методические аспекты». По итогам стажировки каждая региональная команда подготовила дорожную карту перехода своего субъекта Федерации на организационную модель, реализуемую в Кировской области. По оценке Елены Измайловой, особенно успешным был результат работы команды Кемеровской области, предусмотревших в дорожной карте все направления развития образования в регионе. Но удастся ли реализовать то, что было намечено, пока неизвестно – все зависит от готовности региона усиливать роль государства в работе школ. _________________________________________________________________________ Контактная информация для СМИ: Группа компаний «Просвещение» Тел.: 8 (495) 789-30-40, доб. 44-83 E-mail: pressa@prosv.ru http://www.prosv.ru/ _____________________________________________________________________________ «Просвещение» работает в сфере образования с 1930 года. Сегодня учителя всех школ страны ежедневно используют продукты и решения Группы компаний. Группа компаний «Просвещение» — образовательный интегратор, который предлагает региональным органам управления образованием, школам и дошкольным организациям комплексный продукт. Он включает в себя не только учебники и учебные пособия, но и оборудование, методическую поддержку, программы повышения квалификации педагогов, дистанционное юридическое обслуживание и многое другое. Одно из ключевых направлений развития компании — цифровизация системы образования, продуктов и сервисов. Этому способствуют созданные в 2017 году проекты для «Российской электронной школы», «Московской электронной школы», Академии «Просвещение»: дистанционные курсы повышения квалификации для преподавателей, комплексные проекты образовательного консалтинга в регионах РФ. Группа компаний «Просвещение» активно участвует в реализации национального проекта «Образование»: одним из основных направлений деятельности является инвестирование в строительство школ, а также в создание современной информационно-образовательной среды, ресурсов и сервисов с использованием модели государственно-частного партнерства.
Контактное лицо: Елена
Компания: ГК Просвещение
Добавлен: 00:25, 10.12.2019
Количество просмотров: 365
Страна: Россия
15 ноября в Студенческом центре Алтайского государственного аграрного университета состоялась Стартап-сессия молодых технологических предпринимателей «НТИ-ALTAI».
В преддверии празднования Международного дня толерантности, который отмечается во всем мире 16 ноября, кафедра иностранных языков Алтайского государственного аграрного университета провела для студентов онлайн-викторину «Многообразие мировых культур».
Студенты Экономического факультета Алтайского государственного аграрного университета под руководством заведующего кафедрой управления Максима Хорунжина посетили Алтайский шинный комбинат с экскурсией.
16-17 ноября в Барнауле на базе Алтайского государственного аграрного университета пройдет Открытое командное первенство по быстрым шахматам Сибирского федерального округа.
В очередной раз география участников стала еще шире. Экспресс-курс "Управление современной компанией" объединил предпринимателей из Оренбурга, Орска, Соль-Илецка, Новокузнецка и Владивостока!
Студент 4 курса Агрономического факультета Никита Савушкин летнюю производственную практику прошел в компании ООО «Хизара», которая является официальным дилером агродронов XAG в регионе, а также предоставляет услуги сельхозтоваропроизводителям по обработке полей с помощью беспилотников. Об итогах практики Никита рассказал пресс-службе АГАУ.
В конце октября 2024 г. в рамках договора о сотрудничестве Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет посетила делегация преподавателей Ташкентского архитектурно-строительного университета (ТАСУ) из Республики Узбекистан.
Семь предприятий холдинга «Швабе» Госкорпорации Ростех посетили свыше 2000 учащихся из Москвы, Подмосковья, Вологды, Красноярска, Новосибирска и Екатеринбурга. В рамках Всероссийской акции «Неделя без турникетов» школьники и студенты узнали о том, как организована работа на крупных промышленных объектах и познакомились со сложными производственными процессами.
В Самаре состоялся IX Всероссийский молодежный научный форум «Наука будущего – наука молодых», Алтайский государственный аграрный университет на котором представляла аспирант кафедры микробиологии, эпизоотологии, паразитологии и ветеринарно-санитарной экспертизы Александра Петренко