Пресс-релизы // » Добавить пресс-релиз

«Не надо гнаться за количеством прочитанных за лето книг» интервью с автором пособий по литературному чтению

Вместе с экспертом разобрались, как помочь ребенку освоить азы читательской грамотности.
Как сформировать интерес ребенка к книгам в дошкольном и младшем школьном возрасте — вопрос, который беспокоит родителей уже больше 20 лет.
Ответить на него, а также разобраться, от чего и от кого зависит формирование у ребенка способности к смысловому чтению, «Летидору» помогла Марина Бойкина — старший преподаватель Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования, автор пособий по литературному чтению Группы компаний «Просвещение».
Марина Викторовна, в международном исследовании качества чтения PIRLS российские ученики начальной школы стабильно занимают первое место. Означает ли это, что с чтением у нас все в порядке?
На мировом уровне показатели действительно высокие, но я бы не стала утверждать, что у нас все в порядке. Согласно данным последнего исследования PIRLS, лишь 26% детей умеют находить в тексте информацию, перерабатывать ее и представлять на ее основе свои тексты, то есть обладают читательской грамотностью в полной мере.
Данные всероссийских проверочных работ это подтверждают — лишь 22% детей умеют определять в тексте главную мысль, а это ключевой результат обучения в начальной школе.
Все, что связано со смысловым чтением, с пониманием текста, у большинства учеников вызывает проблемы, и наши учителя пока не могут их решить.
Чем это обусловлено?
Анализируя уроки самых разных учителей-словесников на YouTube, нетрудно заметить, что в основе этих уроков лежит не процесс обучения, а процесс определения результатов.
Например, учитель просит ребенка найти, где в тексте поднимается та или иная тема, ребенок ищет, находит или не находит, а учитель оценивает результат. Но в начальной школе перед педагогом стоит другая задача — научить ребенка это делать, объяснить шаг за шагом, как должен строиться процесс поиска, дать ему в помощь алгоритмы. Тогда доля детей, обладающих читательской грамотностью, увеличится и не будет сокращаться к 8-9 классу.
Многие учителя в большей степени озабочены достижением планируемых результатов в соответствии с ФГОС, забывая о методике, которую никто не отменял. Проблемы детей чаще всего обусловлены ошибками учителей.
Если основное требование учителя — чтобы ребенок читал каждый день в течение часа, то результата не будет.
Почему? Неужели чтение рекомендованных книг в детском возрасте может оказаться бесполезным?
Если чтение представляет собой не «кропотливую работу над словами», как говорил Сухомлинский, а технический процесс, не подразумевающий получения удовольствия, то пользы не будет.
Чтение должно быть смысловым, школьник должен учиться понимать текст, глубоко погружаясь в его содержание.
Ребенок, не овладевший смысловым чтением, во взрослой жизни не сможет самостоятельно работать с текстами, а значит, не сможет успешно учиться и, став взрослым, решать самые разные проблемы.
То есть в советские годы и на рубеже веков в наших школах смысловому чтению не учили?
Конечно, учили. Еще в 1970-е годы о важности понимания текста говорила, например, Генриэтта Григорьевна Граник, позже ставшая академиком РАО и написавшая много работ на эту тему.
Уже тогда было ясно, что без решения этой проблемы качество образования улучшить не удастся. А термин «смысловое чтение» — просто емкое понятие.
В каком возрасте и каким образом нужно формировать у ребенка любовь к чтению?
Формирование интереса к чтению начинается с дошкольного возраста, когда родители читают вслух своим детям или читают книги вместе с детьми. Так что роль родителей здесь очень велика. Некоторые книги могут быть прочитаны несколько раз.
А в полной мере этот интерес формируется уже в начальной школе, когда у ребенка «начитано» порядка ста книг.
Интерес возможен лишь тогда, когда что-то получается. Поэтому в учебниках начальной школы системы «Школа России», особенно для первого класса, содержится много произведений для детей дошкольного возраста. Смысл в том, чтобы ребенок узнавал книги, содержание которых ему знакомо с дошкольного детства, и понимал их.
А если понимания нет, эффект будет такой же, как от чтения на незнакомом иностранном языке.
И в школьной, и в родительской среде есть устоявшийся термин «летнее чтение». Как организовать чтение на каникулах, чтобы заинтересовать ребенка?
Мне не очень нравится этот термин — он ассоциируется со списком книг на лето, которые дает учитель. Когда ребенок получает такой список и должен все указанные там книги прочитать, есть риск, что вместо смыслового чтения мы получим сугубо техническое. Обычная ситуация, когда мама говорит: «Учительница задала — читай! Пока не прочитаешь, гулять не пойдешь».
Чтобы ребенок читал летом с интересом, нужна большая работа с родителями — они должны понимать, как вести себя с ребенком и чем они могут ему помочь.
Главный принцип — чтение не должно быть наказанием.
Нужно не заставлять ребенка читать, а открыть перед ним мир книги. Для этого взрослым нужно читать ему вслух — минут по тридцать перед сном, и читать самим, чтобы у школьника перед глазами был позитивный пример, и читать вместе с ребенком, и обсуждать прочитанное. Не спрашивать, что ты понял из прочитанного, а спросить, например, понравился литературный герой или нет.
В наших пособиях для начальной школы «Литературное чтение. Читательский дневник» есть даже специальный раздел «Семейное чтение», ориентированный на родителей.
Вы считаете, что списки книг на лето детям давать не нужно?

Если список предлагается, то он должен быть рекомендательным, рассчитанным на родителей, и произведения в нем должны быть подобраны так, чтобы у ребенка возник интерес.
В начальной школе не нужно включать туда книги, которые планируется изучать в следующем классе, — там же нет «Войны и мира», многие из них можно успеть прочитать в течение урока.
В своих пособиях я рекомендую первоклассникам книги с интересными названиями, о которых они раньше скорее всего не слышали, — например, «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик» Анне-Катрине Вестли, «Знаменитый утенок Тим» Энида Блайтона. Видишь название — и сразу хочется прочитать.
А в третьем-четвертом классе добавляются книги о приключениях, о природе, тем более если ребенок на отдыхе и воспринимает природу как пространство для экспериментов.
Не нужно гнаться за количеством прочитанных произведений.
Если школьник хочет тридцатый раз подряд прочитать «Незнайку в Солнечном городе» или «Динку» Валентины Осеевой, не нужно его отговаривать. И если он хочет познакомиться с изданием, которое к школьному курсу не имеет отношения, — например, кулинарным, дайте ему добро!
Какими пособиями стоит воспользоваться летом, чтобы дети младшего школьного возраста читали с интересом и учились работать с текстами?
Я бы рекомендовала наши пособия с Инной Анатольевной Бубновой «Литературное чтение. Тетрадь по развитию речи». Их можно использовать в течение учебного года для внеурочной деятельности, подготовки к конкурсам и олимпиадам, а можно дома. Пособие ориентировано на создание собственных текстов.
Например, ученику предлагается сочинять загадки на основе специального алгоритма, и к концу лета он может составить целую книжку загадок. Еще одна серия наших пособий — «Литературное чтение. Дневник читателя», с помощью которых формируется система работы с книгой.
Заставлять детей записывать в тетради свои впечатления о прочитанном — бесполезная трата времени. А вот если использовать специальные приемы, в том числе игровые, — например, предложить вести бортовой журнал и фиксировать там свои остановки в тех или иных частях текста, — то у ребенка возникнет интерес.
Главное — не бросать его, а предлагать увлекательные формы работы.

Контактное лицо: Елена
Компания: ГК Просвещение
Добавлен: 18:54, 11.08.2020 Количество просмотров: 366
Страна: Россия


Военный хирург поделился опытом со студентами-медиками ХГУ, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 14:56, 29.01.2025, Россия333
В Хакасском госуниверситете состоялась встреча студентов-медиков с военно-полевым хирургом, участником СВО, начальником хирургической службы Добровольческой штурмовой бригады «Восток» Игорем Арчимаевым.


Путь в профессию: холдинг «Швабе» провел свыше 400 экскурсий в 2024 году, Холдинг "Швабе", 21:25, 28.01.2025, Россия140
В 2024 году холдинг «Швабе» Госкорпорации Ростех провел для школьников и студентов 475 экскурсий. С российской промышленностью почти 12 000 гостей знакомили предприятия из Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга, Вологды, Красноярска, Екатеринбурга и Новосибирска.


Студенты АГАУ в День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады познакомились с документами и фактами о Великой Отечественной войне, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 21:23, 28.01.2025, Россия146
27 января, в памятный День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, студенты Экономического факультета Алтайского государственного аграрного университета посетили с интерактивной экскурсией Музей истории вуза.


Студенты ХГУ сразились в «Битве умов», Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 05:14, 28.01.2025, Россия61
Будущие наставники из колледжа педагогического образования, информатики и права приняли участие в региональном интеллектуальном квизе «Битва умов». Образовательная программа посвящалась Дню российского студенчества. Площадкой творческих состязаний выступила Школа креативных индустрий Хакасии, а организаторами – Минмолодёжи региона и Молодёжный центр республики.


Школьники из 4 городов и 16 районов Алтайского края стали участниками Дня открытых дверей в АГАУ, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 05:47, 28.01.2025, Россия156
25 января В Алтайском государственном аграрном университете прошел первый в 2025 году День открытых дверей


В ХГУ открылся Клуб волонтёров финансового просвещения, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 05:43, 28.01.2025, Россия74
В институте менеджмента, экономики и агротехнологий Хакасского госуниверситета появилось объединение активистов Клуб волонтёров финансового просвещения «Финансы 360». Он направлен на повышение экономической грамотности населения и профилактику имущественных преступлений.


Алтайский ГАУ подписал соглашение о сотрудничестве с региональным центром агрохимической службы, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 05:36, 28.01.2025, Россия70
В Алтайском государственном аграрном университете прошло подписание соглашения в целях сотрудничества в образовательной, научно-технической и инновационной деятельности, в обеспечении развития системы партнерства между вузом и всеми подразделениями агрохимической службы региона


Фонд «Милосердие» научит волонтеров развивать креативные идеи, благотворительный фонд социальной защиты "Милосердие"/фонд "Милосердие", 05:35, 28.01.2025, Россия65
Серию обучающих сессий по креативным подходам в социальном проектировании проведет для жителей Липецкой области благотворительный фонд «Милосердие».


В ХГУ обсудили меры поддержки для молодых специалистов в Усть-Абаканском районе, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 05:35, 28.01.2025, Россия76
Накануне Дня российского студенчества в Хакасском госуниверситете побывала делегация администрации Усть-Абаканского района. На встрече обсудили проблемы кадрового дефицита, перспективы трудоустройства выпускников и меры социальной поддержки для молодых специалистов.


В 2024 году более 120 сотрудников прошли стажировку в филиале «Красноярский» компании «ЛокоТех-Сервис», ООО "ЛокоТех-Сервис", 05:34, 28.01.2025, Россия66
В 2024 году Красноярский филиал «ЛокоТех-Сервис» активно развивал программу обучения вновь принятых на работу сотрудников в рамках положения о наставничестве.


Более 500 студентов прошли производственную практику на предприятиях филиала «Красноярский» компании «ЛокоТех-Сервис», ООО "ЛокоТех-Сервис", 05:24, 28.01.2025, Россия57
Филиал «Красноярский» компании «ЛокоТех-Сервис» активно взаимодействует с учебными заведениями региона, предоставляя учащимся возможность прохождения ознакомительной и производственной практики.


Учёные ХГУ реализуют проекты по продовольственной безопасности, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 05:15, 28.01.2025, Россия64
В 2022 году учёные Хакасского госуниверситета вышли с инициативой к дирекции НОЦ «Енисейская Сибирь» и Минобрнауки республики о запуске двух новых проектов в области продовольственной безопасности.


Музыканты из ХГУ отличились на международном конкурсе, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 05:35, 27.01.2025, Россия52
Студенты музколледжа Хакасского госуниверситета заняли семь призовых мест на международном фестивале-конкурсе «Сибириада». Творческие состязания посвящались 55-летию Кемеровского государственного института культуры.


«Швабе» совместно с российскими вузами готовит сотни специалистов для российской промышленности, Холдинг "Швабе", 04:58, 27.01.2025, Россия59
Холдинг «Швабе» Госкорпорации Ростех наращивает кадровый потенциал за счет активной работы с вузами. Совместно они реализуют образовательные программы, направленные на максимальное погружение учащихся в рабочие процессы. В числе инициатив – целевое обучение. В текущем учебном году число студентов, которые обучаются по этой программе на разных курсах, составляет 390 человек.


Ученые-медики смогут получать правительственные премии. Комментирует профессор Пироговского Университета, РНИМУ им. Н.И. Пирогова МЗ РФ, 04:49, 27.01.2025, Россия65
Контекст: В Минздраве разработали (https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=153788) правила конкурса на получение правительственной премии Титр: Ларина Вера Николаевна, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой поликлинической терапии Института клинической медицины Пироговского Университета Минздрава России.


  © 2003-2025 inthepress.ru