Научный семинар«Измерения и анализ данных в психологии и образовании»
10 июня состоялся четвертый международный научный семинар (вебинар) «Измерения и анализ данных в психологии и образовании», организованный в партнерстве университетов: ФГБОУ ВО МГППУ, Института образования НИУ ВШЭ, РАНХиГС при Президенте РФ. Запись семинара доступна на YouTube-канале МГППУ https://www.youtube.com/watch?v=wn_Aw5w-zOI
Модератором семинара выступила соруководитель семинара М.Г. Сорокова, д. пед. н., к. физ.-мат. н., руководитель Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA МГППУ Спикеры семинара: Е.С. Гусарова, магистр психологии, модератор Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA МГППУ; М.А. Одинцова, к. психол. н., доцент, зав. кафедрой Психологии и педагогики дистанционного обучения факультета Дистанционного обучения МГППУ. В вводной части доклада авторы обосновали актуальность исследования жизнеспособности семьи и рассмотрели проблемы определения и измерения данного феномена в современной психологии. В основной части была рассмотрена концепция жизнеспособности семьи Ф. Уолш, представлена Шкала оценки жизнеспособности семьи М. Сиксби, а также результаты апробации и валидизации ее русскоязычной версии на российской выборке (N=331). Валидизация психодиагностического инструмента осуществлялась в SPSS и AMOS с применением современных психометрических методов, таких как эксплораторный и конфирматорный факторный анализ, коэффициент α Кронбаха, методы непараметрической и описательной статистики. Результаты анализа не подтвердили оригинальную структуру методики М. Сиксби. В ходе исследования была получена 4-хфакторная структура: «семейная коммуникация и связность», «позитивный прогноз и решение проблем», «принятие и гибкость» и «социальные ресурсы». Субшкалы русскоязычной версии обладают хорошей внутренней согласованностью. Установлены логические и предсказуемые взаимосвязи с другими схожими конструктами, а также отсутствие различий в оценках жизнеспособности семьи у мужчин и женщин. В заключительной части спикеры отметили отдельные ограничения результатов и указали перспективы дальнейших исследований жизнеспособности семьи. Авторы намерены доработать некоторые субшкалы методики, а также провести стандартизацию инструмента применительно к семьям, находящимся на разных стадиях жизненного цикла или в трудных жизненных ситуациях. Новый инструмент психодиагностики семьи в скором времени появится в открытом доступе. Дискуссант Н.Г. Гаранян, д. психол. н., профессор кафедры Клинической психологии и психотерапии факультета Консультативной и клинической психологии МГППУ, отметила актуальность и злободневность исследования, обусловленную резким увеличением нагрузки на жизнестойкость семьи в условиях пандемии, которая является сильнейшим длительно действующим стрессором, сопряженным с большой неопределенностью, возможными экономическими потерями и возрастанием нагрузок на совместное пребывание. При этом имеет место острый недостаток валидного и надежного инструментария психодиагностики семьи. Н.Г. Гаранян подробно прокомментировала возможные причины выпадения фактора «Духовность семьи» в русскоязычной версии методики, а также констатировала, что именно такие психологические факторы, как коммуникация и сплоченность семьи, в решении проблем являются наиболее важными. Вместе с тем, она отметила, что именно интерперсональные стрессоры, такие как измены, разводы, смерть близких, оказывает наибольшее влияние на семью, что подтверждается другими исследованиями. Дискуссант А.В.Махнач, д. психол. н., заместитель директора по научной работе, главный научный сотрудник ИП РАН, обратил внимание участников вебинара, что в теории Ф. Уолш одним из важнейших компонентов жизнеспособности семьи является фактор, связанный с культурально-детерминированными составляющими - ценностями и духовностью. А.В. Махнач предложил провести отдельное исследование системы семейных убеждений в ее различных измерениях с учетом культурного контекста. Весьма интересен также вопрос о том, когда начинает формироваться жизнеспособность семьи. Дискуссант выделил и другие направления исследований: сравнение индивидуальной и семейной жизнеспособности членов семьи, изучение диадического копинга в контексте проблематики жизнеспособности семьи, а также исследования жизнеспособности семьи на разных стадиях ее жизненного цикла. Дискуссант Е.М. Семенова, к психол. н., доцент кафедры психологии Филиала РГСУ, г. Минск, отметила сложность проведенной работы, а в качестве перспектив дальнейших исследований, присоединяясь к другим дискуссантам, указала на изучение детерминированности духовности семьи культурными факторами, а также на проведение типологизации кризисных ситуаций, в которые попадают семьи. Дискуссант предложила провести аналогичное исследование на белорусской выборке. Представленная докладчиками тема вызвала интерес и отклик у слушателей. Соруководитель семинара О.А. Фиофанова, д. пед.н., научный руководитель Центра управления в образовании Института отраслевого менеджмента РАНХиГС при Президенте РФ задала вопрос о влиянии внешних факторов на жизнеспособность семьи. В свободной дискуссии соруководитель семинара Е.Ю. Карданова, к. физ.-мат. н., директор Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ, отметила важность применения для валидизации психодиагностического инструментария методов современной психометрики, которые в настоящее время активно развиваются. В основе доклада лежит статья, которая в ближайшее время выйдет в журнале "Психологические исследования" в 3-м номере за 2021 год: • Гусарова Е.С., Одинцова М.А., Сорокова М.Г. Шкала оценки жизнеспособности семьи: адаптация на российской выборке. Психологические исследования. 2021. Ссылка на базу данных исследования: • Gusarova, Elena; Odintsova, Maria; Sorokova, Marina (2021): Family resilience assessment scale: adaptation in Russian sample. Psychological Research Data & Tools Repository. Dataset. https://doi.org/10.25449/ruspsydata.14710689.v1 Дополнительные источники: 1. Махнач А.В., Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психологическая диагностика кандидатов в замещающие родители: Практическое руководство. М.: Институт психологии РАН. 2013. 219 с. 2. Махнач А.В., Толстых Н.Н. Жизнеспособность как характеристика социальной группы кандидатов в замещающие родители // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 2. С. 127–149. https://psyjournals.ru/social_psy/2018/n2/Mahnach_Tolstykh.shtml 3. Одинцова М.А., Гусарова Е.С., Айсмонтас Б.Б. Жизнеспособность семьи в стрессогенных ситуациях инвалидности в зарубежных исследованиях [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 1. С. 29–38. https://psyjournals.ru/jmfp/2020/n1/Odintsova_et_al.shtml 4. Полякова Ю.М., Сорокова М.Г., Гаранян Н.Г. Факторная структура и надежность шкалы взаимной адаптации в паре (DAS) в российской выборке // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Том 26. № 3. С. 105–126. https://psyjournals.ru/mpj/2018/n3/Poliakova_Sorokova_Garanian.shtml
Следующий вебинар в рамках международного семинара «Измерения и анализ данных в психологии и образовании» состоится 8 июля 2021.
Студенты Колледжа агропромышленных технологий Алтайского государственного аграрного университета посетили Государственный архив Алтайского края в рамках праздничных мероприятий, посвященных его 259-летию.
По итогам 2024 года шесть студентов Хакасского госуниверситета удостоены премии губернатора. В числе лауреатов обучающиеся пяти институтов вуза: менеджмента, экономики и агротехнологий, инженерно-технологического, естественных наук и математики, истории и права, филологии и искусств.
Тольяттинский государственный университет (ТГУ) получил награду II Всероссийского форума руководителей финансово-экономических служб образовательных организаций высшего образования.
Участники студенческого научно-творческого объединения «PRO ДИЗАЙН» из Хакасского госуниверситета стали лауреатами Общенационального финала X всероссийского конкурса «Туристический сувенир». В финале участвовали авторы 787 конкурсных позиций из 60 регионов страны и Республики Беларусь.
Преподаватели кафедры гуманитарных дисциплин Алтайского государственного аграрного университета в 2024 году, объявленном Годом наставника и педагога, провели целый ряд мероприятий со студентами.
Ансамбль современного и народного танца «Шейк» ХГУ покорил сердца жюри на IV Всероссийском конкурсе хореографического искусства «PachkA». В нём приняли участие более 1000 танцоров из Хакасии и Красноярского края. Они представили экспертам 150 творческих постановок различных жанров.
В Хакасском государственном университете завершилась процедура выборов. Накануне в вузе на конференции работников и обучающихся определились с кандидатурой ректора. Руководить крупнейшим учебным заведением юга Сибири на ближайшие годы остаётся Татьяна Григорьевна Краснова.
Третьекурсницы инженерно-технологического института Диана Коновалова, Татьяна Опарина и Александра Павшок зарегистрировали право интеллектуальной собственности на промышленные образцы настольной игры и развивающей книжки-игрушки для детей дошкольного возраста.
Экспериментальному ресурсному центру инженерных технологий Хакасского госуниверситета исполнилось два года. Он создан с целью объединения всех ресурсов института для взаимодействия различных отраслей науки и техники. Сегодня это уникальная площадка, где студенты, преподаватели и молодые учёные могут решать практические инженерные задачи в реальных условиях, приближенных к производственным.
8-9 декабря в Минске состоялся IX Международный конкурс грумеров «Зимние встречи-Minsk Groom», в котором успешно выступила студентка Алтайского государственного аграрного университета Виталия Алишаускайте
Ректор ХГУ Татьяна Краснова и проректор по непрерывному образованию Марина Адамова приняли участие в совещании с Департаментом просвещения, высшего образования и науки Правительства Российской Федерации по вопросам готовности к проведению экзамена для иностранных граждан по русскому языку.