Газета «За науку!» рассказала об одном из проектов «Программы Приоритет 2030», который позволит студентам выбрать дисциплины по личным интересам. Автор проекта – Лариса Капустян, кандидат экономических наук, доцент, заместитель директора Института гуманитарных наук по учебной работе.
Название проекта звучит так: «Профессиональное ядро для формирования индивидуальной образовательной траектории студентов ИГН по образовательным программам бакалавриата и специалитета (образование и педагогические науки)».
Раньше, в 1994 году, стандарты образовательных программ для российских вузов содержали в себе перечень дисциплин и даже список тем, которые надо было обязательно изучить. Со временем стандарты стали более гибкими и вариативными, и от такого учебного плана отказались: он не учитывает личностные особенности и желания студентов.
– Индивидуальная образовательная траектория может в разы улучшить качество образования, – уверена Лариса Капустян. – Студентам нужно давать выбор. В этом быстро изменяющемся мире они должны иметь возможность самостоятельно расставлять приоритеты и формировать полезные навыки. Это поможет определить и дальнейший профессиональный путь. Мотивации и желания будет больше, если дать студенту возможность (наряду с обязательными дисциплинами подготовки) обучаться тем дисциплинам, которые хочет освоить именно он.
Цель проекта – сформировать и внедрить общепрофессиональный модуль и профессиональные модули в учебный план. То есть фактически нужно скорректировать учебные планы так, чтобы студенты могли выбирать индивидуальную образовательную траеторию.
– В «Программе Приоритет 2030» одна из целей образовательной политики – индивидуализация обучения. Это не просто тренд, а актуальные требования к университету. Сравнив работу и опыт разных вузов, мы выявили несколько подходов. В рамках проекта планируется выработать методические рекомендации по переходу на новый формат обучения именно в АлтГУ. А ИГН выбран экспериментальной площадкой, где мы и попробуем это применить. Во многом получается реализовать проект благодаря поддержке директора института Ларисы Ивановны Нехвядович. Направление «образование и педагогические науки» разнообразное. Оно включает десять абсолютно разных программ. Именно в рамках данного направления мы будем внедрять модель индивидуальной образовательной траектории. Основные базовые компетенции студентов будут сформированы в рамках общих дисциплин педагогического направления: это универсальное ядро, те навыки, которые необходимы любому специалисту. Дополнительные же, по выбору, могут быть творческие. Например, у химика появится возможность освоить азы цифрового дизайна. В работе участвуют заведующие кафедрами, руководители образовательных программ, представители учебного отдела, которые будут курировать студентов, и тьюторы. Планируется до конца 2022 года скорректировать учебные планы и разработать методику реализации индивидуальной траектории. А уже в начале следующего учебного года – начать распространение. Дальше это можно будет использовать на других направлениях ИГН (которых, кстати, более 80!). А потом и в других институтах АлтГУ. Все по плану.
Клименко Ф.В. ФГБОУ ВО АлтГУ 656049, г. Барнаул, пр-т Ленина, 61. https://www.asu.ru/
В институте филологии и искусств ХГУ им. Н.Ф. Катанова состоялась защита первых выпускных квалификационных работ по новому направлению обучения «Филология», профиль: «Медиатекст и связи с общественностью».
В Передовой инженерной школе «Гибридные и комбинированные технологии» Тольяттинского госуниверситета начат приём абитуриентов на четыре новых профиля подготовки.
В Передовой инженерной школе «Гибридные и комбинированные технологии» Тольяттинского госуниверситета начат приём абитуриентов на четыре новых профиля подготовки.
В Передовой инженерной школе «Гибридные и комбинированные технологии» Тольяттинского госуниверситета начат приём абитуриентов на четыре новых профиля подготовки.
Хакасский госуниверситет одержал победу в конкурсе грантов для образовательных организаций высшего образования от Росмолодёжи. По итогам конкурса Росмолодёжь.Гранты победителями стали 89 вузов России, в числе которых ХГУ. Благодаря победе в течение двух лет в вузе будет реализовано шесть проектов на сумму почти 15 миллионов рублей.
В Новосибирской области завершился шестой поток образовательной программы «Школа фермера», реализуемой Россельхозбанком совместно с Министерством сельского хозяйства Новосибирской области и Новосибирским ГАУ. В этом году 37 участников прошли интенсивное обучение по направлению «Масличные культуры» и получили дипломы государственного образца.
Более двух тысяч из них на программы высшего образования, остальные поданы в три колледжа Хакасского госуниверситета. В новом учебном году ХГУ предоставляет 1407 бюджетных мест по всем формам обучения, направлениям и специальностям.
МГТУ ГА и АО «Сирена-Трэвел» приступили к совместной работе по формированию практических компетенций у студентов, обучающихся по специальности «Технология транспортных процессов».
Будущий педагог-психолог, студентка института непрерывного педагогического образования Хакасского госуниверситета Анна Полева стала победителем всероссийского конкурса научно-исследовательских работ «Молодой учёный-2025».
Профессия эколога не только благородная, популярная, но и очень интересная. В этом смогли убедиться будущие экологи во время полевой практики по ботанике.
До 3 июля 2025 г. в Алтайском государственном аграрном университете проходит прием заявок на участие в Региональном конкурсе среди обучающихся общеобразовательных учреждений на темы, связанные с производством и потреблением органической продукции.
Один из лидеров в проектной работе Хакасского госуниверситета – инженерно-технологический институт. Работы студенток Анастасии Павшок, Дианы Коноваловой и Татьяны Опариной приняты для участия во всероссийском конкурсе «Студенческий стартап».
В День молодежи директор Департамента информации и печати, официальный представитель Министерства иностранных дел Российской Федерации Мария Захарова приняла участие в просветительской программе Общества «Знание».