22 марта прошла презентация цифровой кафедры Тольяттинского государственного университета, которая была открыта в сентябре 2022 года. Проект «Цифровые кафедры» – часть федерального проекта «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли», который, в свою очередь, входит в нацпрограмму «Цифровая экономика Российской Федерации». Его задача – обеспечить приоритетные отрасли экономики высококвалифицированными кадрами, обладающими цифровыми компетенциями. Организатор – АНО ВО «Университет Иннополис» при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и ФГАНУ «Социоцентр». Тольяттинский университет (ТГУ), как и 111 вузов России, поддержал идею открытия цифровой кафедры. С этого учебного года студенты-очники ТГУ не IT-направлений могут бесплатно получить вторую специальность в сфере информационных технологий (IT) и освоить компетенции в области искусственного интеллекта, разработки информационных систем, веб-игр и др. Цифровая кафедра Тольяттинского госуниверситета работает на базе института дополнительного образования «Жигулёвская долина». Её возглавляет Оксана Гущина, заведующий кафедры «Прикладная математика и информатика» института математики, физики и информационных технологий ТГУ. – Цифровая кафедра в ТГУ бесплатно обучает студентов по программе дополнительного профессионального образования «Web-разработчик полного цикла». Это курс для тех, кто хочет с нуля изучить возможности языка программирования Python для создания веб-приложений. Освоить новую специальность изъявили желание 560 студентов ТГУ, – рассказала Оксана Гущина. – Срок обучения – 15 месяцев. После успешной защиты итогового проекта студент получит диплом о профессиональной переподготовке с присвоением новой квалификации. О промежуточных результатах работы проекта вузы-участники рассказывают в рамках «Марафона цифровых кафедр», который стартовал 13 марта 2023 года. Презентацию своей цифровой кафедры Тольяттинский госуниверситет представил 22 марта на площадке Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, где в очно-дистанционном формате выступили 13 университетов-участников проекта Приволжского федерального округа. – Анализ результатов текущего этапа обучения показывает, что многие студенты с интересом посещают занятия, решают предложенные кейсы. Многие говорят, что знаний, которые они уже получили, хватает, чтобы грамотно сформулировать техническое задание. И в случае необходимости наши студенты уже не бегут искать айтишника, а сами стараются решить возникшую проблему, – отметила Оксана Гущина. Она подчеркнула, что при работе со студентами специалисты проекта «Цифровая кафедра» проводят полномасштабный сбор и анализ цифрового следа, который используется для построения адаптивной модели дистанционного онлайн-обучения. Технологии анализа больших данных и анализа цифрового следа студентов и преподавателей позволят в дальнейшем предложить новые идеи по привлечению обучающихся и возможные корректировки самого подхода к обучению. Студенты цифровой кафедры проходят обязательную стажировку в индустриальных и ИТ-компаниях. В проекте принимают участие партнёры ТГУ: ООО «Видеосреда», ООО «Квартплата 24», Учебный центр Netcracker, ООО «ПрограмМастер», ООО «Тольятти-Софт», ООО «Центр автоматизации бизнес-систем» и ООО «Холмонт Бизнес Решения». – Это компании реального IT-сектора, которые для полного качественного подхода к обучению предлагают студентам пробовать не просто изучать, а реализовывать свои навыки на реальных ИТ-кейсах, – поясняет Оксана Гущина. – В будущем для обеспечения широкого спектра стажировки мы также планируем привлечь и другие компании, которые хотели бы видеть цифровые решения от своих будущих специалистов. После запуска проекта «Цифровые кафедры» ТГУ получил свыше полутора тысяч заявок от студентов платформы онлайн-обучения «Росдистант», которые также пожелали освоить новую специальность. Поэтому вуз обратился к организаторам с просьбой рассмотреть возможность включения в проект не только студентов очной формы обучения, но и заочников.
Важную роль в становлении будущих историков играет практическая подготовка. Одним из этапов становится прохождение летней двухнедельной учебной практики. В этом году одной из баз её проведения для студентов института истории и права ХГУ стал Национальный музей Республики Хакасия.
В Хакасском госуниверситете продолжается «Приёмная кампания–2025». Сегодня в приёмную комиссию вуза поступило на все формы обучения, на программы высшего и среднего профессионального образования уже более 7000 заявлений. Это больше, чем за аналогичный период прошлого года.
На Факультете природообустройства Алтайского государственного аграрного университета состоялась защита выпускных квалификационных работ по направлению подготовки «Гидромелиорация».
Участники студенческого научно-творческого объединения «PRO Дизайн» из инженерно-технологического института Хакасского госуниверситета разработали проект эксклюзивных авторских жилетов и платьев для школьников, выполненный под руководством кандидата педагогических наук Анастасии Белоусовой.
Студенты инженерно-технологического института Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова Сергей Лаптев и Илья Шиганов блестяще защитили выпускные квалификационные работы в рамках программы «Стартап как диплом».
Исследователи института естественных наук и математики ХГУ изучили содержание свинца в листьях тополей и вязов на трёх площадках города Абакана. Согласно нормативным документам, регламентирующим содержание тяжелых металлов в окружающей среде, свинец относится к первому классу опасности.
10 июля в Калужской области завершилось обучение пятого потока «Школы фермера», организованное Калужским региональным филиалом Россельхозбанка совместно с министерством сельского хозяйства Калужской области на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Калужский институт дополнительного профессионального обучения в сфере АПК».
Выпускники школ Алтайского края, в которых действуют агротехнологические классы, активно подают документы в приемную комиссию Алтайского государственного аграрного университета
В институте филологии и искусств ХГУ реализуют инновационный проект «УЛУҒ СӦС», главная цель которого популяризация, изучение, сохранение и развитие хакасского языка и культуры с помощью хакасских пословиц в формате видеоклипов.
Молодые ученые факультета «Информационные технологии» МГППУ разработали уникальный тренажер для оценки и формирования навыков командной работы у операторов БПЛА.
Анастасия Парасюк и Алина Чухрова из инженерно-технологического института ХГУ стали серебряными призёрами республиканского конкурса «Научный потенциал Хакасии – 2030». Их разработка посвящена проектированию детского сувенирного набора с элементами национального культурного наследия региона. Руководитель проекта – доцент кафедры цифровых технологий и дизайна Анастасия Белоусова.