Россия и Африка встретились в ЛЭТИ: Первый электротехнический стал площадкой форума молодых ученых
26 июля в преддверии второго саммита «Россия-Африка» в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» состоялся научный форум «Россия-Африка: диалог в научных исследованиях». Мероприятие посетили более 30 делегатов из России, Анголы, Бурунди, Египта, Камеруна, Нигерии, Сенегала, Танзании. Под эгидой форума прошел круглый стол с зарубежными участниками, пленарное заседание и тематические секции, а также экскурсия по кампусу ЛЭТИ. Проректор по международной деятельности СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Анастасия Андреевна Минина приветствовала участников круглого стола и представила гостям из Анголы, Бурунди, Египта, Камеруна, Нигерии, Сенегала и Танзании российских коллег – проректора по международной деятельности и сетевому взаимодействию ННГУ им. Н.И. Лобачевского Александра Борисовича Бедного и проректора по внешним связям и международной деятельности НГУ им. Ярослава Мудрого Анастасию Павловну Новикову. Анастасия Андреевна Минина рассказала о проектах, которые ЛЭТИ планирует осуществить или уже успешно реализует в сотрудничестве с зарубежными коллегами. «Сегодня ЛЭТИ сотрудничает с более чем 90 странами мира, из 10 тысяч лэтишников 20% – иностранцы. К 2030 году предполагается расширение до 17 тысяч обучающихся и увеличение доли иностранцев до 25%. Мы не гонимся за количеством, качество образования для нас всегда на первом месте. Чтобы отобрать лучших, в ЛЭТИ используют различные механизмы, например, многочисленные олимпиады, с помощью которых лучшие ребята могут получить квоты на бесплатное обучение в России». – Проректор по международной деятельности СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Анастасия Андреевна Минина. В 2022 году в ЛЭТИ была запущена программа «Инженерная подготовка для Африки», в рамках которой реализуется онлайн-подготовка школьников из африканских стран по математике, физике, информатике и русскому языку. В 2022/2023 учебном году в этом проекте принимали участие более 700 человек из 20 стран. В этом году обучение начнется с сентября, программа будет расширена и дополнена дисциплиной «Основы предпринимательства». Участие в проекте будет бесплатным, а по его итогам лучшие ученики после прохождения контрольного тестирования будут рекомендованы на обучение в России. Проект осуществляется при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. «В рамках повышения квалификации в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» реализуется проект «Летний университет в России». В 2023 году двухнедельное мероприятие для участников из стран Африки пройдет в сентябре, участие также будет бесплатным», – рассказала Анастасия Андреевна Минина. В ноябре при поддержке Россотрудничества ЛЭТИ проведет в Сенегале «Неделю математики, физики и информатики»: на протяжении 6 дней в очном режиме в разных городах преподаватели Первого электротехнического будут обучать ребят математике, физике, информатике. Офлайн-программу будет предварять онлайн-обучение. 10 ноября в онлайн-режиме пройдет конференция для преподавателей математики, физики и русского языка из России и стран Африки, на которой состоится обмен лучшими педагогическими методиками и практиками. Один из проектов, которые ЛЭТИ реализует совместно с Госкорпорацией «Росатом», вузами Египта и Малайзии, – магистерская программа по электронике «Новое поколение электронной компонентной базы (ЭКБ)», по которой студенты сначала будут обучаться в ЛЭТИ на английском языке, а затем проведут один семестр в одном из вузов-партнеров, получив возможность познакомиться с технологиями этих стран. В 2024 году филиал СПбГЭТУ «ЛЭТИ» откроется в Египте, где сейчас проходит строительство атомной станции. Первое направление, которое будет открыто – «Автоматизированные системы управления технологических процессов», затем набор программ будет расширяться. На открытии пленарного заседания к участникам форума «Россия-Африка: диалог в научных исследованиях» по видеосвязи обратился директор образовательных проектов Госкорпорации «Росатом» Валерий Вячеславович Карезин. «Госкорпорация «Росатом» развивает сотрудничество со странами африканского континента по широкому спектру направлений, который включает не только проекты в области атомной энергетики и опреснения. Это также научные исследования, использование атомных технологий в сельском хозяйстве, медицине и во многих других сферах. Особое внимание уделяем африканскому континенту, который неоспоримо является регионом роста и стратегически важным для развития сотрудничества. Конечно реализация подобных проектов невозможна без наличия высококвалифицированных национальных кадров; поэтому для нас особенно значимым является сотрудничество российских и африканских университетов в области науки и образования». – добавил директор образовательных проектов Госкорпорации «Росатом» Валерий Вячеславович Карезин. Пленарную часть форума продолжили доклады ученых СПбГЭТУ «ЛЭТИ»: «История навигации» доцента кафедры лазерных измерительных и навигационных систем Александра Сергеевича Кукаева, «Угроза информационной безопасности» доцента кафедры информационных систем Елены Владимировны Федорченко, «Удаленный мониторинг здоровья» ассистента кафедры биотехнических систем Инны Павловны Корнеевой. Также на площадке ЛЭТИ прошли молодежные научные сессии, посвященные вопросам научного взаимодействия. Исследования, имеющие перспективы для международного сотрудничества, представили ученые из России, Нигерии, Бурунди, Мали, Анголы и Танзании. На секции «Сотрудничество в области биомедицины» обсудили передовые разработки в области медицинских систем и комплексов, а также инновации в персонализированной диагностике различных заболеваний. Доклады в секции «Современные инженерные технологии» затронули широкий спектр тем инженерии – от междисциплинарного подхода к сохранению африканских слонов в Танзании до симуляции солнечных батарей на основе кристаллической структуры перовскита. В рамках секции «Исследования в области применения искусственного интеллекта и информационно-компьютерных систем» спикеры рассказали об использовании машинного обучения как для решения актуальных проблем стран Африки, таких как прогнозирование энергетического спроса, так и для развития перспективных технологий – например, беспилотных автомобилей. По итогам форума представители российских и зарубежных вузов выявили перспективные тематики в научной и образовательной сферах и наметили траектории развития сотрудничества.
Студенты Колледжа агропромышленных технологий Алтайского государственного аграрного университета посетили Государственный архив Алтайского края в рамках праздничных мероприятий, посвященных его 259-летию.
По итогам 2024 года шесть студентов Хакасского госуниверситета удостоены премии губернатора. В числе лауреатов обучающиеся пяти институтов вуза: менеджмента, экономики и агротехнологий, инженерно-технологического, естественных наук и математики, истории и права, филологии и искусств.
Тольяттинский государственный университет (ТГУ) получил награду II Всероссийского форума руководителей финансово-экономических служб образовательных организаций высшего образования.
Участники студенческого научно-творческого объединения «PRO ДИЗАЙН» из Хакасского госуниверситета стали лауреатами Общенационального финала X всероссийского конкурса «Туристический сувенир». В финале участвовали авторы 787 конкурсных позиций из 60 регионов страны и Республики Беларусь.
Преподаватели кафедры гуманитарных дисциплин Алтайского государственного аграрного университета в 2024 году, объявленном Годом наставника и педагога, провели целый ряд мероприятий со студентами.
Ансамбль современного и народного танца «Шейк» ХГУ покорил сердца жюри на IV Всероссийском конкурсе хореографического искусства «PachkA». В нём приняли участие более 1000 танцоров из Хакасии и Красноярского края. Они представили экспертам 150 творческих постановок различных жанров.
В Хакасском государственном университете завершилась процедура выборов. Накануне в вузе на конференции работников и обучающихся определились с кандидатурой ректора. Руководить крупнейшим учебным заведением юга Сибири на ближайшие годы остаётся Татьяна Григорьевна Краснова.
Третьекурсницы инженерно-технологического института Диана Коновалова, Татьяна Опарина и Александра Павшок зарегистрировали право интеллектуальной собственности на промышленные образцы настольной игры и развивающей книжки-игрушки для детей дошкольного возраста.
Экспериментальному ресурсному центру инженерных технологий Хакасского госуниверситета исполнилось два года. Он создан с целью объединения всех ресурсов института для взаимодействия различных отраслей науки и техники. Сегодня это уникальная площадка, где студенты, преподаватели и молодые учёные могут решать практические инженерные задачи в реальных условиях, приближенных к производственным.
8-9 декабря в Минске состоялся IX Международный конкурс грумеров «Зимние встречи-Minsk Groom», в котором успешно выступила студентка Алтайского государственного аграрного университета Виталия Алишаускайте
Ректор ХГУ Татьяна Краснова и проректор по непрерывному образованию Марина Адамова приняли участие в совещании с Департаментом просвещения, высшего образования и науки Правительства Российской Федерации по вопросам готовности к проведению экзамена для иностранных граждан по русскому языку.