85 лет назад в Абакане был открыт учительский институт
Становлению Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова предшествовала история становления Абаканского учительского и педагогического институтов. Учительский институт (АУИ) был торжественно открыт 14 сентября 1939 года. Именно он дал старт подготовке специалистов с высшим образованием в Хакасии. Нехватка педагогических кадров, особенно со знанием хакасского языка, в 1920-1930 годах была чрезвычайной, и вынуждала местные власти искать различные формы подготовки учителей. В целом она сводилась к краткосрочным курсам. Такое положение дел не устраивало руководство тогда ещё Хакасского округа. Было принято решение об организации педагогического техникума на территории Хакасии. Который и был открыт 10 октября 1929 года (95 лет назад). В 30-е годы ощущалась нехватка квалифицированных учительских кадров, что препятствовало решению важной государственной задачи – переходу к всеобщему семилетнему образованию. В 1937 году из 1128 учителей 589 (более 50%) не имели даже среднего педагогического образования! А 126 имели образование только 5-6 классов. Без подготовки учительских кадров на месте невозможно было осуществить семилетний всеобуч. Выход виделся в открытии высшего педагогического учебного заведения. Первый набор студентов института распределился следующим образом: 66 студентов обучались на отделении русского языка и литературы, 25 – истории, 29 – математики и физики. Были организованы первые кафедры: марксизма-ленинизма, истории, языка и литературы, физики и математики, педагогики. В 1940 году открылось отделение заочного обучения. Когда завершался второй учебный год института, началась Великая Отечественная война. В первые дни войны добровольцами ушли на фронт заведующий кафедрой педагогики А.Н. Устинов, выпускники С.Ф. Аешин, Н.К. Лаврентьев и другие. Первый выпуск – 79 человек с дипломами учителей неполных средних школ – состоялся в июле 1941 года. Осенью 1941 года педагогические кадры Абаканского учительского института пополнились за счёт эвакуированных преподавателей московских вузов, в том числе МГУ, что оказало положительное влияние на постановку учебной и научной работы, дало возможность продуктивного обмена научными и методическими идеями. Молодым учёным был представлен пример сбора и изучения местного материала: известный этнограф, доктор исторических наук, профессор Сергей Александрович Токарев стал изучать историю хакасов по документам государственного архива Хакасской автономной области; кандидат филологических наук, доцент Л.С. Шептаев занялся сбором хакасского фольклора. Несмотря на тяготы военного времени, АГУИ продолжал развитие как образовательный, культурный и научный центр Хакасии – в 1943 году в его структуре было открыто отделение хакасского языка и литературы для подготовки учителей национальных школ. С этого момента хакасский язык и литература становятся предметами учебных курсов, для ведения которых создается кафедра хакасского языка. Война ещё не закончилась, но уже прогнозировались кадровые потребности послевоенного периода, в том числе в социально-культурной сфере. В плане школьного образования ожидались, с одной стороны, значительный рост контингента учащихся старших классов, а с другой – снижение удельного веса учителей с высшим образованием, связанное в основном с реэвакуацией. Хакасии нужны были свои педагоги. 10 февраля 1944 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял постановление об организации Абаканского государственного педагогического института с факультетами: русского языка и литературы, исторического, физико-математического. Создание педагогического института происходило на практическом фундаменте учительского института. Однако официальное закрытие последнего состоялось только в 1954 году – когда, по-видимому, подготовка учителей для семилетней школы утратила актуальность. До этого же времени при едином финансовом обеспечении, административном руководстве, профессорско-преподавательском составе и учебно-материальной базе у того и другого института были разные коллективы учащихся – их обучение отличалось по срокам, учебным планам и программам. Таким образом, точкой отсчёта открытия учебных заведений, готовящих специалистов с высшим образованием, следует считать 14 сентября 1939 года.
Студенты инженерно-технологического института Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова Сергей Лаптев и Илья Шиганов блестяще защитили выпускные квалификационные работы в рамках программы «Стартап как диплом».
Исследователи института естественных наук и математики ХГУ изучили содержание свинца в листьях тополей и вязов на трёх площадках города Абакана. Согласно нормативным документам, регламентирующим содержание тяжелых металлов в окружающей среде, свинец относится к первому классу опасности.
10 июля в Калужской области завершилось обучение пятого потока «Школы фермера», организованное Калужским региональным филиалом Россельхозбанка совместно с министерством сельского хозяйства Калужской области на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Калужский институт дополнительного профессионального обучения в сфере АПК».
Выпускники школ Алтайского края, в которых действуют агротехнологические классы, активно подают документы в приемную комиссию Алтайского государственного аграрного университета
В институте филологии и искусств ХГУ реализуют инновационный проект «УЛУҒ СӦС», главная цель которого популяризация, изучение, сохранение и развитие хакасского языка и культуры с помощью хакасских пословиц в формате видеоклипов.
Молодые ученые факультета «Информационные технологии» МГППУ разработали уникальный тренажер для оценки и формирования навыков командной работы у операторов БПЛА.
Анастасия Парасюк и Алина Чухрова из инженерно-технологического института ХГУ стали серебряными призёрами республиканского конкурса «Научный потенциал Хакасии – 2030». Их разработка посвящена проектированию детского сувенирного набора с элементами национального культурного наследия региона. Руководитель проекта – доцент кафедры цифровых технологий и дизайна Анастасия Белоусова.
В День семьи, любви и верности состоялась встреча врио ректора Алтайского государственного аграрного университета Владимира Плешакова со студенческими семьями
Для участия в проекте подали заявки более 80 претендентов. Отобрали 19. За каждым прошедшим конкурсный отбор закрепят наставников. Они будут сопровождать слушателей программы на всем протяжении обучения вплоть до защиты выпускной работы и дальнейшего трудоустройства.
Студенческие отряды вузов Алтайского края работают в третьем трудовом семестре. Среди вышедших на связь с корреспондентом газеты ребят - командир СО "Веста" Алтайского государственного аграрного университета Анастасия Горнева.
Приёмная кампания стартовала 20 июня. На 8:00 7 июля с помощью сервиса Госуслуг «Поступление в вуз онлайн» абитуриенты Хакасского госуниверситета подали уже свыше 3000 заявлений. Это в 2 раза больше, чем за аналогичный период в прошлом году.