В Тольяттинском государственном университете (ТГУ) для студентов-инженеров завершился первый семестр обучения по новой дисциплине – «Инженерная подготовка». Изменения в учебной программе произошли в рамках Передовой инженерной школы «Гибридные и комбинированные технологии» (ПИШ «ГибридТех») ТГУ. Проектная деятельность реализуется в ТГУ с 2017 года. С первой учебной недели студенты всех курсов и направлений подготовки в смешанных командах узнают, что такое проектные инициативы, учатся генерировать идеи для стартапов и пытаются создать тестовые версии собственных продуктов. С осеннего семестра 2024/2025 учебного года проектная неделя изменилась. Теперь у студентов института машиностроения ТГУ появилась новая сквозная дисциплина, в рамках которой они занимаются исключительно специфическими инженерными задачами из реального сектора экономики. В рамках «Инженерной подготовки» первые реальные кейс-задачи поставил перед студентами генеральный партнёр ПИШ «ГибридТех» АО «АВТОВАЗ». Кейсы распределили между всеми студентами института машиностроения с первого по четвёртый курсы. За каждой задачей закреплены два куратора: преподаватель ТГУ и представитель АО «АВТОВАЗ». –ТГУ взял на себя ответственность подготовить инженера будущего, который может не только решать инженерные задачи, но и развивать инженерию в России. Ребята должны получить профессиональные навыки, чтобы понимать, как меняется инженерия, – уверена директор центра проектной деятельности ТГУ Юлия Карабельская. – Именно поэтому мы выстроили всю инженерную подготовку студентов института машиностроения под реальные кейсы, которые нам дали производственники. Студенты решают те же задачи, что и современный автопром. Так они получают конкретные знания и навыки, которые будут актуальны и через 5–10 лет. За три месяца проектные команды получили консультации от сотрудников АВТОВАЗа, а также кураторов со стороны ТГУ. Первые проектные решения команды представили на итоговой защите проектов в декабре прошлого года. – Для любого электротранспорта энергоэффективность – важный показатель. Автомобильное производство постепенно переходит на перспективные силовые установки. Наш проект важен для специалистов, учитывающих особенности проектирования автомобилей с электрическими силовыми установками. В проекте не обойтись без распределения обязанностей: экономисты, инженеры по 3D-печати и моделированию компонентов установки, а также инженеры, занимающиеся CAE* анализом, – рассказал руководитель проекта «Разработка стенда для определения аэродинамических характеристик методом масштабирования», студент третьего курса института машиностроения ТГУ Владислав Амелин. Задачи всех проектов регистрируются на разработанной в ТГУ цифровой платформе «Проектива», где по итогам выполнения задач студенты получают оценку по дисциплине «Инженерная подготовка». В конце семестра состоится защита проектов, где эксперты решат, какие проекты продолжат работу, и какие решения будут презентованы представителям предприятия для внедрения на производстве. – За период обучения каждый студент передовой инженерной школы, выполняя в той или иной роли задачи по проекту в команде, с первого по четвёртый курс бакалавриата проходит стадии подготовки от инженера-чертёжника до инженера-разработчика новых конструкторских технологий. Результаты этой деятельности каждый студент может реализовать уже в рамках своего научного исследования, обучаясь в магистратуре и выступая уже в роли инженера-исследователя, имея на выходе патенты и научные статьи с результатами своих набросок. По сути, обучаясь в ПИШ, студент нарабатывает своё портфолио, которое верифицировано ключевым работодателем региона – АВТОВАЗом. На стадии реализации проекта студент может сам выступать в роли руководителя проекта. ПИШ для современного студента – это кладезь неограниченных возможностей для достижения личных целей, личностного роста и успеха в жизни, – подчеркнул доцент кафедры «Оборудование и технологии машиностроительного производства» института машиностроения ТГУ Денис Левашкин. По его словам, в перспективе перед выпускниками института машиностроения стоит задача возглавить на предприятиях ключевые направления и стать лидерами изменений в ключевых для региона отраслях (машиностроение, энергетика IT, автомобилестроение).
*Общее название для программ и программных пакетов, предназначенных для решения различных инженерных задач: расчётов, анализа и симуляции физических процессов.
В институте филологии и искусств ХГУ им. Н.Ф. Катанова состоялась защита первых выпускных квалификационных работ по новому направлению обучения «Филология», профиль: «Медиатекст и связи с общественностью».
В Передовой инженерной школе «Гибридные и комбинированные технологии» Тольяттинского госуниверситета начат приём абитуриентов на четыре новых профиля подготовки.
В Передовой инженерной школе «Гибридные и комбинированные технологии» Тольяттинского госуниверситета начат приём абитуриентов на четыре новых профиля подготовки.
В Передовой инженерной школе «Гибридные и комбинированные технологии» Тольяттинского госуниверситета начат приём абитуриентов на четыре новых профиля подготовки.
Хакасский госуниверситет одержал победу в конкурсе грантов для образовательных организаций высшего образования от Росмолодёжи. По итогам конкурса Росмолодёжь.Гранты победителями стали 89 вузов России, в числе которых ХГУ. Благодаря победе в течение двух лет в вузе будет реализовано шесть проектов на сумму почти 15 миллионов рублей.
В Новосибирской области завершился шестой поток образовательной программы «Школа фермера», реализуемой Россельхозбанком совместно с Министерством сельского хозяйства Новосибирской области и Новосибирским ГАУ. В этом году 37 участников прошли интенсивное обучение по направлению «Масличные культуры» и получили дипломы государственного образца.
Более двух тысяч из них на программы высшего образования, остальные поданы в три колледжа Хакасского госуниверситета. В новом учебном году ХГУ предоставляет 1407 бюджетных мест по всем формам обучения, направлениям и специальностям.
МГТУ ГА и АО «Сирена-Трэвел» приступили к совместной работе по формированию практических компетенций у студентов, обучающихся по специальности «Технология транспортных процессов».
Будущий педагог-психолог, студентка института непрерывного педагогического образования Хакасского госуниверситета Анна Полева стала победителем всероссийского конкурса научно-исследовательских работ «Молодой учёный-2025».
Профессия эколога не только благородная, популярная, но и очень интересная. В этом смогли убедиться будущие экологи во время полевой практики по ботанике.
До 3 июля 2025 г. в Алтайском государственном аграрном университете проходит прием заявок на участие в Региональном конкурсе среди обучающихся общеобразовательных учреждений на темы, связанные с производством и потреблением органической продукции.
Один из лидеров в проектной работе Хакасского госуниверситета – инженерно-технологический институт. Работы студенток Анастасии Павшок, Дианы Коноваловой и Татьяны Опариной приняты для участия во всероссийском конкурсе «Студенческий стартап».
В День молодежи директор Департамента информации и печати, официальный представитель Министерства иностранных дел Российской Федерации Мария Захарова приняла участие в просветительской программе Общества «Знание».