Визит замминистра науки и образования РФ в МГППУ: инклюзия работает там, где есть неравнодушные люди
20 марта в МГППУ прошла рабочая встреча сотрудников и студентов с заместителем Министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольгой Викторовной Петровой. Встреча была посвящена вопросам инклюзивного образования студентов с инвалидностью и ОВЗ.
Президент МГППУ Виталий Владимирович Рубцов, открывая встречу, отметил важность межведомственного взаимодействия, направленного на развитие инклюзивного образования в стране.
В своем вступительном слове Ольга Викторовна подчеркнула, что одна из основных задач, стоящих сегодня перед профессиональным сообществом - сделать систему инклюзивного образования более доступной.
Декан факультета «Информационные технологии» Лев Семенович Куравский рассказал об инклюзивном обучении студентов с инвалидностью и ОВЗ. Это одно из основных направлений работы факультета.
В 2016 году на базе факультета «Информационные технологии» был создан «Модельный образец специальных образовательных условий получения высшего образования студентами с нарушениями зрения, обучающимися по программам бакалавриата в области математики и прикладной информатики». Был применен принцип универсального дизайна, а также создана доступная образовательная среда для всех нозологических групп.
За 25 лет факультет информационных технологий подготовил и выпустил около 300 студентов с инвалидностью разных нозологических групп. Из них выпускников с нарушением зрения - 45%. Трудоустроены - 94% выпускников (2024).
Лев Семенович подчеркнул, что на факультете нулевой отсев студентов с инвалидностью и ОВЗ:
«Мы привлекаем студентов к научным проектам. Для нас критерий успеха – это успех наших выпускников в профессиональной деятельности».
Примерно половина патентов, полученных факультетом, — это ассистивные технологии. В частности, разработка «Тактильная рука» – не только запатентована, но и доведена до промышленного производства.
На базе факультета создана лаборатория «Технических и программных средств обучения слепых и слабовидящих студентов». В лаборатории установлено уникальное оборудование - тифлотипография, позволяющая печатать учебные пособия шрифтом Брайля.
В прямой трансляции из корпуса МГППУ на Открытом шоссе гостям были представлены специальные технические средства, используемые в обучении студентов с нарушениями зрения. Об их особенностях рассказал заведующий лабораторией «Технических и программных средств обучения слепых и слабовидящих студентов» МГППУ Владимир Вячеславович Соколов. По его словам, основная задача обучения – подготовить квалифицированного специалиста:
«Именно математика трудна для обучения, ее сложно воспринять на слух. Издание математических текстов шрифтом Брайля – одна из ключевых задач лаборатории. Мы гордимся тем, что университет может обеспечить незрячих студентов учебными материалами».
Научно-технические и учебные достижения студентов и сотрудников, в частности, проект “Голосовое управление авиационным тренажером” представил Никита Ильич Левонович, младший научный сотрудник лаборатории «Информационные технологии для психологической диагностики» МГППУ.
О подготовка психологов на факультете “Дистанционное обучение”, на котором 53% обучающихся — это студенты с инвалидностью, рассказала декан Елена Ивановна Кузьмина. «Наш факультет одним из первых в России начал реализацию образовательных программ по направлению подготовки «Психология» с применением дистанционных образовательных технологий». Это уникальные программы для студентов с различными нозологиями: нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, с хроническими (соматическими) заболеваниями, нарушениями слуха.
Руководитель центра профориентации и довузовского образования «ПРО PSY» МГППУ Ольга Евгеньевна Есенина рассказала о профориентационной работе с поступающими из числа лиц с инвалидностью и ОВЗ. Она подчеркнула, что в МГППУ ведется масштабная работа по привлечению абитуриентов и студентов с инвалидностью и ОВЗ к участию в конкурсах и олимпиадах. С 2001 года проводится Всероссийская олимпиада школьников по математике и информатике (среди обучающихся с инвалидностью и ОВЗ). 95% победителей этой олимпиады становятся студентами вузов и колледжей.
Директор ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями МГППУ Татьяна Семеновна Иванова рассказала о деятельности центра. По ее словам, РУМЦ МГППУ заключил соглашения с 52 российскими вузами, в том числе 46 с вузами, подведомственными Министерству просвещения РФ. За период 2021-2024 гг. по этим соглашениям обучено 877 преподавателей и специалистов вузов-партнеров РУМЦ МГППУ.
Татьяна Семеновна отметила значимость работы по развитию инклюзивной волонтерской деятельности в вузе и регионе. В частности, реализуется проект «Доверенные студенты», который стал лауреатом в номинации «Работа со студентами с ОВЗ» конкурса-мониторинга «Практики организации воспитательной работы с обучающимися образовательных организаций высшего образования» в 2020 г.
Ректор МГППУ Аркадий Аронович Марголис в завершении встречи отметил, что МГППУ – университет, обладающий уникальным опытом реализации инклюзивного образования. Он подчеркнул, что сокращение контрольных цифр приема на программы для людей с инвалидностью и ОВЗ в МГППУ на 2025 год существенно ограничивает их возможности получить качественное образование и выйти на рынок труда конкурентоспособными, квалифицированными специалистами.
По мнению экспертов университета, целесообразно усилить вес факторов инклюзии в методике расчёта контрольных цифр приема. Университет готов предложить конкретные решения в этой области.
Подводя итоги встречи, Ольга Викторовна поблагодарила за теплый прием, отметила ценность опыта реализации инклюзивного образования в МГППУ и подчеркнула важность актуализации задач в сфере инклюзивного высшего образования. «Инклюзия работает там, где есть люди, которые хотят этим заниматься», - заключила замминистра.
Студенты инженерно-технологического института Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова Сергей Лаптев и Илья Шиганов блестяще защитили выпускные квалификационные работы в рамках программы «Стартап как диплом».
Исследователи института естественных наук и математики ХГУ изучили содержание свинца в листьях тополей и вязов на трёх площадках города Абакана. Согласно нормативным документам, регламентирующим содержание тяжелых металлов в окружающей среде, свинец относится к первому классу опасности.
10 июля в Калужской области завершилось обучение пятого потока «Школы фермера», организованное Калужским региональным филиалом Россельхозбанка совместно с министерством сельского хозяйства Калужской области на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Калужский институт дополнительного профессионального обучения в сфере АПК».
Выпускники школ Алтайского края, в которых действуют агротехнологические классы, активно подают документы в приемную комиссию Алтайского государственного аграрного университета
В институте филологии и искусств ХГУ реализуют инновационный проект «УЛУҒ СӦС», главная цель которого популяризация, изучение, сохранение и развитие хакасского языка и культуры с помощью хакасских пословиц в формате видеоклипов.
Молодые ученые факультета «Информационные технологии» МГППУ разработали уникальный тренажер для оценки и формирования навыков командной работы у операторов БПЛА.
Анастасия Парасюк и Алина Чухрова из инженерно-технологического института ХГУ стали серебряными призёрами республиканского конкурса «Научный потенциал Хакасии – 2030». Их разработка посвящена проектированию детского сувенирного набора с элементами национального культурного наследия региона. Руководитель проекта – доцент кафедры цифровых технологий и дизайна Анастасия Белоусова.
В День семьи, любви и верности состоялась встреча врио ректора Алтайского государственного аграрного университета Владимира Плешакова со студенческими семьями
Для участия в проекте подали заявки более 80 претендентов. Отобрали 19. За каждым прошедшим конкурсный отбор закрепят наставников. Они будут сопровождать слушателей программы на всем протяжении обучения вплоть до защиты выпускной работы и дальнейшего трудоустройства.
Студенческие отряды вузов Алтайского края работают в третьем трудовом семестре. Среди вышедших на связь с корреспондентом газеты ребят - командир СО "Веста" Алтайского государственного аграрного университета Анастасия Горнева.
Приёмная кампания стартовала 20 июня. На 8:00 7 июля с помощью сервиса Госуслуг «Поступление в вуз онлайн» абитуриенты Хакасского госуниверситета подали уже свыше 3000 заявлений. Это в 2 раза больше, чем за аналогичный период в прошлом году.