 |
​Студент цифровой эпохи глазами преподавателя ХГУ
Студенческому радио инженерно-технологического института Хакасского госуниверситета исполнился год. За это время реализовано много креативных проектов, в том числе с применением искусственного интеллекта. Одним из инициаторов создания медиаресурса является выпускник АГПИ, преподаватель, директор Экспериментального ресурсного центра инженерных технологий Степан Курячий. В интервью он рассказал о профессиональном пути в науку, тенденциях в образовании, современных исследованиях, разработках и студентах. – Как вы пришли в науку? – С детства меня привлекала биология, мечтал стать врачом. Но судьба распорядилась иначе. Однажды в день рождения мне подарили радиоконструктор, из которого я собрал приёмник, поймал волну и выбрал иное направление. Так появился интерес к компьютерам, который только усиливался. Я не планировал преподавать. После окончания школы поступил в Абаканский государственный педагогический институт (АГПИ) на физико-математический факультет, на специальность «Учитель физики и информатики». Обучение было на высоком уровне, я благодарен нашим преподавателям, среди которых есть и мой нынешний коллега Владимир Николаевич Удодов, который вёл у нас теоретическую физику и астрономию. Первый опыт преподавания в вузе я получил в 1996 году, когда учился в аспирантуре и вёл курсы по функциональному и логическому программированию, а также системам искусственного интеллекта. Специализированной литературы не хватало, а интернет работал медленно, что затрудняло поиск необходимых материалов. После аспирантуры много работал программистом и руководителем ИТ-проектов в разных организациях. В 2022 году вернулся к преподаванию, чтобы делиться опытом. – Роль преподавателя сегодня? – Я убеждён, что преподаватель должен стать опытным наставником для студентов и предоставить им больше свободы в выборе методов получения знаний, обработки информации и реализации проектов. Важно отказаться от традиционной «зубрёжки», системы оценивания, основанной на экзаменах и курсовых работах, и перейти к решению проектных задач, где теория и практика объединяются для достижения результата. – Обозначьте, пожалуйста, ключевой элемент современного обучения. – Практика. Когда меня спрашивают, как быстро выучить программирование на новом языке, я всегда цитирую Денниса Ритчи: «Единственный способ выучить новый язык программирования – это писать на нём программы». Без таких навыков даже самые сложные теории и методики не имеют смысла. Поэтому студенты должны много программировать, применяя разные языки и методологии. Важно сохранять открытость и гибкость, не позволяя зацикливаться на одной области. Нельзя ограничивать себя только «фронтендом» или «бэкендом». Нужно развивать разнообразные навыки и иметь прочную базу знаний во всех аспектах профессии. Кроме того, необходимо постоянно обновлять свои знания. В нашей сфере изменения происходят очень быстро, нужно быть готовым учиться на протяжении всей жизни. – Современные студенты – они какие? – Сейчас большинство молодёжи обладают «клиповым» мышлением, когда информация усваивается быстро, но в небольших объёмах. Они предпочитают графические новеллы, короткие посты или видеоролики вместо традиционных книг. Связано это с тем, что современное поколение выросло в цифровую эпоху и с раннего возраста сталкивается с огромными объёмами информации. Не побоюсь сказать, что молодёжь сейчас живёт в условиях значительного цифрового загрязнения. Информация окружает нас повсюду: разнообразные группы, чаты, каналы. Оценить её полезность и достоверность бывает крайне сложно, что приводит к перегрузке сознания и дистанцировании людей. Тем не менее, отмечу социальную активность студентов нашего института. Несмотря на сложности, они находят время для общения, дружбы и совместной деятельности вне цифровых пространств. – Каким образом добиться цели в обучении, жизни? – Я придерживаюсь принципа, что даже небольшие достижимые результаты ведут к масштабным целям, и стараюсь донести до студентов правильность и эффективность такого подхода. А самая лучшая мотивация – это результат, без которого любая работа кажется пустой тратой времени. Вот пример: пенсионерка купила заброшенный участок, заросший сорняками. За несколько лет она превратила его в великолепный сад, проявляя упорство и целеустремлённость. Такой подход помогает правильно сформулировать цели, определить значимые задачи, выделить адекватный объём ресурсов и средств. Я стараюсь по мере возможности помогать студентам в правильной оценке приоритетов для понимания, что нужно делать в первую очередь, а что отложить на потом. – Есть ли проекты ваших подопечных, которыми вы гордитесь? – Выделить один сложно. Я горжусь каждым из них. Для меня нет «своих» и «чужих». Радуюсь достижениям и программистов, и экологов, и дизайнеров. Если говорить о проектах, которые я курирую, то стоит отметить наше веб-расписание, где студенты применили обширные знания, выходящие за рамки учебной программы. Также горжусь группой студентов, работающих над внедрением продуктов РЕД СОФТ в учебный процесс инженерно-технологического института. Повторюсь, что все проекты для меня одинаково ценны. – Что бы вы порекомендовали будущим специалистам в сфере IT? – Сосредоточить на получении знаний, так как это крайне важно. Часто студенты вынуждены совмещать учёбу с работой, которая вредит их обучению. Я призываю их заниматься наукой, разрабатывать программы, патентовать свои изобретения и участвовать в опытно-конструкторских разработках с партнёрскими организациями. Это поможет не только решить финансовые проблемы, но получить ценный опыт и знания. – На ваш взгляд, какие тенденции в образовании будут актуальны в ближайшие годы? – Полагаю, сейчас в приоритете отечественные продукты и разработки, связанные с технологическим суверенитетом нашей страны и курсом на импортозамещение. Особое внимание уделяется направлениям, связанным с информационными системами, включая квантовые компьютеры, фотонику, искусственный интеллект и робототехнику. Образование должно претерпеть изменения, поскольку опыт предыдущих лет показал, что многие западные образовательные модели не подходят и могут представлять угрозу нашим ценностям и парадигмам. Возможно, образование будет постепенно трансформироваться из традиционной формы в проектно-ориентированную, с акцентом на практику. – Технологии быстро устаревают, как не отстать? – Сегодняшний день отделяет нас от прошлого лишь тонкой гранью, что особенно заметно в стремительном развитии таких областей, как искусственный интеллект и беспилотные летательные аппараты. Обучая актуальным технологиям, мы фактически изучаем инструменты, которые могут быстро устареть. Поэтому разумнее всего сосредоточиться на технологиях, которые останутся востребованными в ближайшем будущем.
Контактное лицо: Ботева Эльмира Дмитриевна
Компания: Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
Добавлен: 20:22, 09.04.2025
Количество просмотров: 89
Страна: Россия
Легкоатлет из ХГУ завоевал золото на полумарафоне в Москве, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 22:39, 30.04.2025, Россия66 |
Студент института естественных наук и математики Хакасского госуниверситета Артём Попов стал победителем Московского полумарафона. В масштабном забеге приняли участие около 25 000 спортсменов. |
В Алтайском ГАУ прошла презентация молодежного проекта «Поколение АГРО», ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 22:23, 30.04.2025, Россия75 |
29 апреля в Студенческом центре Алтайского государственного аграрного университета прошла встреча, посвященная презентации Стратегии развития молодежной политики аграрного университета на 2025-2027 годы и проекта «Поколение АГРО» |
ГК «SKY GROUP» и НГАУДИ. Новый проект, ГК «SKY GRОUP», 22:09, 30.04.2025, Россия94 |
Новосибирский застройщик ГК «SKY GRОUP» предоставил студентам НГАУДИ уникальную возможность внести свой вклад в создание комфортной городской среды. В рамках многолетнего сотрудничества, будущим архитекторам предложено частично разработать проект благоустройства стилобата, объединяющего два корпуса жилого комплекса «Салют». |
Что нам стоит мост построить: в ХГУ состязались «макаронные строители», Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 22:09, 30.04.2025, Россия75 |
В инженерно-технологическом институте Хакасского госуниверситета прошёл конкурс-выставка «Макаронный строитель». Его участниками стали студенты-первокурсники строительных направлений и будущие инженеры. Основная задача – соорудить мост из макарон с максимальным пролётом. |
«Школа фермера» Новосибирской области начала подготовку 40 аграриев, Новосибирский РФ АО "Россельхозбанк", 17:31, 28.04.2025, Россия259 |
В Новосибирской области стартовал шестой поток «Школы фермера», реализуемой Россельхозбанком совместно с Министерством сельского хозяйства и Новосибирским ГАУ. В этом году 40 человек углубятся в перспективное направление – «Масличные культуры». |
|
 |