 |
​Студент цифровой эпохи глазами преподавателя ХГУ
Студенческому радио инженерно-технологического института Хакасского госуниверситета исполнился год. За это время реализовано много креативных проектов, в том числе с применением искусственного интеллекта. Одним из инициаторов создания медиаресурса является выпускник АГПИ, преподаватель, директор Экспериментального ресурсного центра инженерных технологий Степан Курячий. В интервью он рассказал о профессиональном пути в науку, тенденциях в образовании, современных исследованиях, разработках и студентах. – Как вы пришли в науку? – С детства меня привлекала биология, мечтал стать врачом. Но судьба распорядилась иначе. Однажды в день рождения мне подарили радиоконструктор, из которого я собрал приёмник, поймал волну и выбрал иное направление. Так появился интерес к компьютерам, который только усиливался. Я не планировал преподавать. После окончания школы поступил в Абаканский государственный педагогический институт (АГПИ) на физико-математический факультет, на специальность «Учитель физики и информатики». Обучение было на высоком уровне, я благодарен нашим преподавателям, среди которых есть и мой нынешний коллега Владимир Николаевич Удодов, который вёл у нас теоретическую физику и астрономию. Первый опыт преподавания в вузе я получил в 1996 году, когда учился в аспирантуре и вёл курсы по функциональному и логическому программированию, а также системам искусственного интеллекта. Специализированной литературы не хватало, а интернет работал медленно, что затрудняло поиск необходимых материалов. После аспирантуры много работал программистом и руководителем ИТ-проектов в разных организациях. В 2022 году вернулся к преподаванию, чтобы делиться опытом. – Роль преподавателя сегодня? – Я убеждён, что преподаватель должен стать опытным наставником для студентов и предоставить им больше свободы в выборе методов получения знаний, обработки информации и реализации проектов. Важно отказаться от традиционной «зубрёжки», системы оценивания, основанной на экзаменах и курсовых работах, и перейти к решению проектных задач, где теория и практика объединяются для достижения результата. – Обозначьте, пожалуйста, ключевой элемент современного обучения. – Практика. Когда меня спрашивают, как быстро выучить программирование на новом языке, я всегда цитирую Денниса Ритчи: «Единственный способ выучить новый язык программирования – это писать на нём программы». Без таких навыков даже самые сложные теории и методики не имеют смысла. Поэтому студенты должны много программировать, применяя разные языки и методологии. Важно сохранять открытость и гибкость, не позволяя зацикливаться на одной области. Нельзя ограничивать себя только «фронтендом» или «бэкендом». Нужно развивать разнообразные навыки и иметь прочную базу знаний во всех аспектах профессии. Кроме того, необходимо постоянно обновлять свои знания. В нашей сфере изменения происходят очень быстро, нужно быть готовым учиться на протяжении всей жизни. – Современные студенты – они какие? – Сейчас большинство молодёжи обладают «клиповым» мышлением, когда информация усваивается быстро, но в небольших объёмах. Они предпочитают графические новеллы, короткие посты или видеоролики вместо традиционных книг. Связано это с тем, что современное поколение выросло в цифровую эпоху и с раннего возраста сталкивается с огромными объёмами информации. Не побоюсь сказать, что молодёжь сейчас живёт в условиях значительного цифрового загрязнения. Информация окружает нас повсюду: разнообразные группы, чаты, каналы. Оценить её полезность и достоверность бывает крайне сложно, что приводит к перегрузке сознания и дистанцировании людей. Тем не менее, отмечу социальную активность студентов нашего института. Несмотря на сложности, они находят время для общения, дружбы и совместной деятельности вне цифровых пространств. – Каким образом добиться цели в обучении, жизни? – Я придерживаюсь принципа, что даже небольшие достижимые результаты ведут к масштабным целям, и стараюсь донести до студентов правильность и эффективность такого подхода. А самая лучшая мотивация – это результат, без которого любая работа кажется пустой тратой времени. Вот пример: пенсионерка купила заброшенный участок, заросший сорняками. За несколько лет она превратила его в великолепный сад, проявляя упорство и целеустремлённость. Такой подход помогает правильно сформулировать цели, определить значимые задачи, выделить адекватный объём ресурсов и средств. Я стараюсь по мере возможности помогать студентам в правильной оценке приоритетов для понимания, что нужно делать в первую очередь, а что отложить на потом. – Есть ли проекты ваших подопечных, которыми вы гордитесь? – Выделить один сложно. Я горжусь каждым из них. Для меня нет «своих» и «чужих». Радуюсь достижениям и программистов, и экологов, и дизайнеров. Если говорить о проектах, которые я курирую, то стоит отметить наше веб-расписание, где студенты применили обширные знания, выходящие за рамки учебной программы. Также горжусь группой студентов, работающих над внедрением продуктов РЕД СОФТ в учебный процесс инженерно-технологического института. Повторюсь, что все проекты для меня одинаково ценны. – Что бы вы порекомендовали будущим специалистам в сфере IT? – Сосредоточить на получении знаний, так как это крайне важно. Часто студенты вынуждены совмещать учёбу с работой, которая вредит их обучению. Я призываю их заниматься наукой, разрабатывать программы, патентовать свои изобретения и участвовать в опытно-конструкторских разработках с партнёрскими организациями. Это поможет не только решить финансовые проблемы, но получить ценный опыт и знания. – На ваш взгляд, какие тенденции в образовании будут актуальны в ближайшие годы? – Полагаю, сейчас в приоритете отечественные продукты и разработки, связанные с технологическим суверенитетом нашей страны и курсом на импортозамещение. Особое внимание уделяется направлениям, связанным с информационными системами, включая квантовые компьютеры, фотонику, искусственный интеллект и робототехнику. Образование должно претерпеть изменения, поскольку опыт предыдущих лет показал, что многие западные образовательные модели не подходят и могут представлять угрозу нашим ценностям и парадигмам. Возможно, образование будет постепенно трансформироваться из традиционной формы в проектно-ориентированную, с акцентом на практику. – Технологии быстро устаревают, как не отстать? – Сегодняшний день отделяет нас от прошлого лишь тонкой гранью, что особенно заметно в стремительном развитии таких областей, как искусственный интеллект и беспилотные летательные аппараты. Обучая актуальным технологиям, мы фактически изучаем инструменты, которые могут быстро устареть. Поэтому разумнее всего сосредоточиться на технологиях, которые останутся востребованными в ближайшем будущем.
Контактное лицо: Ботева Эльмира Дмитриевна
Компания: Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
Добавлен: 20:22, 09.04.2025
Количество просмотров: 77
Страна: Россия
Музыканты ХГУ завоевали награды всероссийского конкурса, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 10:15, 15.04.2025, Россия104 |
Алексей Семашкевич и Лидия Полякова из музыкального колледжа института филологии и искусств Хакасского госуниверситета приняли участие в открытом всероссийском конкурсе молодых исполнителей имени Н.Л. Тулуниной в Красноярске. |
80-летию Победы: учёные-историки представили Хакасию на международном форуме, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 16:51, 11.04.2025, Россия263 |
Преподаватели Хакасского госуниверситета Валентина Асочакова, Михаил Степанов и Валентина Тугужекова приняли участие в международном Сибирском историческом форуме «Мы ковали Победу» в Красноярске. Он объединил более 1000 исследователей из разных регионов России, представивших 300 научных докладов. |
Алтайский ГАУ принял участие в патриотической акции «Знамя Победы», ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 23:01, 10.04.2025, Россия150 |
Сегодня студенты и преподаватели Алтайского государственного аграрного университета в рамках межрегиональной патриотической акции «Знамя Победы», посвященной 80-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., передали в оргкомитет акции 24 лоскутка красного знамени с вышитыми именами своих прадедов |
В библиотеке ХГУ появился тематический раздел военной хроники, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 21:18, 10.04.2025, Россия154 |
На сайте научной библиотеки Хакасского госуниверситета создали специальный тематический раздел, посвященный Великой Отечественной войне. Здесь объединены материалы разных лет, подготовленные преподавателями вуза и сотрудниками библиотеки. |
Студентка ХГУ представила проблему финансовой грамотности глазами зуммеров, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 21:10, 09.04.2025, Россия200 |
Анастасия Беликова из института менеджмента, экономики и агротехнологий Хакасского госуниверситета стала победителем регионального этапа всероссийского конкурса эссе «День Рубля – 2024». Она проанализировала проблему финансовой грамотности глазами поколения Z. |
|
 |