Пресс-релизы // » Добавить пресс-релиз

Владимир Гутенев: контрольно-надзорная деятельность масштабна, но не эффективна

В настоящее время в правительстве идет работа над Концепцией повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на 2014 - 2018 годы. РИА «Регионы России» обратились к Первому заместителю Председателя Комитета Госдумы РФ по промышленности, Первому Вице-президенту Союза машиностроителей России Владимиру Гутеневу с просьбой прокомментировать данную разработку и дать ей оценку.

- Владимир Владимирович, насколько актуальна сегодня разработка новой концепции контрольно-надзорной деятельности? Чем это вызвано?

- Безусловно, актуальна. В принципиальном плане, очевидно, что наша контрольно-надзорная система, тенденции ее развития находятся в определенном противоречии с нынешней острой необходимостью обеспечения высокой динамики экономического развития страны. Сама по себе контрольно-надзорная деятельность на федеральном, региональном и муниципальном уровне весьма и весьма масштабна. В то же время ее нельзя признать эффективной ни с позиции предупреждения, выявления и пресечения нарушений, угрожающих реальным причинением вреда, ни с точки зрения защиты законных интересов граждан и организаций, ни в плане рационального использования бюджетных ресурсов.
Судите сами, при громадном числе проверок (едва ли не 3 млн. за 2012 год) только в 16% случаев выявлены нарушения, влекущие непосредственное причинение вреда. При этом на проведение проверок из бюджетов всех уровней в том году было выделено более 70 млрд. рублей. К этому добавим и косвенные потери бюджета из-за вынужденного снижения экономической активности проверяемых хозяйственных субъектов.
Особую озабоченность вызывает то, что несовершенство системы госконтроля негативно проявляется при выполнении решений Президента и Правительства России. Согласитесь, - это совершенно недопустимо, особенно в нынешней сложной политической и экономической ситуации.
Следует заметить, что в период с 2008 по 2013 гг. была проделана значительная работа по корректировке правил осуществления контрольно-надзорных мероприятий, что позволило в значительной мере оптимизировать саму систему этой деятельности, повысив качество госконтроля и уровень защиты прав подконтрольных субъектов.
Тем не менее, потенциал частичной корректировки контрольно-надзорной функции государства, судя по всему, исчерпан. Очевидна необходимость в принципиальных новациях, переводящих всю систему государственного контроля и надзора на новый качественный уровень.
На это, кстати, указывают примеры упразднения и реорганизации ресурсо-распределительных и контрольно-надзорных органов с возвращением их функций федеральным министерствам или непосредственным переподчинением Правительству РФ (Ростехнадзор, Роспотребнадзор, ФМС, Росздрав, Росздравнадзор и др.).
Именно поэтому Президент России Владимир Владимирович Путин в июне 2013 года поручил Правительству разработать соответствующую Концепцию. Минэкономразвития РФ подготовил ее проект, в котором как раз и предлагаются принципиальные изменения системы, путем перехода к риск-ориентированной модели ее функционирования и разделения функций в сфере контроля, надзора и разрешительной деятельности.

- Действительно ли сегодня контрольно-надзорная деятельность стала тормозом развития экономики, давит бизнес? Надо ли ослаблять этот пресс?

- Конечно, и об этом было сказано выше, взаимодействие бизнеса и надзорных служб - малоэффективно, что негативно сказывается на развитии экономики страны. С одной стороны, низкое качество проверок порождает такие трагедии как саяно-шушенская авария, «хромая лошадь» и т.п. Довольно широкое хождение имеют фальсифицированные про­дукты, наносящие вред здоровью и конкурентный ущерб добросовестным производителям. Это особо касается фармакологической сферы, производства медпрепаратов, влияющих на качество жизни граждан. С другой, - неоправданное давление на бизнес, особенно малый. Одна проверка пожарного инспектора за­канчивается, как правило, штрафом в районе полутора тысяч рублей, что наводит на мысли о низком профессионализме или о высокой коррупционной емкости. О потерях времени и бюджета, бесправии проверяемых при заказной проверке, уже говорить не будем…
И все же я не стал бы совсем уж категорично утверждать о неподъемном давлении конрольно-надзорной деятельности на бизнес. Во всяком случае, результаты недавно проведенного нами опроса предприятий – членов Союза машиностроителей России, не дают для этого оснований.
Принятие закона 294-ФЗ в 2008 году, по мнению наших респондентов, позволило несколько, а в ряде случаев и заметно, снизить количество плановых и внеплановых проверок промышленных предприятий, однако особого влияния на их работу не оказало. Отмечается, что в большей мере это влияние проявилось в работе малого бизнеса, особенно в сфере торговли и услуг, через снятие избыточного объема различных контрольных мероприятий.
Указывая на позитивность этой тенденции, наши эксперты единодушны в том, что возврата к прежнему положению быть не должно, потому что избыточный контроль и его проведение с нарушением законодательства способны разрушить даже самый успешный бизнес.
Тем не менее, считают они, несмотря на предпринятые государством меры, инерция негативного влияния на экономику необоснованных административных барьеров и избыточной «опеки» бизнеса со стороны государства пока продолжают действовать. И это, конечно, не способствует оптимизации баланса между государственным регулированием экономики и ее саморегулированием. Так что работу над совершенствованием системы контроля и надзора надо продолжать.

- Поддерживаете ли Вы предложения Минэкономики о переходе к риск-ориентированной модели и разделении контрольной и надзорной функций органов власти?

- Безусловно, поддерживаю. Мировая практика показывает, что введение риск – ориентированной модели при осуществлении контрольно-надзорной деятельности позволило существенно дифференцировать подход к проведению контрольных мероприятий. Эта модель реализуется практически во всех развитых экономиках.

Контактное лицо: Наталья Козлова
Компания: Башкортостанское региональное отделение Союза машиностроителей России
Добавлен: 10:20, 05.08.2014 Количество просмотров: 737


В Адыгее обеспечат поставку медоборудования для больницы в Энеме, Адыгейское УФАС России, 02:38, 22.04.2024, Россия260
Больница в Энеме Республики Адыгея получит медоборудование


Адыгейское УФАС не выявило нарушений при реализации национального проекта «Жилье и городская среда», Адыгейское УФАС России, 02:19, 22.04.2024, Россия41
В Адыгее реализуется муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда»


В Адыгее спасли деловую репутацию компании из Москвы, Адыгейское УФАС России, 23:32, 20.04.2024, Россия158
Антимонопольная служба Адыгеи отказалась включать московскую компанию в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).


Вышли на плацдарм: жители Ленобласти просят власти не строить предприятие со шламовыми отходами на костях героев Великой Отечественной, Общественное движение, 22:59, 20.04.2024, Россия106
Администрация Ломоносовского района Ленобласти получила материалы о памятниках Ораниенбаумского плацдарма вместе с более чем 200 обращениями по проекту правил землепользования и застройки от жителей Лопухинского сельского поселения. К ним присоединяются жители и соседних поселений, активисты Соснового Бора.


Компания «Гарант» приглашает принять участие в конференции по закупкам, Компания "Гарант", 22:29, 03.04.2024, Россия117
Регистрация в самом разгаре. Можно забронировать место в зале или посмотреть бесплатную онлайн-трансляцию.


В Адыгейском УФАС России назвали число поступивших в 2023 году жалоб, Адыгейское УФАС России, 07:54, 02.04.2024, Россия80
Адыгейское УФАС России подвело итоги работы за 2023 год


Компания из Татарстана упустила 15 выигранных контрактов в Адыгее, Адыгейское УФАС России, 22:50, 28.03.2024, Россия107
Детским садам города Майкопа поставzn дезинфицирующие средства


Антимонопольная служба оштрафовала коммунальное предприятие в Яблоновском, Адыгейское УФАС России, 22:32, 25.03.2024, Россия90
Адыгейское УФАС признало коммунальное хозяйство «Яблоновское» виновным в совершении административного правонарушения


В Адыгее почтовую службу хотели включить в реестр недобросовестных поставщиков, Адыгейское УФАС России, 22:59, 21.03.2024, Россия116
Почтовая служба Республики Адыгея чуть не попала в РНП.


Адыгейское УФАС выдало представление Федеральной сетевой компании Россети» за отказ в увеличении мощности энергопринимающих устройств, Адыгейское УФАС России, 22:48, 20.03.2024, Россия96
ПАО «ФСК Россети» должно предоставить информацию о принятых мерах по устранению нарушения


Адыгейское УФАС России предписало пересмотреть итоги аукциона на сумму свыше 77 млн рублей, Адыгейское УФАС России, 08:33, 20.03.2024, Россия88
Адыгейское УФАС России выдало предписание о пересмотре итогов аукциона.


В Адыгее спасли деловую репутацию компании из Москвы, Адыгейское УФАС России, 22:48, 06.03.2024, Россия473
Компанию из Москвы не включили в реестр недобросовестных


УФАС по Адыгее не выявило нарушений при реализации национального проекта «Жилье и городская среда», Адыгейское УФАС России, 22:44, 06.03.2024, Россия462
В Адыгее программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» реализована без нарушений


Суд поддержал решение УФАС о привлечении ПАО «Россети Кубань» к ответственности, Адыгейское УФАС России, 22:31, 06.03.2024, Россия145
Сетевая компания оштрафована законно


Компанию из Адыгеи на два года включили в реестр недобросовестных поставщиков, Адыгейское УФАС России, 06:20, 05.03.2024, Россия238
Компания из Адыгеи попала в реестр недобросовестных


  © 2003-2024 inthepress.ru