Пресс-релизы // » Добавить пресс-релиз

Регуляторная политика в России – от сокращения административных обременений к приросту ВВП на 1,5-2%

В системе ГАРАНТ опубликован доклад Центра стратегических разработок (далее – ЦСР) и НИУ "Высшая школа экономики" "Регуляторная политика в России: основные тенденции и архитектура будущего". Выводы, изложенные в докладе, были представлены на сессии ПМЭФ-2018, а также вошли в разработанные ЦСР по поручению Президента РФ предложения по "Стратегии развития 2018-2024".
Понятие регуляторной политики (англ. regulatory policy) объединяет в себе широкий спектр нормативного воздействия государства на предпринимательскую деятельность, включая создание условий допуска на рынок, установление обязательных требований к продукции и процессам, контрольно-надзорные процедуры, запреты, ограничения, преференции и т.д. Основное препятствие, стоящее на пути оптимизации регуляторной политики – это "реактивный" характер российского законотворчества. Новые законодательные акты создаются не в рамках заранее сформированного плана, а в качестве ответа государства на различные события. Еще один недостаток системы – утрата общего центра принятия решений по регуляторным вопросам. Так, с одной стороны, экономическим блоком Правительства РФ декларируется снижение административной нагрузки на бизнес, а с другой (во многом под давлением органов, отвечающих в широком смысле за безопасность) – постоянно вводятся все новые ограничительные нормы. При этом наблюдаются явные противоречия между законодательными актами равной силы различных государственных институтов.
В своем докладе ЦСР апеллировал к докладу руководителя производственного управления компании "Гарант" Натальи Ткаченко "Статистический анализ федерального законодательства", который наглядно продемонстрировал явную тенденцию к увеличению числа принимаемых законов за период 1994-2016 гг. Например, период стабильности КоАП – около 10 дней, Налогового кодекса – 14 дней. Превращение норм в "одноразовые" из-за непрерывного внесения изменений подрывает доверие к праву и препятствует формированию устойчивой судебной практики. Низкое, в том числе и в связи с такой скоростью выпуска, качество законов влечет за собой прирост числа подзаконных актов по экспоненте. Своего рода традицией становится создание "незавершенного" регулирования, увеличение количества отсылочных и бланкетных норм. Такое положение вещей не позволяет обеспечить должное планирование экономических реформ, приводит к загромождению законодательства слабо проработанными, взаимно противоречащими и несбалансированными нормами, что еще больше усиливает нестабильность сферы регулирования.
С 15 сентября по 15 ноября 2017 года ЦСР совместно с информационно-правовым порталом ГАРАНТ.РУ провел онлайн-опрос. Респондентам предлагалось назвать избыточные, противоречивые нормы или пробелы в праве, которые они считают необходимо устранить для обеспечения наиболее эффективного разрешения адресатами их конечных задач, и предложить механизм этого устранения или корректировки нормы. В ходе опроса было получено 84 анкеты, в 32 из них были предложения об изменении НПА, затрагивающих бизнес. Эксперты ЦСР выделили две ключевые тематики описываемых респондентами "точек торможения":
- федеральные законы, вводящие чрезмерное регулирование, не адаптированное к конкретным отраслям или ситуациям, возникающим в ходе ведения бизнеса;
- подзаконные акты и регламенты работы органов контрольно-надзорной деятельности, выполнение требований которых приводит к чрезмерным издержкам для бизнеса.
Кроме того, респонденты указали на несбалансированность регулирования трудовых отношений и излишнюю налоговую нагрузку на граждан.
Для формирования интегрированной регуляторной политики ЦСР предлагает три основных направления. Первое – это формирование специального механизма устранения избыточного и неэффективного нормативного правового регулирования, включая создание на уровне Администрации Президента РФ либо Правительства РФ Комиссии по дерегулированию (далее – КПД). Комиссия будет выступать в качестве центра принятия решения по оптимизации нормативной базы, а также в качестве ключевого элемента запуска новой, комплексной регуляторной политики. В рамках своей деятельности КПД должна получить право признавать федеральные законы недействительными либо подлежащими пересмотру. В отношении законов, принятых Госдумой и одобренных Советом Федерации, орган дает рекомендацию Президенту РФ о применении вето, а в отношении действующих законов – о соответствующей законодательной инициативе. Работа КПД должна стать переходным этапом перед созданием "Совета по умному регулированию", который получит право на предварительную экспертизу проектов документов стратегического планирования, оценку фактического воздействия наиболее резонансных комплексных регулирований, внедрение дерегуляторного принципа one in – Х out ("один вместо нескольких"), снижение административного бремени, аудит ведомственной системы оценки административных издержек и контроль "ясности языка правотворчества". Создание "Совета по умному регулированию" предполагает систематизацию и алгоритмизацию всей нормативной правовой базы РФ.
Второе направление – систематизация действующих нормативных правовых актов, внедрение передовых инструментов регуляторной политики и перехода к полному циклу оценки регулирования. ЦСР рекомендует усилить действующий механизм оценки регулирующего воздействия (далее – ОРВ), включая унификацию процедуры для Госдумы и Банка России и закрытие "обходов" такой оценки, затем – объединить ОРВ, антикоррупционную экспертизу, оценку фактического воздействия и финансово-экономическое обоснование проектов в единую процедуру. Также предлагается рассмотреть возможность принятия "нормативных актов с ограниченным сроком действия", расширить применение "регуляторных песочниц" для законотворческих экспериментов и экспериментов по дерегулированию, зафиксировать даты вступления изменений законов в силу (1 апреля и 1 октября), а на уровне Евразийского союза – принять Концепцию общих принципов регуляторной политики.
Кроме того, предлагается разработать рекомендации по расчету возмещения бизнесу и гражданам затрат от неправомерных действий (бездействия) органов власти и внедрить их до 1 января 2020 года.
Ознакомиться с докладом можно в системе ГАРАНТ

Контактное лицо: Роман Ларионов
Компания: Компания "Гарант"
Добавлен: 18:07, 28.06.2018 Количество просмотров: 514
Страна: Россия


Росгвардейцы приняли участие в акции «Сад Памяти», Управление Росгвардии по Орловской области, 21:07, 05.11.2025, Россия506
​Заместитель начальника регионального Управления Росгвардии по военно-политической работе подполковник Владимир Михалёв принял участие в высадке деревьев в рамках акции «Сад Памяти», посвящённой приближающемуся Дню народного единства.


В Орле журналисты стали свидетелями учений росгвардейцев на охраняемом объекте, Управление Росгвардии по Орловской области, 21:06, 05.11.2025, Россия496
​Сотрудники вневедомственной охраны Управления Росгвардии по Орловской области отработали действия при поступлении сигнала тревоги с охраняемого объекта.


Росгвардейцы за сутки пресекли несколько краж из орловских магазинов, Управление Росгвардии по Орловской области, 23:34, 02.11.2025, Россия505
​Сотрудники и военнослужащие вневедомственной охраны Управления Росгвардии по Орловской области в течение минувших суток пресекли два правонарушения на охраняемых объектах областной столицы.


Сотрудники ливенского отделения вневедомственной охраны рассказали о своей службе радиослушателям, Управление Росгвардии по Орловской области, 23:34, 02.11.2025, Россия550
​Представитель ливенского отделения вневедомственной охраны Управления Росгвардии по Орловской области выступил на «Радио-Ливны». Темой беседы стала 73-я годовщина подразделений вневедомственной охраны.


Что изменится в России с 1 ноября 2025 года, Компания "Гарант", 23:15, 02.11.2025, Россия181
Всего в ноябре начнут действовать положения 120 федеральных нормативных актов, принятых на данный момент. Ключевые поправки касаются трудовой сферы, социальной сферы, налогообложения, банковской сферы и бизнеса, иных сфер. Рассмотрим самые важные изменения подробно.


В ходе полевого занятия спецподразделения Росгвардии отработали задачи по проведению поисковых мероприятий в лесистой местности, Управление Росгвардии по Орловской области, 23:13, 02.11.2025, Россия176
​Спецподразделения ОМОН «Крепость» и СОБР «Орёл» Управления Росгвардии по Орловской области входе тактико-специальных учений отработали выполнение различных задач в условиях приближенных к боевым.


В Управлении Росгвардии прошёл конкурс детского рисунка, Управление Росгвардии по Орловской области, 23:03, 31.10.2025, Россия328
​В рамках акции «Дни Росгвардии» в региональном Управлении ведомства прошёл конкурс детского рисунка «Вневедомственная охрана глазами ребёнка», посвящённый 73-й годовщине со дня образования вневедомственной охраны.


В Орле вневедомственная охрана отмечает 73-ю годовщину со дня образования службы, Управление Росгвардии по Орловской области, 17:58, 30.10.2025, Россия487
​29 октября вневедомственная охрана отмечает 73 года со дня основания. Эта дата является важной вехой в развитии правоохранительных органов России.


Орловские росгвардейцы отметили 73-ю годовщину образования подразделений вневедомственной охраны, Управление Росгвардии по Орловской области, 17:58, 30.10.2025, Россия544
​В Управлении Росгвардии по Орловской области состоялось торжественное мероприятие, посвящённое 73-й годовщине со дня образования вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации.


Сотрудники вневедомственной охраны Росгвардии отмечают профессиональный праздник в Херсонской области, УФСВНГ РФ по Херсонской области, 17:21, 30.10.2025, Россия274
Обеспечение общественного порядка, защита имущества граждан и объектов различных форм собственности - эти задачи ежедневно выполняют сотрудники вневедомственной охраны Управления Росгвардии по Херсонской области.


За неделю росгвардейцы изъяли у граждан 10 единиц оружия, Управление Росгвардии по Орловской области, 17:14, 30.10.2025, Россия180
В течение прошедшей недели сотрудники подразделений лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Орловской области приняли от граждан 239 заявлений по вопросам предоставления государственных услуг.


За неделю росгвардейцы изъяли у граждан 10 единиц оружия, Управление Росгвардии по Орловской области, 17:14, 30.10.2025, Россия254
​В течение прошедшей недели сотрудники подразделений лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Орловской области приняли от граждан 239 заявлений по вопросам предоставления государственных услуг.


В региональном Управлении вневедомственной охраны прошёл брифинг для региональных СМИ, Управление Росгвардии по Орловской области, 17:14, 30.10.2025, Россия222
​В Управлении вневедомственной охраны по Орловской области прошёл брифинг с представителями региональных СМИ о результатах работы подразделения с начала текущего года. Мероприятие было посвящено 73-й годовщине со дня основания вневедомственной охраны.


В Орле ветераны Росгвардии подписали соглашение с коллегами из «Боевого братства», Управление Росгвардии по Орловской области, 05:58, 29.10.2025, Россия375
В Управлении Росгвардии по Орловской области прошло подписание Соглашения о сотрудничестве между Региональным отделением Общероссийской общественной организации ветеранов войск правопорядка по Орловской области и орловским областным отделением Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство». Свои подписи в документе от лица организаций поставили их председатели Сергей Бавыкин и Александр Каменев соответственно.  


В Орле за неделю росгвардейцы выезжали по тревоге 160 раз, Управление Росгвардии по Орловской области, 05:27, 29.10.2025, Россия418
За прошедшую неделю сотрудники вневедомственной охраны Управления Росгвардии по Орловской области совершили 160 выездов по сигналам тревоги с охраняемых объектов и жилых помещений граждан. Ещё 4 раза росгвардейцы выезжали во взаимодействии с региональным УМВД.


  © 2003-2025 inthepress.ru