Пресс-релизы // » Добавить пресс-релиз

Регуляторная политика в России – от сокращения административных обременений к приросту ВВП на 1,5-2%

В системе ГАРАНТ опубликован доклад Центра стратегических разработок (далее – ЦСР) и НИУ "Высшая школа экономики" "Регуляторная политика в России: основные тенденции и архитектура будущего". Выводы, изложенные в докладе, были представлены на сессии ПМЭФ-2018, а также вошли в разработанные ЦСР по поручению Президента РФ предложения по "Стратегии развития 2018-2024".
Понятие регуляторной политики (англ. regulatory policy) объединяет в себе широкий спектр нормативного воздействия государства на предпринимательскую деятельность, включая создание условий допуска на рынок, установление обязательных требований к продукции и процессам, контрольно-надзорные процедуры, запреты, ограничения, преференции и т.д. Основное препятствие, стоящее на пути оптимизации регуляторной политики – это "реактивный" характер российского законотворчества. Новые законодательные акты создаются не в рамках заранее сформированного плана, а в качестве ответа государства на различные события. Еще один недостаток системы – утрата общего центра принятия решений по регуляторным вопросам. Так, с одной стороны, экономическим блоком Правительства РФ декларируется снижение административной нагрузки на бизнес, а с другой (во многом под давлением органов, отвечающих в широком смысле за безопасность) – постоянно вводятся все новые ограничительные нормы. При этом наблюдаются явные противоречия между законодательными актами равной силы различных государственных институтов.
В своем докладе ЦСР апеллировал к докладу руководителя производственного управления компании "Гарант" Натальи Ткаченко "Статистический анализ федерального законодательства", который наглядно продемонстрировал явную тенденцию к увеличению числа принимаемых законов за период 1994-2016 гг. Например, период стабильности КоАП – около 10 дней, Налогового кодекса – 14 дней. Превращение норм в "одноразовые" из-за непрерывного внесения изменений подрывает доверие к праву и препятствует формированию устойчивой судебной практики. Низкое, в том числе и в связи с такой скоростью выпуска, качество законов влечет за собой прирост числа подзаконных актов по экспоненте. Своего рода традицией становится создание "незавершенного" регулирования, увеличение количества отсылочных и бланкетных норм. Такое положение вещей не позволяет обеспечить должное планирование экономических реформ, приводит к загромождению законодательства слабо проработанными, взаимно противоречащими и несбалансированными нормами, что еще больше усиливает нестабильность сферы регулирования.
С 15 сентября по 15 ноября 2017 года ЦСР совместно с информационно-правовым порталом ГАРАНТ.РУ провел онлайн-опрос. Респондентам предлагалось назвать избыточные, противоречивые нормы или пробелы в праве, которые они считают необходимо устранить для обеспечения наиболее эффективного разрешения адресатами их конечных задач, и предложить механизм этого устранения или корректировки нормы. В ходе опроса было получено 84 анкеты, в 32 из них были предложения об изменении НПА, затрагивающих бизнес. Эксперты ЦСР выделили две ключевые тематики описываемых респондентами "точек торможения":
- федеральные законы, вводящие чрезмерное регулирование, не адаптированное к конкретным отраслям или ситуациям, возникающим в ходе ведения бизнеса;
- подзаконные акты и регламенты работы органов контрольно-надзорной деятельности, выполнение требований которых приводит к чрезмерным издержкам для бизнеса.
Кроме того, респонденты указали на несбалансированность регулирования трудовых отношений и излишнюю налоговую нагрузку на граждан.
Для формирования интегрированной регуляторной политики ЦСР предлагает три основных направления. Первое – это формирование специального механизма устранения избыточного и неэффективного нормативного правового регулирования, включая создание на уровне Администрации Президента РФ либо Правительства РФ Комиссии по дерегулированию (далее – КПД). Комиссия будет выступать в качестве центра принятия решения по оптимизации нормативной базы, а также в качестве ключевого элемента запуска новой, комплексной регуляторной политики. В рамках своей деятельности КПД должна получить право признавать федеральные законы недействительными либо подлежащими пересмотру. В отношении законов, принятых Госдумой и одобренных Советом Федерации, орган дает рекомендацию Президенту РФ о применении вето, а в отношении действующих законов – о соответствующей законодательной инициативе. Работа КПД должна стать переходным этапом перед созданием "Совета по умному регулированию", который получит право на предварительную экспертизу проектов документов стратегического планирования, оценку фактического воздействия наиболее резонансных комплексных регулирований, внедрение дерегуляторного принципа one in – Х out ("один вместо нескольких"), снижение административного бремени, аудит ведомственной системы оценки административных издержек и контроль "ясности языка правотворчества". Создание "Совета по умному регулированию" предполагает систематизацию и алгоритмизацию всей нормативной правовой базы РФ.
Второе направление – систематизация действующих нормативных правовых актов, внедрение передовых инструментов регуляторной политики и перехода к полному циклу оценки регулирования. ЦСР рекомендует усилить действующий механизм оценки регулирующего воздействия (далее – ОРВ), включая унификацию процедуры для Госдумы и Банка России и закрытие "обходов" такой оценки, затем – объединить ОРВ, антикоррупционную экспертизу, оценку фактического воздействия и финансово-экономическое обоснование проектов в единую процедуру. Также предлагается рассмотреть возможность принятия "нормативных актов с ограниченным сроком действия", расширить применение "регуляторных песочниц" для законотворческих экспериментов и экспериментов по дерегулированию, зафиксировать даты вступления изменений законов в силу (1 апреля и 1 октября), а на уровне Евразийского союза – принять Концепцию общих принципов регуляторной политики.
Кроме того, предлагается разработать рекомендации по расчету возмещения бизнесу и гражданам затрат от неправомерных действий (бездействия) органов власти и внедрить их до 1 января 2020 года.
Ознакомиться с докладом можно в системе ГАРАНТ

Контактное лицо: Роман Ларионов
Компания: Компания "Гарант"
Добавлен: 18:07, 28.06.2018 Количество просмотров: 458
Страна: Россия


Сотрудники ОМОН «Крепость» провели профориентационные мероприятие, Управление Росгвардии по Орловской области, 17:28, 06.05.2025, Россия344
В рамках акции "Дни Росгвардии" сотрудники ОМОН «Крепость» регионального Управления Росгвардии провели для студентов автодорожного техникума профориентационное занятие.


В Орловской области Росгвардия передала очередную партию гражданского оружия для нужд СВО, Управление Росгвардии по Орловской области, 17:28, 06.05.2025, Россия336
В Центре лицензионно-разрешительной работы по г. Орлу состоялась передача охотничьего гладкоствольного длинноствольного оружия для выполнения задач в зоне специальной военной операции.


В Орле росгвардейцы обеспечили безопасность на футбольном матче между командами «Орел» и «Салют Белгород», Управление Росгвардии по Орловской области, 17:27, 06.05.2025, Россия333
Сотрудники и военнослужащие Управления Росгвардии по Орловской области совместно с представителями других правоохранительных органов обеспечили общественный порядок и безопасность во время проведения домашнего матча седьмого тура Чемпионата России по футболу среди команд Второй Лиги, который состоялся на Центральном стадионе имени В.И. Ленина между командами «Орел» и «Салют Белгород».


Росгвардейцы за выходные задержали пятерых граждан, подозреваемых в хищении товаров, Управление Росгвардии по Орловской области, 17:27, 06.05.2025, Россия328
За минувшие выходные сотрудники вневедомственной охраны задержали пять граждан, подозреваемых в совершении ряда краж в сетевых магазинах областного центра.


Сотрудники СОБР «Орел» оценили действия участников городского смотра-конкурса «Мы - наследники Победы», Управление Росгвардии по Орловской области, 17:27, 06.05.2025, Россия334
Сотрудники специального отряда быстрого реагирования «Орел» регионального Управления Росгвардии были включены в состав жюри смотра-конкурса «Мы — наследники Победы» среди отрядов Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического движения «Юнармия».


Орловские росгвардейцы обеспечат безопасность Праздника весны и труда, Управление Росгвардии по Орловской области, 00:47, 04.05.2025, Россия340
​1 мая сотрудники и военнослужащие Управления Росгвардии по Орловской области обеспечат общественную безопасность во время празднования Дня весны и труда.


В подразделениях вневедомственной охраны Росгвардии прошел конкурс «Лучший по профессии», Управление Росгвардии по Орловской области, 00:45, 04.05.2025, Россия341
​В Орле на базе стадиона «Динамо» прошёл второй этап конкурса «Лучший по профессии» среди групп задержания подразделений вневедомственной охраны Росгвардии.


Росгвардейцы приняли участие во всероссийском антитеррористическом учении, Управление Росгвардии по Орловской области, 00:45, 04.05.2025, Россия378
​Сотрудники подразделений, входящих в состав Управления Росгвардии по Орловской области приняли участие во всероссийском антитеррористическом учении.


Мужчина нашел оружие и сдал его в Росгвардию, Управление Росгвардии по Орловской области, 00:45, 04.05.2025, Россия346
​В отделение лицензионно-разрешительной работы Росгвардии по г. Орлу обратился местный житель 1992 г.р. с заявлением о добровольной сдаче найденного им оружия.


В Орле росгвардейцы посетили патриотическую акцию «Эшелон Памяти», Управление Росгвардии по Орловской области, 00:44, 04.05.2025, Россия350
​Представители Росгвардии приняли участие в патриотической акции «Эшелон Памяти», которая посвящена 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.


Жители Липецкой области смогут обратиться к финансовому уполномоченному через региональные сети МФЦ, АНО "СОДФУ", 22:49, 30.04.2025, Россия353
АНО «Служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного» (АНО «СОДФУ») сообщает о заключении и вступлении в силу с 28 апреля 2025 г. соглашения с уполномоченным многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ) Липецкой области.


АНО «СОДФУ» и уполномоченный МФЦ Смоленской области заключили соглашение о взаимодействии, АНО "СОДФУ", 22:48, 30.04.2025, Россия347
Жители Смоленской области с 29 апреля 2025 г. смогут подать обращение финансовому уполномоченному через любое региональное отделение многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) в секторе пользовательского сопровождения*.


Росгвардейцы провели профориентационное занятие со школьниками, Управление Росгвардии по Орловской области, 22:45, 30.04.2025, Россия228
В рамках акции "Дни Росгвардии" сотрудники специального отряда быстрого реагирования «Орел» Управления Росгвардии по Орловской области провели профориентационное занятие для учащихся средней общеобразовательной школы № 37.


За неделю орловские росгвардейцы приняли 187 обращений по вопросам оказания госуслуг, Управление Росгвардии по Орловской области, 22:43, 30.04.2025, Россия216
В период с 21 по 28 апреля росгвардейцы приняли 187 обращений по вопросам оказания госуслуг, рассмотрели 279 ранее поданных заявлений, выдали 251 лицензий и разрешений.


В Ливнах росгвардейцы провели с педагогами беседу по профилактике экстремизма и терроризма, Управление Росгвардии по Орловской области, 22:43, 30.04.2025, Россия240
Представители Росгвардии встретились с преподавательским составом и провели беседу на тему «Профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде», которая состоялась в гимназии г. Ливны.


  © 2003-2025 inthepress.ru