Регуляторная политика в России – от сокращения административных обременений к приросту ВВП на 1,5-2%
В системе ГАРАНТ опубликован доклад Центра стратегических разработок (далее – ЦСР) и НИУ "Высшая школа экономики" "Регуляторная политика в России: основные тенденции и архитектура будущего". Выводы, изложенные в докладе, были представлены на сессии ПМЭФ-2018, а также вошли в разработанные ЦСР по поручению Президента РФ предложения по "Стратегии развития 2018-2024". Понятие регуляторной политики (англ. regulatory policy) объединяет в себе широкий спектр нормативного воздействия государства на предпринимательскую деятельность, включая создание условий допуска на рынок, установление обязательных требований к продукции и процессам, контрольно-надзорные процедуры, запреты, ограничения, преференции и т.д. Основное препятствие, стоящее на пути оптимизации регуляторной политики – это "реактивный" характер российского законотворчества. Новые законодательные акты создаются не в рамках заранее сформированного плана, а в качестве ответа государства на различные события. Еще один недостаток системы – утрата общего центра принятия решений по регуляторным вопросам. Так, с одной стороны, экономическим блоком Правительства РФ декларируется снижение административной нагрузки на бизнес, а с другой (во многом под давлением органов, отвечающих в широком смысле за безопасность) – постоянно вводятся все новые ограничительные нормы. При этом наблюдаются явные противоречия между законодательными актами равной силы различных государственных институтов. В своем докладе ЦСР апеллировал к докладу руководителя производственного управления компании "Гарант" Натальи Ткаченко "Статистический анализ федерального законодательства", который наглядно продемонстрировал явную тенденцию к увеличению числа принимаемых законов за период 1994-2016 гг. Например, период стабильности КоАП – около 10 дней, Налогового кодекса – 14 дней. Превращение норм в "одноразовые" из-за непрерывного внесения изменений подрывает доверие к праву и препятствует формированию устойчивой судебной практики. Низкое, в том числе и в связи с такой скоростью выпуска, качество законов влечет за собой прирост числа подзаконных актов по экспоненте. Своего рода традицией становится создание "незавершенного" регулирования, увеличение количества отсылочных и бланкетных норм. Такое положение вещей не позволяет обеспечить должное планирование экономических реформ, приводит к загромождению законодательства слабо проработанными, взаимно противоречащими и несбалансированными нормами, что еще больше усиливает нестабильность сферы регулирования. С 15 сентября по 15 ноября 2017 года ЦСР совместно с информационно-правовым порталом ГАРАНТ.РУ провел онлайн-опрос. Респондентам предлагалось назвать избыточные, противоречивые нормы или пробелы в праве, которые они считают необходимо устранить для обеспечения наиболее эффективного разрешения адресатами их конечных задач, и предложить механизм этого устранения или корректировки нормы. В ходе опроса было получено 84 анкеты, в 32 из них были предложения об изменении НПА, затрагивающих бизнес. Эксперты ЦСР выделили две ключевые тематики описываемых респондентами "точек торможения": - федеральные законы, вводящие чрезмерное регулирование, не адаптированное к конкретным отраслям или ситуациям, возникающим в ходе ведения бизнеса; - подзаконные акты и регламенты работы органов контрольно-надзорной деятельности, выполнение требований которых приводит к чрезмерным издержкам для бизнеса. Кроме того, респонденты указали на несбалансированность регулирования трудовых отношений и излишнюю налоговую нагрузку на граждан. Для формирования интегрированной регуляторной политики ЦСР предлагает три основных направления. Первое – это формирование специального механизма устранения избыточного и неэффективного нормативного правового регулирования, включая создание на уровне Администрации Президента РФ либо Правительства РФ Комиссии по дерегулированию (далее – КПД). Комиссия будет выступать в качестве центра принятия решения по оптимизации нормативной базы, а также в качестве ключевого элемента запуска новой, комплексной регуляторной политики. В рамках своей деятельности КПД должна получить право признавать федеральные законы недействительными либо подлежащими пересмотру. В отношении законов, принятых Госдумой и одобренных Советом Федерации, орган дает рекомендацию Президенту РФ о применении вето, а в отношении действующих законов – о соответствующей законодательной инициативе. Работа КПД должна стать переходным этапом перед созданием "Совета по умному регулированию", который получит право на предварительную экспертизу проектов документов стратегического планирования, оценку фактического воздействия наиболее резонансных комплексных регулирований, внедрение дерегуляторного принципа one in – Х out ("один вместо нескольких"), снижение административного бремени, аудит ведомственной системы оценки административных издержек и контроль "ясности языка правотворчества". Создание "Совета по умному регулированию" предполагает систематизацию и алгоритмизацию всей нормативной правовой базы РФ. Второе направление – систематизация действующих нормативных правовых актов, внедрение передовых инструментов регуляторной политики и перехода к полному циклу оценки регулирования. ЦСР рекомендует усилить действующий механизм оценки регулирующего воздействия (далее – ОРВ), включая унификацию процедуры для Госдумы и Банка России и закрытие "обходов" такой оценки, затем – объединить ОРВ, антикоррупционную экспертизу, оценку фактического воздействия и финансово-экономическое обоснование проектов в единую процедуру. Также предлагается рассмотреть возможность принятия "нормативных актов с ограниченным сроком действия", расширить применение "регуляторных песочниц" для законотворческих экспериментов и экспериментов по дерегулированию, зафиксировать даты вступления изменений законов в силу (1 апреля и 1 октября), а на уровне Евразийского союза – принять Концепцию общих принципов регуляторной политики. Кроме того, предлагается разработать рекомендации по расчету возмещения бизнесу и гражданам затрат от неправомерных действий (бездействия) органов власти и внедрить их до 1 января 2020 года. Ознакомиться с докладом можно в системе ГАРАНТ
В рамках ведомственной акции «Дни Росгвардии» представители спецподразделения Управления Росгвардии по Орловской области организовали патриотическое профориентационное занятие с учащимися Вышне-Ольшанской школы Должанского района имени Героя России прапорщика милиции Алексея Васильевича Скворцова.
Заместитель начальника вневедомственной охраны Управления Росгвардии по Орловской области подполковник полиции Денис Сафонов провел итоговую пресс-конференцию, в ходе которой озвучил представителям региональных средств массовой информации результаты служебно-боевой деятельности вверенного личного состава в 2024 году.
По итогам прошедшей недели сотрудники центра лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Орловской области проверили соблюдение требований законодательства у 45 владельцев гражданского оружия.
В период с 9 по 16 декабря сотрудники подразделений вневедомственной охраны Управления Росгвардии по Орловской области осуществили более восьмидесяти выездов на охраняемые объекты по сигналу «Тревога».
В «Конструктор договоров» – сервис для составления и проверки договоров в системе КонсультантПлюс – включено положение об обработке и защите персональных данных работников и иных лиц. Конструктор поможет разобраться в особенностях этого документа и составить его, подобрав нужные условия.
13 декабря в Управлении Росгвардии по Орловской области состоялось подведение итогов служебно-боевой деятельности территориального правоохранительного ведомства за 2024 год под руководством начальника полковника полиции Сергея Ольшанского.
В рамках ведомственной акции «Дни Росгвардии» сотрудник Управления Росгвардии по Орловской области встретился с учащимися старших классов школы №6 г. Ливны.
Представители Управления Росгвардии по Орловской области стали участниками заседания региональной Антинаркотической комиссии, которое возглавил начальник УМВД России по Орловской области генерал-майор полиции Юрий Савенков.
В рамках ведомственной акции «Дни Росгвардии» представители Управления Росгвардии по Орловской области организовали патриотическую викторину для учащихся школы №7 им. Н.В. Сиротинина.
В рамках предпраздничной ведомственной акции «Росгвардейский Дед Мороз» кинологи регионального Управления Росгвардии исполнили желание выпускницы подшефной православной гимназии г. Болхова 16-летней Марии Федоровой.
Начальник Управления Росгвардии по Орловской области полковник полиции Сергей Ольшанский провел пресс-конференцию по итогам служебно-боевой деятельности подразделений правоохранительного ведомства за 2024 год.