По словам куратора фестиваля, главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, «ценность любого образования заключается в том, что оно позволяет по-новому взглянуть на тот или иной предмет, событие, глубже понять суть вещей. В этом году мы пригласили в качестве кураторов воркшопов в рамках «Открытого города» не только архитекторов, но также журналистов и художников, которые помогли по-новому взглянуть на город. Я благодарю всех участников, которые на протяжении трех месяцев тщательно исследовали проблемы и потенциал современных мегаполисов, поднимали актуальные вопросы и предлагали неожиданные решения. Думаю, студенты получили опыт, который пригодится им в будущем, например, научились смотреть на задачу под разными углами»
Темой фестиваля в этом году стало «право на город», которое в новой постковидной реальности особенно остро проявилось в конфликте интересов разных групп горожан. Где начинается мое право на пользование городом и заканчивается право другого? Как удовлетворить интересы всех субъектов права на город, которыми являются не только отдельные люди, но и группы, сообщества, вплоть до самого большого – населения города в целом? Четырнадцать студенческих команд под кураторством ведущих архитектурных бюро, включая британский офис Zaha Hadid Architects, по-разному ответили на эти вопросы. Так, одним из объектов исследования стали пространства, исключенные из жизни города. Участники воркшопа «Черные дыры города» от бюро «Дружба», обнаружив и зафиксировав эти «выбитые пиксели» в ткани города, обсуждали с пользователями этих пространств конкретные решения по их возвращению в социокультурное поле через насыщение событийной программой, организацию pop-up проектов и другие практики обживания и присвоения этих пространств. В то время как наставники воркшопа «Право на обитание» Сергей Малахов и Евгения Репина предложили своим студентам решить эту проблему, выведя ее в поле архитектурной рефлексии. Результатом исследования стал новый Словарь городской коммуникации и новая Декларация права на город. Работа с памятью места и археология смыслов легли в основу воркшопов бюро Nowadays office и Citizenstudio. Серия графических эссе и гравюр, созданных участниками воркшопов «Московские катастрофы» и «Археология будущего», реконструирует неслучившееся архитектурное будущее Москвы и ее утерянное в результате социальных катастроф прошлое. Интересно будет сопоставить их с современными архитектурными утопиями от участников воркшопа бюро Kleinewelt Architekten: Сергей Переслегин и Георгий Трофимов предложили студентам помечтать об идеальном городе будущего, каким он видится им из сегодняшнего дня. Однако не только параллельная, фантазийная Москва будет представлена на выставке в «Руине» Музея архитектуры. Институты Генплана и Градплана Москвы, а также бюро YO architects и Zaha Hadid Architects подключили студентов к работе над реальными проектами по преобразованию городской среды. Объектами этих воркшопов стали: студенческий кампус в новом административно-образовательном кластере в Коммунарке, прибрежные территории речи Чермянки, соединяющей Царицынский парк и Битцевский лес, территории вокруг рек Десна и Пахра в Новой Москве, объекты реновации на Кутузовском проспекте и улице Балчуг.
Поисками альтернативных решений для реальных городских проектов были заняты участники воркшопа UNK project, которые примерили на себя роль авторов проектов реновации и попытались понять, как на одном из центральных участков города, с минимальными ограничениями создать супер-комфортный район, сравнимый по качеству с лучшими российскими и мировыми аналогами; какими способами можно улучшить существующую городскую среду, повысить уровень комфорта для жителей и найти новую идентичность места, района, всего города в целом.
Альтернативную идею города предложили кураторы воркшопа «Временный город» - бюро «.ket». По их замыслу, новая реальность, полная непредсказуемости и нестабильности, требует трансформации самого способа существования в городе. Временные кочевые города, спроектированные участниками воркшопа, будут создавать предпосылки для обмена опытом и знаниями разных людей, создавая на своем пути новые живые, взаимосвязанные между собой «образования», которые станут местом притяжения и зарождения новой жизни.
Такую же гуманитарную, образовательную и социокультурную миссию видит в своих арт-интервенциях и другой наставник «Открытого города». Впервые принять участие в фестивале был приглашен художник – им стал Александр Пономарев, известный своими экстраординарными проектами в самых неожиданных местах планеты, от Антарктиды до египетской пустыни. Задача, которая стояла перед участниками его воркшопа, так же нетривиальна: предложить решения передвижного выставочного комплекса для развертывания художественных практик в любой точке земного шара.
В этом году впервые в поле зрения «Открытого города» – архитектурная критика и профессиональные медиа. Как рассказывать об архитектуре профессионалам и горожанам сегодня, какие форматы архитектурного нарратива окажутся востребованы завтра, исследовали участники двух медиа-воркшопов под кураторством автора популярного видеоблога об архитектуре Анны Мартовицкой и главного редактора «Проекта Россия» Юлии Шишаловой.
Результаты этого образовательного марафона, длившегося с июля по октябрь, будут представлены на выставке в Музее архитектуры им А.В. Щусева 16-17 ноября. Лучшие проекты и их авторы, отмеченные членами Архсовета Москвы, будут премированы образовательной поездкой, которую обеспечивают официальные партнеры фестиваля: компании Сити XXI-век, ГК Эталон, Roca|Laufen. Куда отправятся победители фестиваля в этом году, в условиях почти закрытых границ, организаторы пока держат в секрете, но точно известно, что, как и в прошлые годы, это будет знакомство с лучшими образцами градостроительных практик и современной архитектуры.
Подробная программа финальных мероприятий фестиваля будет опубликована на сайте Фестиваля. Программная дирекция фестиваля – коммуникационное агентство «Правила общения»
Важную роль в становлении будущих историков играет практическая подготовка. Одним из этапов становится прохождение летней двухнедельной учебной практики. В этом году одной из баз её проведения для студентов института истории и права ХГУ стал Национальный музей Республики Хакасия.
В Хакасском госуниверситете продолжается «Приёмная кампания–2025». Сегодня в приёмную комиссию вуза поступило на все формы обучения, на программы высшего и среднего профессионального образования уже более 7000 заявлений. Это больше, чем за аналогичный период прошлого года.
На Факультете природообустройства Алтайского государственного аграрного университета состоялась защита выпускных квалификационных работ по направлению подготовки «Гидромелиорация».
Участники студенческого научно-творческого объединения «PRO Дизайн» из инженерно-технологического института Хакасского госуниверситета разработали проект эксклюзивных авторских жилетов и платьев для школьников, выполненный под руководством кандидата педагогических наук Анастасии Белоусовой.
Студенты инженерно-технологического института Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова Сергей Лаптев и Илья Шиганов блестяще защитили выпускные квалификационные работы в рамках программы «Стартап как диплом».
Исследователи института естественных наук и математики ХГУ изучили содержание свинца в листьях тополей и вязов на трёх площадках города Абакана. Согласно нормативным документам, регламентирующим содержание тяжелых металлов в окружающей среде, свинец относится к первому классу опасности.
10 июля в Калужской области завершилось обучение пятого потока «Школы фермера», организованное Калужским региональным филиалом Россельхозбанка совместно с министерством сельского хозяйства Калужской области на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Калужский институт дополнительного профессионального обучения в сфере АПК».
Выпускники школ Алтайского края, в которых действуют агротехнологические классы, активно подают документы в приемную комиссию Алтайского государственного аграрного университета
В институте филологии и искусств ХГУ реализуют инновационный проект «УЛУҒ СӦС», главная цель которого популяризация, изучение, сохранение и развитие хакасского языка и культуры с помощью хакасских пословиц в формате видеоклипов.
Молодые ученые факультета «Информационные технологии» МГППУ разработали уникальный тренажер для оценки и формирования навыков командной работы у операторов БПЛА.
Анастасия Парасюк и Алина Чухрова из инженерно-технологического института ХГУ стали серебряными призёрами республиканского конкурса «Научный потенциал Хакасии – 2030». Их разработка посвящена проектированию детского сувенирного набора с элементами национального культурного наследия региона. Руководитель проекта – доцент кафедры цифровых технологий и дизайна Анастасия Белоусова.