ХГУ и Администрация Абакана наметили меры для решения проблемы дефицита педагогических кадров в городе
В Хакасском госуниверситете состоялось заседание круглого стола руководителей вуза с представителями Администрации Абакана, директорами школ города. Повестка встречи – обсуждение проблемы дефицита молодых педагогических кадров. Её решение участники видят в разработке плана индивидуального целевого набора студентов для каждой школы города. Круглый стол открыла депутат Верховного Совета РХ, ректор ХГУ Татьяна Краснова. Она поприветствовала участников встречи и отметила, что большинство из присутствующих объединяет крепкая связь с главным вузом Хакасии, ведь многие из них получили образование здесь, в стенах Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. – Многие из вас связаны с университетом и потому, что учителя, которые приходят работать к вам в школу, имеют образование ХГУ, а наша задача готовить таких учителей всё больше, чтобы они были лучше, качественнее, и после – сами участвовали в подготовке кадров. Сегодня мы находимся в непростой ситуации. Во время моей крайней поездки в Москву также было заседание, на котором министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков подчеркнул, что целевой набор в этом году был выполнен по стране всего на 40%. За последние годы в ХГУ сложилась такая практика, что очень хорошо организован целевой набор медиков. Мы каждый год берём более 60 человек на целевое обучение. Они оканчивают лечебное дело, ординатуры и идут работать в больницы. Многие из них после там и остаются, потому что для них созданы условия и нет желания уехать куда-то. С педагогами дела обстоят по-другому. В среднем у нас в последние годы имеется до 20 целевых мест. Что такое для Республики Хакасия 20 целевиков? Это мизерная величина. Все остальные, кого мы готовим, они могут взять и уехать, куда захотят. Из выпускников бакалавров только половина приходит работать в школы Хакасии. Вторая половина растворяется в других регионах. Большой отток идёт в Красноярский край, на Дальний Восток, и для республики это очень тяжёлая история. Особенно непростая ситуация стоит с рядом учителей-предметников. Вот представьте, набрали мы группу 25 человек - физиков и математиков, химиков и биологов, и только половина из них приходит в школы Хакасии. Это ниже естественной убыли учителей уже старшего поколения, которые покидают школы, и это не восполняет те новые потребности, которые возникают, например при строительстве новых школ. И у нас выход только один – он может быть непростой, но многими регионами уже апробирован. Это идти по пути целевого обучения, – отметила Татьяна КРАСНОВА. Ректор Хакасского госуниверситета подчеркнула необходимость тесной связи с директорами школ, чтобы иметь возможность готовить конкретного специалиста для конкретной школы. Для этого надо заранее подбирать выпускников на это обучение, и по итогу совместно заключать с ними договоры, формировать план обучения и практики. – Другого выхода как сотрудничество и тесное взаимодействие у нас нет. Потому что все кадры, которые приходят работать и в дошкольные организации и в школы, это кадры Хакасского государственного университета. Несмотря на сложность, 18 молодых специалистов пришли в этом году в школы Абакана, и конечно, практически каждый из них окончил ХГУ: это и педколледж и выпускники четырёх институтов вуза Хакасии. На сегодня мы поработали с каждым директором школ города и посмотрели дефицит кадров. Нам необходимо объединить усилия, чтобы готовить одарённую молодёжь. Вот, например, учитель биологии лицея Н.Г. Булакина в скором времени поедет на съезд молодых учителей биологии, наши математики также пробуются на разные конкурсы, у нас открываются новые формы развития для детей, в том числе в сфере технического творчества, а также теперь у нас есть школьный кванториум. В Центре детского творчества имеются лаборатории по робототехнике, креативным индустриям и так далее. Развитие в городе есть и мы очень хотим показывать молодёжи университета, школьникам, интересные структурные изменения, которые обязательно их привлекут. И очень приятно, что университет готов продолжать эту работу совместно. Также мы понимаем, что два основных вопроса молодого специалиста – жильё и материальная составляющая. Что касается второго вопроса, мы очень ждём от республиканского правительства, чтобы не только молодые специалисты получали надбавку, но и те студенты, которые изъявляют желание работать ещё обучаясь в вузе. Обсуждение вопроса идёт. Со своей стороны мы будем продолжать эту практику и решать проблемы, – подчеркнула заместитель главы Абакана по социальным вопросам Татьяна Карташова. Далее с презентацией по теме «Подготовка педагогических кадров в ХГУ для системы образования Республики Хакасия» выступила проректор по учебной работе Наталья Пропой. Она отразила основные положения подготовки специалистов в вузе и представила подробную статистику. – В ХГУ обучается 9300 студентов и треть из них – это будущие педагоги. Готовим мы их в четырёх институтах. Мы анализировали профильную структуру подготовки учителей, и это уже сложившаяся практика, эта структура выверена с тем запросом, который нам даёт регион, поэтому практически мы готовы удовлетворять весь спектр подготовки учителей, который требуется. Дефицит педагогических кадров возникает по ряду объективных причин: это и достижение педагогами пенсионного возраста, что естественно, и с этим невозможно бороться, строительство новых школ с наполнением в три тысячи учеников, это действительно важное приобретение для города требует дополнительных педагогических кадров. Также немаловажную роль играет и прирост детского населения. ХГУ видит решение кадрового вопроса в целевой подготовке учителей. Ключевой вопрос здесь – кого учить. Далее Наталья Александровна представила статистику по выпускникам школ этого года: 2307 из них окончили школы республики, а школы Абакана проводили 971 выпускника. Число оставшихся на территории Хакасии выпускников школ составляет 22,8%, из школ города 203 человека поступили в учебные заведения республики, это 21%. 152 человека поступили в Хакасский государственный университет. Заместитель начальника управления образования Администрации города Абакана Галина Озерова, начальник управления культуры, молодёжи и спорта города Юлия Чурилова, а также заведующая методическим кабинетом управления образования Администрации Абакана Ксения Черебеева, директор СОШ№7, депутат ВС РХ Любовь Черчинская, другие директора школ поддержали выдвинутые идеи решения кадрового голода в Хакасии, и выразили поддержку в оказании помощи студентам в ходе предоставления мест практики и всевозможного привлечения ребят к работе в будущем, а также возможности разработки совместных методических проектов для будущих специалистов. Директора 27 школ Абакана приняли активное участие в обсуждении вопросов, а также высказали своё мнение об актуальных проблемах, которые предстоит решить совместно. Руководство Хакасского госуниверситета поддержало идею плодотворного сотрудничества с директорами школ, а также ректор вуза Татьяна Краснова отметила необходимость работы с целевыми студентами в индивидуальном порядке. Во время встречи обсудили вопросы постоянной поддержки студентов в будущем, обучающихся по целевому обучению, вовлечения ребят в учебный процесс, а также возможности их путешествий, всестороннего уровня развития. Проректор по молодёжной политике и воспитательной деятельности Светлана Шмидт рассказала о разноуровневых стипендиях в вузе. Участники встречи сошлись во мнении о необходимости проведения консультаций, взаимодействия по целевому набору студентов, их дальнейшему трудоустройству, а также по поводу других вопросов решения проблемы дефицита педагогических кадров Хакасии.
Важную роль в становлении будущих историков играет практическая подготовка. Одним из этапов становится прохождение летней двухнедельной учебной практики. В этом году одной из баз её проведения для студентов института истории и права ХГУ стал Национальный музей Республики Хакасия.
В Хакасском госуниверситете продолжается «Приёмная кампания–2025». Сегодня в приёмную комиссию вуза поступило на все формы обучения, на программы высшего и среднего профессионального образования уже более 7000 заявлений. Это больше, чем за аналогичный период прошлого года.
На Факультете природообустройства Алтайского государственного аграрного университета состоялась защита выпускных квалификационных работ по направлению подготовки «Гидромелиорация».
Участники студенческого научно-творческого объединения «PRO Дизайн» из инженерно-технологического института Хакасского госуниверситета разработали проект эксклюзивных авторских жилетов и платьев для школьников, выполненный под руководством кандидата педагогических наук Анастасии Белоусовой.
Студенты инженерно-технологического института Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова Сергей Лаптев и Илья Шиганов блестяще защитили выпускные квалификационные работы в рамках программы «Стартап как диплом».
Исследователи института естественных наук и математики ХГУ изучили содержание свинца в листьях тополей и вязов на трёх площадках города Абакана. Согласно нормативным документам, регламентирующим содержание тяжелых металлов в окружающей среде, свинец относится к первому классу опасности.
10 июля в Калужской области завершилось обучение пятого потока «Школы фермера», организованное Калужским региональным филиалом Россельхозбанка совместно с министерством сельского хозяйства Калужской области на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Калужский институт дополнительного профессионального обучения в сфере АПК».
Выпускники школ Алтайского края, в которых действуют агротехнологические классы, активно подают документы в приемную комиссию Алтайского государственного аграрного университета
В институте филологии и искусств ХГУ реализуют инновационный проект «УЛУҒ СӦС», главная цель которого популяризация, изучение, сохранение и развитие хакасского языка и культуры с помощью хакасских пословиц в формате видеоклипов.
Молодые ученые факультета «Информационные технологии» МГППУ разработали уникальный тренажер для оценки и формирования навыков командной работы у операторов БПЛА.
Анастасия Парасюк и Алина Чухрова из инженерно-технологического института ХГУ стали серебряными призёрами республиканского конкурса «Научный потенциал Хакасии – 2030». Их разработка посвящена проектированию детского сувенирного набора с элементами национального культурного наследия региона. Руководитель проекта – доцент кафедры цифровых технологий и дизайна Анастасия Белоусова.