ХГУ и Администрация Абакана наметили меры для решения проблемы дефицита педагогических кадров в городе
В Хакасском госуниверситете состоялось заседание круглого стола руководителей вуза с представителями Администрации Абакана, директорами школ города. Повестка встречи – обсуждение проблемы дефицита молодых педагогических кадров. Её решение участники видят в разработке плана индивидуального целевого набора студентов для каждой школы города. Круглый стол открыла депутат Верховного Совета РХ, ректор ХГУ Татьяна Краснова. Она поприветствовала участников встречи и отметила, что большинство из присутствующих объединяет крепкая связь с главным вузом Хакасии, ведь многие из них получили образование здесь, в стенах Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. – Многие из вас связаны с университетом и потому, что учителя, которые приходят работать к вам в школу, имеют образование ХГУ, а наша задача готовить таких учителей всё больше, чтобы они были лучше, качественнее, и после – сами участвовали в подготовке кадров. Сегодня мы находимся в непростой ситуации. Во время моей крайней поездки в Москву также было заседание, на котором министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков подчеркнул, что целевой набор в этом году был выполнен по стране всего на 40%. За последние годы в ХГУ сложилась такая практика, что очень хорошо организован целевой набор медиков. Мы каждый год берём более 60 человек на целевое обучение. Они оканчивают лечебное дело, ординатуры и идут работать в больницы. Многие из них после там и остаются, потому что для них созданы условия и нет желания уехать куда-то. С педагогами дела обстоят по-другому. В среднем у нас в последние годы имеется до 20 целевых мест. Что такое для Республики Хакасия 20 целевиков? Это мизерная величина. Все остальные, кого мы готовим, они могут взять и уехать, куда захотят. Из выпускников бакалавров только половина приходит работать в школы Хакасии. Вторая половина растворяется в других регионах. Большой отток идёт в Красноярский край, на Дальний Восток, и для республики это очень тяжёлая история. Особенно непростая ситуация стоит с рядом учителей-предметников. Вот представьте, набрали мы группу 25 человек - физиков и математиков, химиков и биологов, и только половина из них приходит в школы Хакасии. Это ниже естественной убыли учителей уже старшего поколения, которые покидают школы, и это не восполняет те новые потребности, которые возникают, например при строительстве новых школ. И у нас выход только один – он может быть непростой, но многими регионами уже апробирован. Это идти по пути целевого обучения, – отметила Татьяна КРАСНОВА. Ректор Хакасского госуниверситета подчеркнула необходимость тесной связи с директорами школ, чтобы иметь возможность готовить конкретного специалиста для конкретной школы. Для этого надо заранее подбирать выпускников на это обучение, и по итогу совместно заключать с ними договоры, формировать план обучения и практики. – Другого выхода как сотрудничество и тесное взаимодействие у нас нет. Потому что все кадры, которые приходят работать и в дошкольные организации и в школы, это кадры Хакасского государственного университета. Несмотря на сложность, 18 молодых специалистов пришли в этом году в школы Абакана, и конечно, практически каждый из них окончил ХГУ: это и педколледж и выпускники четырёх институтов вуза Хакасии. На сегодня мы поработали с каждым директором школ города и посмотрели дефицит кадров. Нам необходимо объединить усилия, чтобы готовить одарённую молодёжь. Вот, например, учитель биологии лицея Н.Г. Булакина в скором времени поедет на съезд молодых учителей биологии, наши математики также пробуются на разные конкурсы, у нас открываются новые формы развития для детей, в том числе в сфере технического творчества, а также теперь у нас есть школьный кванториум. В Центре детского творчества имеются лаборатории по робототехнике, креативным индустриям и так далее. Развитие в городе есть и мы очень хотим показывать молодёжи университета, школьникам, интересные структурные изменения, которые обязательно их привлекут. И очень приятно, что университет готов продолжать эту работу совместно. Также мы понимаем, что два основных вопроса молодого специалиста – жильё и материальная составляющая. Что касается второго вопроса, мы очень ждём от республиканского правительства, чтобы не только молодые специалисты получали надбавку, но и те студенты, которые изъявляют желание работать ещё обучаясь в вузе. Обсуждение вопроса идёт. Со своей стороны мы будем продолжать эту практику и решать проблемы, – подчеркнула заместитель главы Абакана по социальным вопросам Татьяна Карташова. Далее с презентацией по теме «Подготовка педагогических кадров в ХГУ для системы образования Республики Хакасия» выступила проректор по учебной работе Наталья Пропой. Она отразила основные положения подготовки специалистов в вузе и представила подробную статистику. – В ХГУ обучается 9300 студентов и треть из них – это будущие педагоги. Готовим мы их в четырёх институтах. Мы анализировали профильную структуру подготовки учителей, и это уже сложившаяся практика, эта структура выверена с тем запросом, который нам даёт регион, поэтому практически мы готовы удовлетворять весь спектр подготовки учителей, который требуется. Дефицит педагогических кадров возникает по ряду объективных причин: это и достижение педагогами пенсионного возраста, что естественно, и с этим невозможно бороться, строительство новых школ с наполнением в три тысячи учеников, это действительно важное приобретение для города требует дополнительных педагогических кадров. Также немаловажную роль играет и прирост детского населения. ХГУ видит решение кадрового вопроса в целевой подготовке учителей. Ключевой вопрос здесь – кого учить. Далее Наталья Александровна представила статистику по выпускникам школ этого года: 2307 из них окончили школы республики, а школы Абакана проводили 971 выпускника. Число оставшихся на территории Хакасии выпускников школ составляет 22,8%, из школ города 203 человека поступили в учебные заведения республики, это 21%. 152 человека поступили в Хакасский государственный университет. Заместитель начальника управления образования Администрации города Абакана Галина Озерова, начальник управления культуры, молодёжи и спорта города Юлия Чурилова, а также заведующая методическим кабинетом управления образования Администрации Абакана Ксения Черебеева, директор СОШ№7, депутат ВС РХ Любовь Черчинская, другие директора школ поддержали выдвинутые идеи решения кадрового голода в Хакасии, и выразили поддержку в оказании помощи студентам в ходе предоставления мест практики и всевозможного привлечения ребят к работе в будущем, а также возможности разработки совместных методических проектов для будущих специалистов. Директора 27 школ Абакана приняли активное участие в обсуждении вопросов, а также высказали своё мнение об актуальных проблемах, которые предстоит решить совместно. Руководство Хакасского госуниверситета поддержало идею плодотворного сотрудничества с директорами школ, а также ректор вуза Татьяна Краснова отметила необходимость работы с целевыми студентами в индивидуальном порядке. Во время встречи обсудили вопросы постоянной поддержки студентов в будущем, обучающихся по целевому обучению, вовлечения ребят в учебный процесс, а также возможности их путешествий, всестороннего уровня развития. Проректор по молодёжной политике и воспитательной деятельности Светлана Шмидт рассказала о разноуровневых стипендиях в вузе. Участники встречи сошлись во мнении о необходимости проведения консультаций, взаимодействия по целевому набору студентов, их дальнейшему трудоустройству, а также по поводу других вопросов решения проблемы дефицита педагогических кадров Хакасии.
Корпоративная программа повышения управленческих компетенций People Management ЕДИНОГО ЦУПИС стала победителем в номинации «Прорыв года» премии «Эффективное образование». Награда является отражением вклада компании в образовательный процесс персонала.
Будущие агрономы из института менеджмента, экономики и агротехнологий, а также сельскохозяйственного колледжа ХГУ на один день стали дегустаторами овощей, которые используются в повседневном рационе. Вкусные занятия прошли на форуме-выставке достижений обучающихся.
Правительство Хакасии поддерживает исследовательскую деятельность учёных ХГУ им. Н.Ф. Катанова с помощью региональных мер. С 2018 по 2023 годы общее финансирование на эти цели из республиканского бюджета увеличилось в несколько раз, а грантовая поддержка проектов возросла в 21 раз.
Нейрохирурги Института Вельтищева Пироговского Университета ввели в практику метод помощи детям с детским церебральным параличом и генетическими патологиями мозга.
rid: 2SDnjcKARhk
Курс для желающих обучиться профессии кадровика с нуля и для специалистов по кадрам и управлению персоналом с опытом работы стартует 21 января в Торгово-промышленной палате Республики Коми.
Алина Сагалакова из института естественных наук и математики Хакасского госуниверситета заняла третье место в весовой категории до 50 кг на всероссийском турнире по спортивной борьбе (спортивная дисциплина – вольная борьба) памяти Героя труда Российской Федерации, заслуженного тренера СССР Д.Г. Миндиашвили.
Контекст: в Госдуме поддерживают предложение Минобрнауки об отказе от бакалавриата, переходе на базовое и специализированное высшее образование с 1 сентября 2026 года.
Титр: Ольга Юрьевна Милушкина, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН, проректор по учебной работе Пироговского Университета
В Тольяттинском государственном университете (ТГУ) для студентов-инженеров завершился первый семестр обучения по новой дисциплине – «Инженерная подготовка».
Яна Гофф из института менеджмента, экономики и агротехнологий Хакасского госуниверситета вошла в число лучших региональных амбассадоров масштабного федерального проекта «Таврида.АРТ» в Москве.
Хакасский госуниверситет вошёл в состав учебно-педагогического округа Енисейской Сибири. Между вузами подписано соглашение о сотрудничстве. Оно открывает новые горизонты для эффективного взаимодействия по направлению подготовки «Педагогическое образование».
За выдающийся вклад в подготовку и проведение Всемирного фестиваля молодёжи-2024 студентка инженерно-технологического института Хакасского госуниверситета Анастасия Парасюк удостоена памятной медали Президента Российской Федерации Владимира Путина.
Главная цель конкурса — поддержать талантливых молодых ученых и специалистов в сфере охраны здоровья. Инициатива помогает не только мотивировать участников к разработке инновационных проектов, но и оказывать помощь в дальнейшей реализации идей.
Лечение двигательных нарушений — одно из ключевых направлений работы Института Вельтищева. С 2021 года в отделении нейрохирургии проводится селективная дорсальная ризотомия — операция, устраняющая спастичность в ногах. Увеличение количества пациентов с двигательными нарушениями подтолкнуло к освоению новых нейрохирургических практик для комплексного лечения.
Команда проекта «LeukoCheck» из числа студентов-медиков Хакасского госуниверситета стала победителем акселератора ТГУ в финальном треке «Агробиотехнологии». Начинающие учёные разрабатывают биомедицинскую технологию для прогнозирования риска сердечно-сосудистых заболеваний и их осложнений. В основе технологии – анализ баз данных с помощью нейросети.