Компания Welhome подвела итоги 2011 года на рынке торговой недвижимости Москвы
Москва, 26 января 2012 г. Консалтинговая компания Welhome подвела итоги 2011 года на рынке торговой недвижимости Москвы и представила возможные сценарии развития рынка в 2012 году. По оценкам экспертов компании Welhome, в 2012 году к вводу заявлено порядка 420 тыс. кв. м торговых площадей, при этом 41% от заявленных к вводу объектов приходится на Южный административный округ. Основной тенденцией 2011 года является снижение объемов ввода новых торговых площадей. По итогам года введено рекордно малое количество площадей, начиная с 2008 года. По данным на конец декабря 2011 г. за год в Москве введено 6 новых торговых объектов общей площадью 177,3 тыс. кв. м GLA. Это самый низкий показатель ввода за последние 4 года, в 2,4 раза меньше аналогичного показателя 2010 года. Таким образом, площадь открытых в 2011 году объектов составила 54% от площади заявленных к вводу в начале года. Наблюдается также уменьшение масштабов вводимых объектов по сравнению с предыдущими годами, когда были введены такие крупные объекты, как ТРЦ «Золотой Вавилон Ростокино» (170 тыс.кв. м GLA), ТРЦ «Вегас» (124 тыс. кв. м GLA), ТРЦ «Гагаринский» (70 тыс. кв. м GLA). При этом, из 6 введенных объектов только 2 относятся к торговым центрам, 4 оставшихся объекта являются частью многофункциональных комплексов. Из крупных торговых центров в 2011 году был введен только ТРЦ «АфиМолл Сити» (114,0 тыс. кв. м GLA). Арендуемая площадь каждого из остальных введенных в 2011 году объектов составляет 20 тыс. кв. м и менее. В 2012 году анонсирован ввод 15 торговых центров различных форматов (порядка 420 тыс. кв. м GLA). Наиболее крупным проектом является ТРК «Ривер Молл» (88,5 тыс. кв. м GLA), ввод которого неоднократно переносился из-за проблем с финансированием. Помимо названного торгового объекта крупных проектов больше не анонсировано. Наибольший объем заявленных к вводу объектов приходится на Южный административный округ, среди крупных объектов анонсированы такие, как ТРЦ «Москворечье» (21,0 тыс. кв. м GLA) и ТРЦ «Ривер Молл» (88,5 тыс. кв. м GLA). За пределами МКАД заявлено к вводу 3 объекта в формате аутлет-центра: Outlet Village Belaya Dacha, Fashion House Moscow и Vnukovo Outlet Village. Наименьший объем будущего ввода приходится на центр и северо-запад Москвы. В ЦАО в IV квартале 2011 г. была заявлена к вводу торговая галерея в составе гостиницы «Москва». Тем не менее, ввод был перенесен на 2012 год. Других качественных торговых объектов в центре города не анонсировано и в ближайшей перспективе, вероятнее всего, не появится в связи с ограничением строительства коммерческих объектов в центре. На декабрь 2011 г. уровень вакантных площадей в среднем по Москве в качественных торговых центрах составляет порядка 4-5%. В кризисный период и до сих пор заметна дифференциация рынка. В крупных торговых центрах, открывшихся в кризисный и посткризисный периоды, уровень вакантных площадей может достигать 7-10%. В ТРЦ «Золотой Вавилон Ростокино», открытом в 2009 году, до сих пор остается вакантными часть помещений, та же ситуация в ТРЦ «АфиМолл Сити», ТРЦ «Вегас». Вместе с тем сетевые ритейлеры, в том числе иностранные, продолжают активное развитие. В 2011 году на рынок вышли такие бренды, как Banana Republic (одежда и обувь, американский бренд), K-Rauta (финский гипермаркет DIY), Vinberry (гипермаркет алкогольной продукции), Victoria’s Secret (женское белье). О развитии и расширении своих сетей в 2012 году заявили такие компании, как «О’Кей», «Метрика», «Эконика-обувь», re:Store, «Азбука Вкуса». В 2011 году было заключено несколько крупных инвестиционных сделок по приобретению торговых объектов. В июне структуры Михаила Гуцериева и Микаила Шишханова приобрели ТЦ «Калужский» (57 тыс. кв.м) у компании Z-Build и MCG. Также в июне МТЗ «Рубин» продал ТРЦ «Филион» (128 тыс. кв. м) и ТК «Горбушкин Двор» (60 тыс. кв. м). Новыми владельцами стали структуры Юрия и Алексея Хотиных. Инвестиционная компания «РМБ Инвест» приобрела 3 торговых центра «МетроМаркет» у компании Capital Group. Ставки аренды в качественных торговых центрах Москвы в 2011 г. увеличились на 7-10%. Увеличение средних ставок произошло в успешных торговых центрах, заполняемость которых близка к 100%. В объектах с большой долей пустующих площадей предпосылок к увеличению ставок не было. Этот факт также свидетельствует о выраженной дифференциации рынка на успешные и менее успешные проекты, сложившейся в период кризиса. Эксплуатационные расходы в качественных торговых центрах находятся на уровне $100-150 за кв. м. в год. Поскольку ритейлеры продолжают активно развиваться и анонсировать планы по расширению сетей, в ближайшей перспективе возможен рост арендных ставок в лучших торговых центрах. В сегменте торговой недвижимости, как и в других сегментах рынка, сказывается влияние новой политики московских властей. В связи с многочисленным расторжением инвестиционных контрактов новых проектов пока не анонсируется. Реализация большинства заявленных проектов была начата еще до кризиса. В 2011 году наметилась еще одна тенденция в сфере торговой недвижимости, продвигаемая властями города. Департамент торговли и услуг г. Москвы представил концепцию развития оптовой и розничной торговли в городе. Программа предполагает развитие торговли в формате районных торговых объектов шаговой доступности площадью не более 3 000 кв. м. В условиях неопределенной экономической и политической ситуации в 2012 году эксперты компании Welhome не прогнозируют роста основных показателей в сегменте торговой недвижимости. Вакантные площади, напротив, будут постепенно уменьшаться в связи с сокращением ввода новых объектов. По мнению экспертов компании Welhome, девелоперы, вероятнее всего, направят свою активность в Московскую область и в регионы, поскольку сложившаяся в Москве ситуация пока не позволяет выводить на рынок новые крупные торговые объекты.
Контактное лицо: Рубан Екатерина
Компания: Welhome
Добавлен: 18:25, 27.01.2012
Количество просмотров: 775
Девелопер Прайм Лайф демонтировал последний башенный кран на строительной площадке жилого квартала бизнес-класса Первый Нагатинский в ЮАО. В общей сложности для возведения трех корпусов I очереди было установлено 4 башенных крана.
12 декабря 2024 г. маркетологи 25 застройщиков Юга России обсудили с экспертами крупнейших рекламных площадок наиболее рентабельные инструменты продвижения жилья в новостройках с учетом резкого снижения спроса и существенного роста цены рекламного трафика, заявок и лидов на покупку недвижимости.
2024 год стал для компании периодом активного развития и роста. Произошло наиболее значительное увеличение портфеля за время работы West Wind Group на рынке.
В Доме Logos состоялось самое ожидаемое событие этого года — презентация уникального арт-объекта: вмороженного в кристально чистый лед ключа Logos, расписанного граффити известным уличным художником SCARO.
3 декабря 2024 года на острове Пхукет) состоялось закрытое вечернее мероприятие девелопера Metrics Development Thailand, приуроченное к старту нового объекта премиум-класса застройщика
Прецедентом объединения части территорий Ленинградской области и Петербурга в одну административную единицу может стать город-спутник Южный, отметили архитекторы в рамках дискуссии на 9-й биеннале «Архитектура Петербурга». Проект затрагивает территории сразу двух регионов и для грамотного управления и развития города на 134 тыс. человек необходимо объединить земли в одну локацию.
Рассматривая предложение КИМ о рефинансирование договоров проектного финансирования в других банках вместо изначально их предоставивших, потенциально даст возможность снизить себестоимость строительства и строить дополнительно инфраструктурные и социальные объекты.
Официальная презентация новой рекламной кампании клубного дома ARTEL от STENOY прошла в середине ноября в Yauza Place. Ее героев – экспертов в сфере гостеприимства и премиального сервисного управления уже можно встретить на городских билбордах и баннерах в интернете.
Прецедентом объединения части территорий Ленинградской области и Петербурга в одну административную единицу может стать город-спутник Южный, отметили архитекторы в рамках дискуссии на 9-й биеннале «Архитектура Петербурга». Проект затрагивает территории сразу двух регионов и для грамотного управления и развития города на 134 тыс. человек необходимо объединить земли в одну локацию.
Группа RBI вывела на рынок вторую очередь квартала «Струны» на ул. Шостаковича, близ станции метро «Проспект Просвещения». Всего в проекте две очереди на восемь жилых корпусов и 1 137 квартир. Территории первой и второй очередей соединит мост, перекинутый над общедоступным городским бульваром с кафе, пекарнями и ресторанами.
Компания .Sense стала обладателем золотого сертификата престижного рейтинга International Sustainability Rating (ISR). Награждение состоялось в рамках премии Green Property Awards 2024. Это событие подчеркнуло выдающийся вклад .Sense в развитие устойчивых и человекоцентричных решений на рынке недвижимости.
Жилой комплекс Will Towers вошел в пятерку лидеров по продажам в проектах выше 45 этажей по всем округам Москвы. Рейтинг составлен аналитиками компании «НДВ Супермаркет недвижимости» по итогам октября 2024 года. Основные строительные работы выполнены в полном объеме по всем корпусам I очереди, ведется подготовка к вводу объекта в эксплуатацию.