1 сентября начнется обучение на базовой кафедре АО «Арзамасский приборостроительный завод имени П.И. Пландина» «Инновационные промышленные технологии». Создание базовой кафедры было инициировано руководством предприятия в связи с проблемой подготовки инженерных кадров. В современных условиях Арзамасскому приборостроительному заводу для поддержания конкурентоспособности и инновационного развития нужны высококвалифицированные специалисты нового поколения. Для этого необходимо адаптировать систему высшего профессионального образования к требованиям высокотехнологичного производства. В этих условиях создание базовой кафедры является одной из приоритетных форм взаимодействия вуза и предприятия. С 2011 года между АПЗ, Нижегородским государственным техническим университетом имени Р.Е. Алексеева и его филиалом - Арзамасским политехническим институтом началась активная переписка, были проведены ряд встреч и переговоров. В августе прошлого года на научно-техническом совете было одобрено предложение о создании в АПИ базовой кафедры завода. И спустя несколько месяцев генеральный директор АО «АПЗ» Олег Лавричев и ректор НГТУ Сергей Дмитриев подписали Генеральное соглашение о сотрудничестве в области подготовки кадров и Соглашение о создании базовой кафедры.
О том, как будет организован учебный процесс на базовой кафедре, в беседе с директором АПИ НГТУ Владимиром Глебовым (на снимке). – Владимир Владимирович, учебный год не за горами. Всё ли готово к началу образовательного процесса на базовой кафедре АПЗ? – Да, всё готово. С момента подписания Соглашения о создании базовой кафедры была проведена большая подготовительная работа. Разработано Положение о базовой кафедре, где прописаны её основные задачи, функции, структура, управление (работу кафедры возглавит генеральный директор АО «АПЗ» Олег Вениаминович Лавричев). Также были разработаны новые учебные планы магистратуры, соответствующие новым образовательным стандартам. На предприятии оборудован учебный класс для занятий. И самое главное – мы завершили набор в магистратуру: 18 человек приняты на бюджетные места и 11 – на внебюджетные. Отмечу, что на следующий год в магистратуру будет осуществляться набор и по целевому направлению от АПЗ (заявка в Министерство образования РФ от предприятия уже подана). – Расскажите подробнее об образовательном процессе. – Обучение в магистратуре очное и очно-заочное. Все лекционные, лабораторные занятия по дисциплинам базовой кафедры, а также экзамены и зачеты будут проходить в учебном классе АПЗ. Остальные предметы – преподаваться в институте. Места проведения практики зависят от темы магистерской диссертации. Если тема связана с АПЗ, то, соответственно, практика проходит на предприятии. Занятия в магистратуре проводятся по следующему расписанию: утром – с 8 до 12 часов – студенты работают, с 12 часов дня – учатся. Отмечу, что образовательный процесс в магистратуре предполагает больше практическую деятельность, результатом которой станет магистерская диссертация. Как это будет работать в рамках базовой кафедры? Студенты берут для разработки тему, связанную с деятельностью АПЗ, работают по ней (проводят исследования, ставят эксперименты). В итоге мы получаем специалиста с высоким уровнем теоретических знаний и хорошо знакомого со спецификой предприятия. Это то, что и нужно работодателю. – Вы упомянули новый образовательный стандарт, в чем его особенность? – Образовательный стандарт нового поколения предоставляет вузам широкие возможности для самостоятельной разработки и реализации образовательных программ с учетом требований рынка труда. Что это значит? Помимо обязательных предметов мы можем вводить те, в которых заинтересовано предприятие. Эти дисциплины и будут вести специалисты АПЗ в рамках работы базовой кафедры. – Какие именно дисциплины? – По направлению «Конструирование и технология электронных средств» – предмет «Информационно-измерительные комплексы»; по направлению «Приборостроение» – «Современные проблемы приборостроения», «Конструкторское сопровождение проектов»; по направлению «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» – «Технологическая подготовка производства с помощью CAD/CAM», «Инструментальное обеспечение станков с ЧПУ и обрабатывающих центров», «Производственные и технологические процессы в машиностроении», «Программирование обработки на станках с ЧПУ», «Современные тенденции машиностроительного производства», «Гальванические покрытия». – Список преподавателей от завода уже известен? – На сегодня он согласовывается. Работники предприятия будут проводить занятия пока только для магистратуры. В дальнейшем специалисты АПЗ будут преподавать и на бакалавриате. Тем более что опыт сотрудничества в этом плане накоплен большой: много лет представители предприятия принимают участие в работе государственной экзаменационной комиссии, являются консультантами и рецензентами выпускных квалификационных работ. – Ваши пожелания новой кафедре? – Продуктивной работы, хороших студентов и дальнейшего развития! Подготовила Ирина Балагурова.
Алиса Григорьева – дважды выпускница Хакасского госуниверситета: колледжа педагогического образования, информатики и права, а затем института непрерывного педагогического образования Сегодня она – учитель начальных классов высшей квалификационной категории школы №11 Абакана.
В Белокурихе состоялось открытие Молодежного образовательного форума «Алтай. Территория развития», в рамках которого будет работать площадка молодежной инженерной школы Алтайского государственного аграрного университета «Импульс»
Шестнадцать студентов главного вуза республики стали победителями и призёрами конкурса исследовательских работ «Научный потенциал Хакасии – 2030». Он прошёл в несколько этапов: заочном и очном форматах. Всего от образовательных организаций региона поступило около полусотни заявок.
Москва, 16 мая 2025 года – Международная школа программирования для детей CODDY объявляет о включении в тройку лидеров ежегодного рейтинга «‎Лучшие франшизы школ программирования 2025» по версии авторитетного аналитического портала Businessmens.ru.
В Хакасском госуниверситете начала работу Vll всероссийская конференция «Сохранение и развитие языков и культур коренных народов Сибири». Данному научному проекту, который ведёт институт гуманитарных исследований и саяно-алтайской тюркологии (ИГИСАТ) исполняется 20 лет.
Яна Гофф из института менеджмента, экономики и агротехнологий Хакасского госуниверситета стала победителем первого сезона всероссийского конкурса проектов «Росмолодёжь. Гранты для физических лиц» в номинации #Ты_не_один.
20 мая состоялось совещание по подготовке Всероссийского агродиктанта – масштабной акции, которая впервые пройдет в России с 8 по 12 октября 2025 года, в период Недели агропромышленного комплекса, и будет приурочена ко Дню работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности.
Россельхозбанк (РСХБ) разрабатывает модуль углублённого обучения по законодательным основам ведения бизнеса для студентов «Школы фермера». Об этом заявил директор Правового департамента РСХБ Константин Ухов на Петербургском международном юридическом форуме.
В Барнауле, на базе парк-отеля «Чайка» состоялся X юбилейный Барнаульский хакатон, главным заданием которого стала разработка перспективных IT продуктов для сельского хозяйства
В пяти сервисных локомотивных депо (СЛД) филиала «Красноярский» компании «ЛокоТех-Сервис» прошла традиционная Всероссийская акция «Неделя без турникетов».
Сегодня, 20 мая, в Алтайской краевой универсальной научной библиотеке им. В.Я. Шишкова состоялся семинар, посвященный 90-летию со Дня рождения Заслуженного изобретателя Российской Федерации, профессора кафедры физики и электротехники Алтайского государственного аграрного университета Василия Арсентьевича Цымбалиста (1935-2014).
В Барнауле прошли соревнования по мини-футболу в рамках V Спартакиады среди коллективов физической культуры предприятий и организаций Железнодорожного района города