Пресс-релизы // » Добавить пресс-релиз

«РУССОФТ»: российский ИТ-рынок в 2016 году оказался скорее в плюсе, чем в минусе

Аналитики НП "РУССОФТ" зафиксировали улучшение на российском ИТ-рынке по итогам 2016 года, хотя с позиции западных компаний падение еще не закончилось. Выводы ассоциации сделаны на основе анализа открытых данных из различных источников, включая результаты рейтингов, исследований рынка (или его сегментов), проведенных российскими и международными аналитиками, итоги года, объявленные крупнейшими ИТ-компаниями, а также оценки экспертов.

Ситуация на рынке информационных технологий России в 2016 г. стабилизировалась, если смотреть на нее из-за рубежа: сокращение объема рынка в валютном выражении если и имело место, то составило не более 3-4% после обвала почти на 40% в 2015 году и на 16% годом ранее. Если же занять позицию российских ИТ-компаний и потребителей, то по итогам 2016 года можно увидеть явное улучшение ситуации на ИТ-рынке.

Ассоциация «РУССОФТ» в рамках собственного ежегодного исследования уже традиционно предлагает рассматривать ситуацию на российском ИТ-рынке с разных сторон, учитывая не только результаты продаж ведущих мировых вендоров, но и результаты рублевых продаж российских ИТ-компаний, и отдачу от внедрения ИТ у российских потребителей ИТ. Выводы о ситуации на российском ИТ-рынке сделаны на основе множества собранных данных из различных источников, включая результаты рейтингов, исследований рынка (или его сегментов), проведенных российскими и международными аналитиками, итоги года, объявленные крупнейшими ИТ-компаниями, а также оценки экспертов. Важно пояснить, что «РУССОФТ» свое полноценное исследование ИТ-рынка не проводит, а пользуется, в основном, плодами работы различных исследователей, анализируя и пересчитывая их данные. Потому противопоставлять выводы Ассоциации результатам работы этих исследователей будет некорректно.

Из собственной информации у «РУССОФТ» есть только данные ежегодного опроса о продажах российских софтверных компаний на внутреннем рынке. Эта информация позволяет делать собственные оценки ситуации на российском рынке программного обеспечения.

Анализ «РУССОФТ» традиционно начинался с изучения отчетов, опубликованных международными исследовательскими компаниями (прежде всего, IDC и Gartner). По итогам 2016 г. впервые ни одного такого отчета представлено в СМИ не было. Судя по всему, интерес зарубежных аналитических компаний к российскому ИТ-рынку снизился, а российских исследователей, способных охватить этот рынок целиком, так и не появилось.

Тем не менее, из данных IDC по отдельным укрупненным сегментам удалось увидеть общую картину ИТ-рынка, хотя и с определенными допущениями. Получилось, что в долларовом выражении падение ИТ-рынка по итогам 2016 г. составило примерно 3-4% ( примерно до $17 млрд). По сравнению с обвалом на 39% в 2015 г., такое сокращение вполне можно назвать стабилизацией, что и сделали аналитики IDC.

При этом в первой половине 2016 г. эксперты IDC прогнозировали на конец года падение ИТ-рынка на 13%. «РУССОФТ» предсказывал рост ИТ-рынка на 2-3% или такое же падение, но в рублевом выражении. Аналогичный показатель в долларах прогнозировался в зависимости от изменения курса рубля по отношению к доллару. По факту национальная валюта обесценилась примерно на 10%. Однако сокращение ИТ-рынка оказалось намного меньше. Таким образом, ситуация оказалась лучше, чем прогнозировали и «РУССОФТ», и IDC.

В то же время, есть основания для того, чтобы предположить наличие в 2016 г. даже роста ИТ-рынка в долларовом выражении. Например, можно привести данные рейтингов Tadviser и Cnews. Совокупный оборот 100 крупнейших компаний в долларах в рейтинге TAdviser100 сократился на 1,5%, а в рейтинге CNews увеличился на 4,7%. При этом минус TAdviser100 обеспечил Ростех, который не совсем корректно относить к ИТ-компаниям, а небольшие софтверные компании, которые в данные рейтинги не могли попасть, увеличили свои продажи на внутреннем рынке на 24% (согласно расчету «РУССОФТ», основанному на данных ежегодного опроса).

Еще один аргумент в пользу версии об увеличении долларового объема ИТ-рынка — оценка компании OCS, согласно которой ИТ-рынок вырос в 2016 г. на 2-3% в долларовом выражении. Поскольку эта компания является одним из крупнейших многопрофильных российских дистрибьюторов в сфере ИКТ, то к его оценкам стоит относиться с доверием. Опять же, не стоит противопоставлять оценки OCS и данные IDC, потому что эксперты могут иметь существенно разное представление о том, что относится к ИТ-рынку, а что не относится.

Еще один аргумент в пользу роста ИТ-рынка — показатели объема продаж ряда зарубежных компаний. У SAP рост в долларовом выражении составил около 1%. Такой же рост у Microsoft. Американская компания SAS прибавила 27%, Apple — 55% (вероятно, во многом благодаря значительному увеличению спроса на дорогие смартфоны). Только IBM (из тех компаний, которые подвели итоги года публично) потерял 12%.

Наконец, большинство сегментов российского ИТ-рынка получило существенный прирост. Падение коснулось только тех сегментов, которые сокращаются и в рамках всего мирового рынка. Такое сокращение свидетельствует либо о насыщении этих сегментов, либо о внедрении альтернативных технологий, но никак не о наличии кризисных явлений на российском рынке.

Учитывая аргументы, указанные выше, «РУССОФТ» склоняется к тому, что более вероятной является версия о небольшом росте (не менее 3%) рынка в долларовом выражении. Данные IDC также вполне могут быть справедливыми, но эта компания, скорее всего, не относит к ИТ-рынку некоторые растущие сегменты. Если их учитывать, то объем этого рынка может составлять не $17 млрд., а не менее $20 млрд.

В пересчете на рубли ИТ-рынок увеличился на 5,1% (если опираться на данные IDC), что почти соответствует официальному уровню инфляции в 5,4%. Следовательно, в рублевом выражении и при сопоставимых ценах объем рынка не изменился. Если признать версию о долларовом росте на 3%, то рублевые продажи возросли на 13% (с учетом инфляции — на 7,5%).

Рублевое выражение важно для российских ИТ-компаний, которые измеряют свои достижения и неудачи в рублях. Их доля на российском ИТ-рынке в любом случае расширилась за счет сокращения доли иностранных компаний. Процесс импортозамещения сложно оценить количественно, но то, что он идет, сложно отрицать. Рост рынка для российских компаний составляет не менее 5-10% в рублевом выражении в сопоставимых ценах (с учетом официальной инфляции). Эту версию подтверждает то, что суммарная рублевая выручка 100 крупнейших ИТ-компаний России рейтинга Cnews100 возросла на 15% (с учетом инфляции это будет около 10%).

Есть основания предполагать, что и потребители ИТ в России оказались в плюсе — они получили больше полезного функционала, чем годом ранее. Если ориентироваться на данные IDC с учетом роста и падения цен (на оборудование они снижались, а на ПО — росли), то получится нулевой прирост. Если допустить рост ИТ-рынка в долларах на 3%, то потребители получили примерно на 5% больше. Однако нужно учитывать не только изменение цен, но также получаемый больший функционал за те же деньги при переходе на облачные технологии и свободное программное обеспечение. Этот переход имеет большие масштабы, о чем, например, говорит стремительный рост спроса на такие облачные услуги, как SaaS и IaaS. Следовательно, потребители также, как и российские компании, оказались в плюсе.

Полностью материал опубликован на сайте НП «РУССОФТ»: http://www.russoft.ru/tops/4042

Дополнительная информация:
Валентин Макаров, makarov@russoft.org, тел. +7 (921) 9382159

Контактное лицо: Владимир Шабалин
Компания: НП «РУССОФТ»
Добавлен: 21:48, 15.08.2017 Количество просмотров: 577
Страна: Россия


Банкавто: 61% россиян, планирующих покупку автомобиля, готовы купить его в кредит, ПАО «РГС Банк», 19:52, 17.01.2022, Россия267
Эксперты Банкавто, цифровой платформы РГС Банка (входит в группу банка «Открытие»), выяснили, на какие средства будущие автовладельцы планируют покупку машины в текущих условиях.


Российский рынок колбасы и колбасных изделий: итоги 2020 г., прогноз до 2024 г., Исследовательская компания NeoAnalytics, 17:31, 12.01.2022, Россия312
В декабре 2021 года исследовательская компания NeoAnalytics завершила проведение маркетингового исследования российского рынка колбасы и колбасных изделий.


Российский рынок электронных сигарет: итоги 2020 г., прогноз до 2024 г., Исследовательская компания NeoAnalytics, 16:48, 10.01.2022, Россия482
В декабре 2021 года исследовательская компания NeoAnalytics завершила проведение маркетингового исследования российского рынка электронных сигарет.


Российский рынок солнечных панелей: итоги 2020 г., прогноз до 2024 г., Исследовательская компания NeoAnalytics, 16:47, 10.01.2022, Россия486
В декабре 2021 года исследовательская компания NeoAnalytics завершила проведение маркетингового исследования российского рынка солнечных панелей.


Эксперты Авито Недвижимости изучили как изменилась стоимость жилья на горнолыжных курортах России, Авито Недвижимость, 23:46, 23.12.2021, Россия237
Среди горнолыжных курортов России больше всего загородное жилье ожидаемо подорожало в Красной Поляне, где средняя цена на загородный дом составила 55 млн рублей. Однако, есть локации, в которых средняя стоимость дома за год не увеличилась или даже снизилась.


Российский рынок металлообрабатывающих станков: итоги 2020 г., прогноз до 2024 г., Исследовательская компания NeoAnalytics, 00:16, 21.12.2021, Россия110
В декабре 2021 года исследовательская компания NeoAnalytics завершила проведение маркетингового исследования российского рынка металлообрабатывающих станков.


Epicstars: итоги ноябрьских рекламных кампаний высветили новые тренды, Epicstars, 18:28, 17.12.2021, Россия633
Москва, 17 декабря 2021 года


Российский рынок полувагонов: итоги 2020, прогноз до 2024 г., Исследовательская компания NeoAnalytics, 17:51, 03.12.2021, Россия444
В ноябре 2021 года исследовательская компания NeoAnalytics завершила проведение маркетингового исследования российского рынка полувагонов.


Российский рынок мороженого: итоги 2020 г., прогноз до 2024 г., Исследовательская компания NeoAnalytics, 01:26, 01.12.2021, Россия209
В ноябре 2021 года исследовательская компания NeoAnalytics завершила проведение маркетингового исследования российского рынка мороженого.


Accenture: потребительские ценности и покупательские мотивы кардинально изменились, Accenture, 00:39, 20.11.2021, Россия132
Большинство потребителей сегодня пересматривают свои ценности и принимают решения о покупке, основываясь не только на цене и качестве. Об этом говорит шестнадцатый ежегодный отчет Accenture Global Consumer Pulse Research «Переосмысляя жизнь».


Российский рынок халяльной и кошерной продукции: итоги 2020, прогноз до 2024 г., Исследовательская компания NeoAnalytics, 23:46, 15.11.2021, Россия295
В октябре-ноябре 2021 года исследовательская компания NeoAnalytics завершила проведение маркетингового исследования российского рынка халяльной и кошерной продукции.


Исследование в области продуктов питания: TikTok-блогер догоняет своих коллег с YouTube, Идеи&Решения, 02:40, 15.11.2021, Россия259
В октябре 2021 году PR-агентство Идеи&Решения провело опрос конечных потребителей рынка продовольственных товаров.


Исследование: топ-20 СМИ на рынке продовольственных товаров, Идеи&Решения, 02:26, 15.11.2021, Россия144
В октябре 2021 году PR-агентство Идеи&Решения провело опрос конечных потребителей рынка продовольственных товаров.


Российский рынок резиновых изделий: итоги 2020 г., прогноз до 2024 г., Исследовательская компания NeoAnalytics, 20:42, 08.11.2021, Россия257
В октябре 2021 года исследовательская компания NeoAnalytics завершила проведение маркетингового исследования российского рынка резиновых изделий.


Более трети россиян предпочитают заказывать в ресторанах блюда из фермерских продуктов, Пензенский филиал АО "Россельхозбанк", 17:10, 03.11.2021, Россия751
Посетители ресторанов все больше интересуются тем, из чего приготовили их блюдо, насколько полезными были продукты и тем, кто и как их выращивал: по данным опроса, проведенного Россельхозбанком, каждый десятый идет в ресторан ради свежей локальной еды.


  © 2003-2022 inthepress.ru