Ближе к народу и эффективнее: как заксобрание Иркутска автоматизировало законотворчество
Как известно, законодательные органы власти должны в принимаемых ими законах выражать общую волю граждан. При этом одним из трех основополагающих свойств парламента является связь избирателей с их представителями. Органы законодательной власти призваны максимально полно учитывать социальные интересы и запросы, в том числе на предоставление информации о своей деятельности. Так что в основе их работы должен, безусловно, лежать принцип гласности. Именно поэтому в России сегодня так много внимания уделяется определению степени открытости региональных органов законодательной власти в том числе через рейтинговую оценку информативности официальных сайтов. С 2008 года подобный рейтинг составляет проектный центр «Инфометр», действующий на базе Института развития свободы информации (Санкт-Петербург). В 2017 году лидером рейтинга среди официальных сайтов органов законодательной власти субъектов Российской Федерации стало Законодательное Собрание Иркутской области, в 2018 году также вошедшее в число лидеров исследования. Такого результата удалось достичь благодаря комплексной автоматизации процессов документооборота на базе СЭД «ДЕЛО» компании ЭОС и внедрению системы автоматизации законотворческой деятельности САЗД - «Электронный парламент». О том, как реализовывался этот проект, рассказывают Юрий Яковишин, начальник отдела информационных технологий и связи аппарата Законодательного Собрания Иркутской области, и Юрий Кособринов, генеральный директор компании «Вектор - Дальний Восток», разработчик САЗД, город Хабаровск.
Юрий Яковишин, начальник отдела информационных технологий и связи аппарата Законодательного Собрания Иркутской области Юрий Яковишин, начальник отдела информационных технологий и связи аппарата Законодательного Собрания Иркутской области
- Расскажите о том, как начинался данный проект?
Юрий Яковишин: СЭД «ДЕЛО» мы начали внедрять еще в 2005 году – 13 лет назад. Выбор в пользу данного решения был вполне объясним. Примерно в 70 % органов власти субъектов РФ, работающих с системами электронного документооборота, внедрено именно «ДЕЛО». Тренд задала Госдума, с которой мы все берем пример, пытаясь перенять лучшие практики. И Иркутская область не стала исключением. Автоматизация законотворчества также сначала была проведена именно в Госдуме. Созданной там системой мы пользовались, чтобы получать информацию по федеральному законотворчеству - и не тогда, когда закон уже принят, а на стадии инициативы, чтений, заключений. Это необходимо, так как органы государственной власти субъектов тоже участвуют в федеральном законотворческом процессе. Тогда нам и пришла идея сделать аналогичную систему и в нашем регионе. Первое, что было необходимо, это решение руководства, которое должно осознавать потенциальные удобство и эффективность использования подобной системы. Ведь любое внедрение требует временных, денежных и человеческих ресурсов. И так как опыт использования такой системы уже был, убедить руководство было проще.
- Когда возникла идея автоматизации нормотворческой деятельности?
Юрий Яковишин: Идея зародилась лет 7 назад, но для реализации проекта потребовалось много времени. Самая большая проблема в госорганах всегда связана с выделением бюджета. 2010-2011 годы были трудными с этой точки зрения – был заметен дефицит бюджета. В 2014 году ситуация стала меняться к лучшему, тогда мы и стали изучать разработчиков, которые могли предложить нужное нам решение. Мы, разумеется, хотели, чтобы оно базировалось на СЭД «ДЕЛО» - система уже отлично себя зарекомендовала.
На тот момент в ряде регионов подобные проекты уже были реализованы. Оказалось, правда, что полного набора преимуществ от внедрения регионы не получили.
- Почему так произошло?
Юрий Кособринов: Разработка системы автоматизации законотворческой деятельности САЗД «Электронный Парламент» началась еще в 2004 году, когда у Законодательной Думы Хабаровского края возникла необходимость в решении задачи автоматизации законотворческого документооборота – непростого, со своей спецификой, которой в стандартном документообороте нет. Поэтому коробочная СЭД не могла решить все задачи.
Созданное нами решение интегрировано с СЭД «ДЕЛО». Оно позволило, прежде всего, сократить трудозатраты сотрудников, систематизировать порядок работы подразделений законодательного органа и автоматизировать процесс публикации проектов законов, и связанных с ними документов, на официальном сайте органа власти.
Юрий Яковишин: Многие регионы, внедрившие подобную систему, использовали её постфактум, как базу данных принятых решений. Мы же хотели использовать возможности системы именно для проработки законопроекта. Нужно было вовремя вносить инициативы, которые поступали в Заксобрание. Все заключения должны были появляться мгновенно после регистрации в системе. Любой гражданин или депутат должен был получить возможность из любой точки мира открыть страницу с законодательной инициативой или иным вопросом, рассматриваемым в законодательном (представительном) органе власти, и ознакомиться с приложенными документами.
Нам удалось добиться многого. Мы обеспечили депутатов информацией для качественной проработки рассматриваемых вопросов. Все другие органы власти получили доступ к информации о процессе законотворчества. Раньше их представителям приходилось звонить депутатам и их помощникам и уточнять, какие материалы есть по конкретному вопросу. Помощники депутатов собирали разрозненные файлы, сканировали, так как многое было в бумаге, отправляли их запрашивающему ведомству. Эффективность процесса была не высока, ошибок было много. Все эти проблемы удалось устранить. Так как все материалы привязаны к конкретному законопроекту, скорость обработки информации значительно выросла.
- А почему в Иркутском Заксобрании получилось эффективно использовать внедренное решение?
Юрий Яковишин: Во-первых, мы изначально решили использовать максимум функционала. Во-вторых, тот факт, что в некоторых регионах уже был опыт такого внедрения, для нас стал преимуществом: мы опирались на их опыт и реализованные кейсы.
Юрий Кособринов: Действительно, для успешной реализации проекта очень важна готовность персонала к внедрению новых технологий и, пожалуй, самое главное – это степень поддержки руководства. Руководство Заксобрания Иркутской области во всем поддерживало проект автоматизации, и аргументировано заинтересовало персонал, что позволило получить результат в кратчайшие сроки. Также хотелось бы отметить инициативную поддержку со стороны отдела информационных технологий и связи аппарата Заксобрания, именно они организовали проработку должностных инструкций и регламентов, которые должны более полно отражать новый процесс подготовки документов.
Юрий Яковишин: Дополнительным фактором было стремление обеспечить информационную доступность нормотворческой деятельности: наш сайт был в пятерке по этому показателю, но нам хотелось большего. На момент запуска проекта было выполнено 99 % того, что было возможно без внедрения автоматизированной системы. С помощью данного проекта мы смогли решить всю задачу. Внедрив САЗД, мы в 2017 году смогли выйти на первое место в рейтинге «Инфометра».
- Чего именно не хватало сайту до внедрения?
Юрий Яковишин: Проблемное место – доступность информации. Информация о проводимых комитетами и комиссиями заседаниях должна быть доступна гражданам. Обеспечить это в ручном режиме было практически невозможно – получалось разве что выложить данные непосредственно к сессии, раз в месяц. Если же пытаться публиковать информацию о текущей работе комитетов, то потребовалось бы нанять дополнительный персонал. И даже в этом случае приходилось бы делать двойную работу, для каждого заседания собирая новый комплект документов. С учетом того, что инициатива может обсуждаться полгода, такой подход не эффективен.
Другой вопрос – актуальность. Раньше депутату, который лишь накануне заседания комитета получил необходимую информацию, сформировать позицию по обсуждаемому вопросу было сложно. Вся информация, которая сейчас появляется на портале, максимально быстро попадает к тем, кто в ней заинтересован, а не через день, неделю или даже месяц.
Юрий Кособринов: Важно то, что система выбирает информацию, формируемую сотрудниками подразделений в процессе текущей работы и автоматически публикует ее на официальном сайте, тем самым процесс рождения закона можно наблюдать в режиме on-line.
Юрий Яковишин: Еще один важный фактор – обеспечение мобильности депутатов. Это было необходимо, и благодаря мобильным рабочим местам на планшетах они получили доступ к информации из любой точки – в том числе к законотворческому документообороту. В будущем мы, конечно, хотели бы предоставить возможность использовать цифровую подпись, но это не так просто. На текущий момент нормотворчество нельзя полностью перенести в электронную среду – нет законодательной базы. Когда соответствующие нормативные акты будут приняты, то законодательные инициативы и законы будут существовать изначально в электронном виде. Для публикации документов к рассматриваемым вопросам используются электронные копии подлинников документов, подписанных на бумажном носителе и зарегистрированных в СЭД «ДЕЛО» при их поступлении в заксобрание. Далее не требуется делать бумажные копии подлинников, так как все материалы представлены в САЗД, что позволило разгрузить некоторых служащих от рутинной работы в виде копирования документа каждому заинтересованному лицу.
Полностью интервью читайте на сайте компании
Ссылка на новость: https://www.eos.ru/eos_about/eos_news/detail.php?ID=28954
Консалтинговая компания Axenix провела исследование конвергенции маркетплейсов и банков на российском и мировом рынках. Результаты исследования показывают, как влияет на рынок сближение и взаимопроникновение секторов финансов и электронной коммерции
В 2025 году российский рынок информационной безопасности (ИБ) стремительно развивался в ответ на требования цифровизации, регуляторные изменения и усиление угроз со стороны киберпреступности.
Специалисты ФСБ России провели успешные испытания «Континент-АП» Версия 4 (сборки 4.1.689.0 и 4.1.725.0) на соответствие требованиям к средствам криптографической защиты информации (СКЗИ).
Компания EGAR успешно завершила первый проект по внедрению и интеграции конвертера Swift-сообщений «СМАРТКОНВЕРТ» в инфраструктуру российского банка. Проект реализован в ответ на глобальные изменения Swift по обязательному переходу участников финансового рынка на стандарт ISO 20022. Внедрение конвертера позволит Заказчику обеспечить плавную миграцию платежных потоков без остановки операционной деятельности.
ГК «Оптимакрос» заняла 4 место в рейтинге ИТ-разработчиков 2024 года, чьи программные продукты используются в строительной отрасли. В итоговый список аналитики TAdviser включили компании с наибольшей выручкой от реализации ИТ-проектов на базе собственных решений.
ЗАО «Эвалар» и ООО «АС РС» (VARSEAS) заключили соглашение о стратегическом партнерстве, направленном на развитие инновационных решений в сфере продукции для здоровья и укрепление позиций сторон на российском и международном рынках. Подписание документов о сотрудничестве состоялось накануне на предприятии компании «Эвалар» в Бийске.
Платформа серверной виртуализации SpaceVM компании «ДАКОМ М» вошла в тройку лидеров ежегодного Рейтинга российских платформ виртуализации 2025, который подготовил аналитический отдел издания «Компьютерра».
Проведенные тесты подтверждают стабильную и эффективную работу совместного решения, что позволяет предлагать клиентам комплексные отечественные ИТ-продукты, соответствующие требованиям импортозамещения и информационной безопасности.
Работу станков, линий и технологических комплексов определяют проекты ПЛК, и любое несанкционированное изменение в их коде может привести не только к аварии и простоям, но и к угрозе безопасности людей.
Банк Уралсиб оценил результаты применения системы активной бизнес-аналитики Proceset, которая помогла повысить эффективность работы сотрудников с новым программным продуктом.
АО «Центр развития электронных торгов» (оператор ЭТП «Торги223») объявляет о завершении проекта по переносу инфраструктуры на облачную платформу Yandex Cloud.
Завод по производству автоклавного газобетона (входит в периметр ГК ФСК), расположенный на территории промышленно-строительного комплекса в Зеленограде, получил разрешение на ввод в эксплуатацию. Комплекс возводит ГК ФСК в рамках масштабного инвестиционного проекта (МаИП). По программе стимулирования создания мест приложения труда завод обеспечит более 100 высокотехнологичных рабочих мест.