Ю.Альтудов: КБГУ готовится к участию в программе “Приоритет 2030”
Выступая с докладом «О ключевых аспектах проекта программы развития КБГУ до 2030 года, а также возможности участия вуза в программе стратегического академического лидерства», врио ректора КБГУ Юрий Альтудов подчеркнул, что крупнейший вуз региона претендует на статус участника и получение базового гранта программы стратегического академического лидерства «Приоритет – 2030», которая запускается в 2021 году Минобрнауки России при софинансировании за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников, включая средства образовательных и научных организаций.
Соответствие критериям отбора
За последние годы контингент обучающихся в нашем университете значительно вырос и сейчас составляет около 17 тыс. человек, в том числе 1,7 тыс. иностранных студентов. До 18 тысяч человек увеличилось количество слушателей в системе дополнительного профессионального образования. Совокупный объем доходов составляет около 1,9 млрд. рублей, достаточно высок удельный вес доходов от научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
КБГУ отвечает входным критериям для участия в программе «Приоритет – 2030» и обладает потенциалом для получения статуса регионального научно-технологического и инновационного лидера. В качестве приоритета рассматривается прорывной сценарий развития университета.
Стратегические ориентиры программы и влияние на развитие региона
Стратегические ориентиры программы развития КБГУ соотнесены с приоритетами стратегии социально-экономического развития республики. Фокус сосредоточен на обеспечении трансфера новых технологий в экономику. Университет является драйвером экономического роста Кабардино-Балкарии, это проявляется в показателях, связанных с подготовкой кадров для новой экономики и долей вуза в валовом региональном продукте, которая, по экспертным оценкам, в 2020 году составила 1,1% (университет находится в топ-5 республиканских налогоплательщиков). Реализация программы позволит нарастить этот показатель качественно и количественно. С учетом предусмотренного стратегией развития КБР кардинального роста ВРП доля университета к 2024 году увеличится до 1,5%, а к 2030 году может вырасти до 2%. Доля создаваемого консорциума в ВРП в 2030 году может составить до 15%.
Представленная модель «университета будущего» соответствует амбициозным планам опережающего развития региона, анонсированным руководством республики.
На заседании Совета по вопросам высшего образования и науки при Главе КБР был принят ряд решений, в том числе о разработке стратегии развития региональной инновационной системы. Руководитель республики Казбек Коков подчеркнул, что органы власти должны участвовать в жизни вузов, в том числе федеральных, совместно с ними программировать дальнейшую деятельность и двигаться вперед, четко понимая, какие запросы возникают в экономике.
«Надо совместно вырабатывать политику, которая обеспечивала бы нас соответствующими кадрами, научными разработками, позволяющими достичь тех высоких целей, которые мы перед собой ставим», – сказал Глава КБР.
Цель программы развития КБГУ – сохранение и развитие человеческого капитала
Акцент в программе развития КБГУ сделан на обеспечение социально-экономического развития региона. Основные факторы, позволяющие обеспечить развитие человеческого капитала: широкое использование индивидуальных образовательных траекторий; проектно- и практикоориентированное обучение; непрерывное образование; междисциплинарные образовательные программы; усиление воспитательной работы; расширение международного сотрудничества и использование онлайн-курсов мировых ведущих вузов в образовательных программах; здоровьесберегающие технологии образования. В соответствии с программой развития вуза вклад в поддержку роста человеческого капитала существенно увеличится.
Показатель «Новые высокопроизводительные интересные для карьерного роста рабочие места, созданные выпускниками КБГУ» отражает один из ключевых результатов трансформации системы образования – уже на этапе обучения студенты создают собственные стартапы. В 2020 году их создано 20, в 2024 году мы планируем увеличить показатель до 50, в 2030 году – до 100. Каждый стартап дает экономике высокопроизводительные рабочие места, новую ячейку роста валового регионального продукта.
Развитие экспорта образования будет заключаться не только в увеличении количества иностранных студентов до 20%, но и в их социальной адаптации, трудоустройстве лучших из них в регионе. Мы также надеемся в 2021 году на международную аккредитацию образовательных программ (до 5% от общего количества).
Нам предстоит решить проблемы, связанные с завышением приема на маловостребованные профессии, а также с дефицитом в подготовке определенных специалистов, в том числе педагогических кадров; выработать гибкую систему, обеспечивающую непрерывное подстраивание под быстро меняющиеся запросы рынка труда и в целом изменить качество студента и выпускника вуза.
Отдельный вектор – трудоустройство выпускников и создание условий для удержания молодых специалистов в регионе. Ежегодно из республики выезжает от 50 до 55% выпускников школ для получения высшего образования и дальнейшего трудоустройства, что оказывает отрицательное влияние на возможность «перезапуска» региональной экономики.
Предпринимаются необходимые меры по установлению долгосрочных отношений с выпускниками и повышению их лояльности. Студент становится частью экосистемы и остается в ней после завершения учебы.
Особое место занимает привлечение успешных выпускников в качестве работодателей и организаторов стажировок и практик для студентов. Важной составной частью работы по данному направлению является формирование группы участников эндаумент-фонда.
Трансформация науки: навстречу региону и стране
Сохраняя и поддерживая существующие позиции в области естественных наук, КБГУ планирует ускоренными темпами развивать новые направления исследований в соответствии с современными научными приоритетами. В фокусе науки на глобальном и национальном уровнях сейчас находятся исследования в области генетики, экологии, медицины. Потребность в развитии этих направлений имеется и в нашей республике. Например, в Кабардино-Балкарии уникальная природная экосистема, и у нас большой накопленный экологический ущерб, поэтому в университете еще более интенсивно будут развиваться научные исследования и технологии, связанные с экологией.
В соответствии с требованиями программы «Приоритет – 2030» необходимо повысить публикационную активность, интенсифицировать процесс интеграция науки и образования.
Один из приоритетов трансформации научно-исследовательской деятельности – развитие исследований в области устойчивого развития, в том числе в сфере гуманитарных наук и сохранения окружающей среды. Имея статус геостратегической территории Российской Федерации, республика является идеальной площадкой для практического применения результатов таких исследований. С этой целью в университете создан Центр устойчивого развития.
Горные территории, особенно уязвимые перед негативными явлениями в экономике, экологии и социальной сфере, нуждаются в особом подходе к развитию. Реализация природоохранной политики требует обширного привлечения научно-образовательного потенциала региона. Оптимальный сценарий этой работы – создание системного интегратора на базе классического университета, действующего в едином контуре высшей школы, экономики и социальной сферы. Концепция программы развития КБГУ ориентирована на трансформацию в данную структуру.
Партнерство для развития: консорциумы нового типа
Трансформация вуза в «университет нового поколения» требует согласованных действий всех участников программы. Рекомендуемая форма интеграции с партнерами – создание консорциума, формирующего экосистему трансфера знаний и технологий.
Региональный консорциум, который объединяет КБГУ с Кабардино-Балкарским научным центром РАН, Высокогорным геофизическим институтом Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Институтом экологии горных территорий РАН, компанией ITV | AxxonSoft и другими организациями, будет развивать информационные и зеленые технологии, цифровизацию отраслей экономики, разработку и внедрение искусственного интеллекта.
Сотрудничество с Дизайн-центром рыночного прототипирования (г. Москва) позволит развить связи с предприятиями оборонно-промышленного комплекса и продолжить разработку цифрового двойника университета с дальнейшим внедрением разработанных технологий в проект «Цифровой двойник Нальчика».
Взаимодействуя с Институтом ядерных исследований РАН, КБГУ расширит участие в исследованиях в области нейтрино.
Результаты совместных разработок 9 институтов РАН и 5 индустриальных партнеров, в том числе из Швейцарии и Малайзии, позволят вывести генетические и медицинские исследования на новый уровень и внести вклад в развитие медицинского туризма в регионе.
Научная деятельность в области передовых материалов направлена на внедрение прикладных исследований университета, в качестве партнеров выступают корпорации Роскосмос, Росатом.
Сотрудничество с МГУ развивается в рамках консорциума «Вернадский».
Созданный в рамках взаимодействия с Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого «Зеркальный инжиниринговый центр» обеспечит не только выполнение совместных научных и образовательных проектов, но и включение КБГУ в реализацию программы научного центра мирового уровня «Передовые цифровые технологии» дорожной карты НТИ по направлению «Новые производственные технологии».
Культурно-образовательный центр «Эрмитаж – Кавказ» будет играть большую роль в реализации третьей миссии университета и станет культурным центром Юга России.
Студенты Колледжа агропромышленных технологий Алтайского государственного аграрного университета посетили Государственный архив Алтайского края в рамках праздничных мероприятий, посвященных его 259-летию.
По итогам 2024 года шесть студентов Хакасского госуниверситета удостоены премии губернатора. В числе лауреатов обучающиеся пяти институтов вуза: менеджмента, экономики и агротехнологий, инженерно-технологического, естественных наук и математики, истории и права, филологии и искусств.
Тольяттинский государственный университет (ТГУ) получил награду II Всероссийского форума руководителей финансово-экономических служб образовательных организаций высшего образования.
Участники студенческого научно-творческого объединения «PRO ДИЗАЙН» из Хакасского госуниверситета стали лауреатами Общенационального финала X всероссийского конкурса «Туристический сувенир». В финале участвовали авторы 787 конкурсных позиций из 60 регионов страны и Республики Беларусь.
Преподаватели кафедры гуманитарных дисциплин Алтайского государственного аграрного университета в 2024 году, объявленном Годом наставника и педагога, провели целый ряд мероприятий со студентами.
Ансамбль современного и народного танца «Шейк» ХГУ покорил сердца жюри на IV Всероссийском конкурсе хореографического искусства «PachkA». В нём приняли участие более 1000 танцоров из Хакасии и Красноярского края. Они представили экспертам 150 творческих постановок различных жанров.
В Хакасском государственном университете завершилась процедура выборов. Накануне в вузе на конференции работников и обучающихся определились с кандидатурой ректора. Руководить крупнейшим учебным заведением юга Сибири на ближайшие годы остаётся Татьяна Григорьевна Краснова.
Третьекурсницы инженерно-технологического института Диана Коновалова, Татьяна Опарина и Александра Павшок зарегистрировали право интеллектуальной собственности на промышленные образцы настольной игры и развивающей книжки-игрушки для детей дошкольного возраста.
Экспериментальному ресурсному центру инженерных технологий Хакасского госуниверситета исполнилось два года. Он создан с целью объединения всех ресурсов института для взаимодействия различных отраслей науки и техники. Сегодня это уникальная площадка, где студенты, преподаватели и молодые учёные могут решать практические инженерные задачи в реальных условиях, приближенных к производственным.
8-9 декабря в Минске состоялся IX Международный конкурс грумеров «Зимние встречи-Minsk Groom», в котором успешно выступила студентка Алтайского государственного аграрного университета Виталия Алишаускайте
Ректор ХГУ Татьяна Краснова и проректор по непрерывному образованию Марина Адамова приняли участие в совещании с Департаментом просвещения, высшего образования и науки Правительства Российской Федерации по вопросам готовности к проведению экзамена для иностранных граждан по русскому языку.