На юбилее Абакана студенты ХГУ выступили с проектами по усовершенствованию города
Как создать комфортную и безопасную среду для жизни в столице республики, расширить возможности для самореализации и развития талантов и сформировать экономику будущего – по таким направлениям студенты ХГУ представили проекты на форуме, посвященном юбилею столицы «Абакан в потоке времени». Он состоялся в ГЦК «Победа». Его организаторами выступили администрация города и Хакасский госуниверситет. В студенческих инновационных проектах предложены разные идеи. Обучающиеся вуза разработали проект городской туриады для тренировки навыков ориентирования в Абакане, мобильного приложения для обучения шахматам на русском и хакасском языках. Также студенты предложили внедрить в медучреждения города, созданные в университете и запатентованные технологии диагностики атеросклероза, организовать курсы по виртуальным 3Д-экскурсииям и занятия в любительском театре для коррекции застенчивости у подростков с заиканием. Свои разработки представили и будущие IT-специалисты. Он и рассказали о робастом управлении беспилотным летательным аппаратом, а также интеллектуальных системах прогнозирования и максимизации выработки электроэнергии массивом солнечных панелей, которые позволят повысить на 20% коэффициент полезного действия Абаканской солнечной электростанции. Также среди идей, которые студенты предлагают воплотить в жизнь – проект социального предпринимательства «Вкус детства. Добрый чай», где планируется к сбору и созданию травяных чаев для собственного использования привлекать пенсионеров, семьи имеющие детей с ОВЗ, инвалидов и др. А еще ребята представили возможности использования проектных технологий в геокультурном брендинге Абакана как центра историко-культурного туризма для Хакасско-Минусинского кластера Енисейской Сибири и тренажер, имитирующий новообразования кожи и подкожной клетчатки, который можно применять для отработки навыков тонкоигольной биопсии в учебных заведениях и клиниках ветеринарного профиля Абакана. На форуме выступили не только начинающие исследователи. В пленарной части встречи вуз представила директор инженерно-технологического института ХГУ Наталия Эклер. Она рассказала об истории строительства Абакана: – Историческое формирование города и последующее развитие было связано с его географическим положением. К моменту административного образования Абакана в границах его сегодняшней городской черты было несколько основных поселений: село Усть-Абаканское, железнодорожная станция Абакан, посёлки Нижняя и Верхняя Согра, деревни Красный Абакан, Абаканец, улусы Аткнин и Окунев. В дальнейшем, все эти поселения вошли в состав республиканской столицы, но в разное время. Вопрос о преобразовании села Абаканское поднимался с 20-х годов XX века, но решение было принято в 1931 году и официально статус городского поселения приобрело в это же время. Городу предлагалось несколько названий: Усть-Абаканск, Хакасск, Абаканск, Ахбан, Абакан. Также с докладом, посвящённым истории Абакана, выступил директор научно-исследовательского института археологии и этнографии вуза Леонид Ерёмин. Преподаватели и студенты вуза подарили участникам форума и творческие номера. В концертной программе участвовали джазовый и камерный оркестры музыкального колледжа института искусств, а также творческие объединения институтов ХГУ. Кроме того, университетское сообщество подготовило фотовыставку, посвященную любимому городу. Отметим, что студенты вуза выступили в этот день волонтёрами.
Важную роль в становлении будущих историков играет практическая подготовка. Одним из этапов становится прохождение летней двухнедельной учебной практики. В этом году одной из баз её проведения для студентов института истории и права ХГУ стал Национальный музей Республики Хакасия.
В Хакасском госуниверситете продолжается «Приёмная кампания–2025». Сегодня в приёмную комиссию вуза поступило на все формы обучения, на программы высшего и среднего профессионального образования уже более 7000 заявлений. Это больше, чем за аналогичный период прошлого года.
На Факультете природообустройства Алтайского государственного аграрного университета состоялась защита выпускных квалификационных работ по направлению подготовки «Гидромелиорация».
Участники студенческого научно-творческого объединения «PRO Дизайн» из инженерно-технологического института Хакасского госуниверситета разработали проект эксклюзивных авторских жилетов и платьев для школьников, выполненный под руководством кандидата педагогических наук Анастасии Белоусовой.
Студенты инженерно-технологического института Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова Сергей Лаптев и Илья Шиганов блестяще защитили выпускные квалификационные работы в рамках программы «Стартап как диплом».
Исследователи института естественных наук и математики ХГУ изучили содержание свинца в листьях тополей и вязов на трёх площадках города Абакана. Согласно нормативным документам, регламентирующим содержание тяжелых металлов в окружающей среде, свинец относится к первому классу опасности.
10 июля в Калужской области завершилось обучение пятого потока «Школы фермера», организованное Калужским региональным филиалом Россельхозбанка совместно с министерством сельского хозяйства Калужской области на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Калужский институт дополнительного профессионального обучения в сфере АПК».
Выпускники школ Алтайского края, в которых действуют агротехнологические классы, активно подают документы в приемную комиссию Алтайского государственного аграрного университета
В институте филологии и искусств ХГУ реализуют инновационный проект «УЛУҒ СӦС», главная цель которого популяризация, изучение, сохранение и развитие хакасского языка и культуры с помощью хакасских пословиц в формате видеоклипов.
Молодые ученые факультета «Информационные технологии» МГППУ разработали уникальный тренажер для оценки и формирования навыков командной работы у операторов БПЛА.
Анастасия Парасюк и Алина Чухрова из инженерно-технологического института ХГУ стали серебряными призёрами республиканского конкурса «Научный потенциал Хакасии – 2030». Их разработка посвящена проектированию детского сувенирного набора с элементами национального культурного наследия региона. Руководитель проекта – доцент кафедры цифровых технологий и дизайна Анастасия Белоусова.