Пресс-релизы // » Добавить пресс-релиз

Как обеспечить приватность в сети: цифровая грамотность пользователей или грамотная разработка сервисов?

Ежегодно 28 января, начиная с 2007 года, отмечается Международный день защиты персональных данных (Data Protection Day). Этот праздник учредил Совет Европы, чтобы пользователи сети не забывали о соблюдении правил поведения в интернете, которые помогают обезопасить их данные.

Начало этого года и прошлый, принесли много новостей об утечке персональных данных из коммерческих компаний и государственного сектора. Так, весной 2021 года на одном из хакерских форумов была опубликована база конфиденциальной информации 533 млн пользователей Facebook, которая содержала: даты рождения, электронные адреса, сведения о местах жительства. По словам представителей компании, эту базу злоумышленники собрали в результате эксплуатации уязвимости, которую специалистам сети удалось закрыть в 2019 году.

Такие утечки персональных данных — не редкость. Автор доклада «Этика и “цифра”: от проблем к решениям», руководитель направления исследований и аналитики Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС Екатерина Потапова считает, что проблемы возникают на всех этапах работы с данными.

«На этапе сбора информации имеет место избыточность — данные собирают «с запасом», даже те, которые не требуются для достижения заявленной̆ цели. Кроме того, встречается излишняя инвазивность (вторжение в частную жизнь) и сбор данных без уведомления субъекта; обогащение (совмещение разных баз, в результате чего формируется более полный̆ профиль пользователя с его личными предпочтениями, интересами, контактными и иными данными). На этапе хранения и обработки возможны нецелевое использование данных, утечки и кражи. Если данные утекли или были украдены, возникают разнообразные риски их противоправного использования —мошенничества, злоупотреблений, причем такое использование может нанести особенно серьёзный̆ вред в случае обогащенных данных. Отдельно следует отметить непредсказуемость дальнейшего использования данных: субъект данных в момент сбора не знает, что с ними будет происходить в долгосрочной̆ перспективе».

Утечка данных о пользователях сервиса или просто учтенных в информационной системе компании — одна из самых распространенных угроз, связанных с цифровыми технологиями. В России любые данные граждан могут оказаться в сети или на «черном рынке», где продаются и базы данных госорганов, и базы коммерческих организаций. Особенно часто данные утекают (или их воруют) при использовании мессенджеров и при удалённой работе, когда привычные требования безопасности ослабевают.

За технологиями не успевают не только системы безопасности, но и нормативная база. Иногда даже полного соблюдения законодательных требований может быть недостаточно. Утечки случаются во всех странах мира, от них никто не застрахован. Чаще всего причинами утечек становятся: ошибки в законодательстве; недостаточно продуманная работа регулирующих и контролирующих органов; ошибки разработчиков баз данных (например, неправильно настроенные серверы); действия недобросовестных сотрудников, которые копируют данные для последующей продажи.

Как же защитить персональные данные?

Чтобы предотвратить утечку персональных данных, уже на этапе разработки важно соблюдать этические принципы. Весной 2021 года Центр провел опрос об этической стороне цифровых технологий с участием около 300 разработчиков и заказчиков цифровых сервисов в госуправлении. Почти 78% респондентов отметили, что при внедрении цифровых технологий наибольшее внимание этике стоит уделять именно в сфере защиты персональных данных.

Необходимость обеспечения приватности потребовала мультидисциплинарного подхода к защите персональных данных при их обработке в информационных системах. Воплощением этого подхода стала концепция PbDD: Privacy by Design и Privacy by Default, в которой описаны принципы управления персональными данными. Хранить и обрабатывать их будет проще, быстрее и безопаснее, если собирать минимум необходимых данных и ограничивать доступ к ним, заранее продумывать процедуры обработки и учитывать их на этапе проектирования. Соблюдать концепцию PbDD для оператора данных означает защищать данные пользователей̆ и их право на неприкосновенность частной̆ жизни (приватность) в качестве настройки по умолчанию, отмечают авторы доклада «Этика и “цифра”: от проблем к решениям».

Но даже несмотря на совершенствование законов об информационной безопасности, внедрение этических принципов, импортозамещение иностранного ПО и оборудования утечки случаются. Дело в том, что сохранность данных во многом зависит и от самих пользователей. Поэтому очень важно повышать цифровую грамотность населения, ведь соблюдение элементарных правил цифровой гигиены поможет защитить данные от киберпреступников.

Развитие цифровой грамотности населения — одна из ключевых задач федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», который поддерживается Центром подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС. Уже более 280 000 человек прошли бесплатное обучение на открытых онлайн-курсах Центра. Это современные, дружественные для пользователей и регулярно обновляемые программы, которые дают структурированную информацию в формате микрообучения, в том числе помогают получить необходимые в повседневной жизни цифровые навыки, узнать о современных возможностях и угрозах цифровой среды, научиться соблюдать цифровую гигиену и обезопасить личные данные.

Контактное лицо: Мария
Компания: Центр подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС
Добавлен: 17:20, 31.01.2022 Количество просмотров: 410
Страна: Россия


ТОП-10 лучших программ для автоматизации кафе, ресторанов и баров 2024 - обзор CRM систем, Пресс-служба, 23:28, 28.03.2024, Россия136
24 марта 2024 года специалисты компании Рosbazar подготовили и на правах рекламы публикуют обзор своего программного продукта.


Долинск Банк реализовал доставку банковских продуктов с решением: Dynamika Мобильное рабочее место, Dynamika, 23:30, 28.03.2024, Россия127
Долинск Банк внедрил решение Dynamika Мобильное рабочее место. Это позволяет повысить качество обслуживания за счет возможности дистанционно идентифицировать клиента и собирать документы во время доставки банковских продуктов.


Кейс ЕДИНОГО ЦУПИС и разработчика «Флант» вошел в число номинантов конкурса «Проект года» Global CIO, НКО Мобильная карта ЕДИНЫЙ ЦУПИС, 23:24, 28.03.2024, Россия135
Кейс российского разработчика «Флант» и ЕДИНОГО ЦУПИС по оркестрации контейнеризированных приложений с помощью Kubernetes-платформы Deckhouse вошел в число номинантов конкурса «Проект года» Global CIO.


«‎Альтернатива коммуника­ционным платформам Microsoft и Google: CommuniGate Pro»‎, ООО НУБЕС, 23:09, 28.03.2024, Россия134
Вебинар будет полезен руководителям и специалистам ИТ-подразделений, системным администраторам.


Faberlic при поддержке Neoflex внедрил сервис автоматического оповещения клиентов, Neoflex, 23:08, 28.03.2024, Россия140
Компания Faberlic, одна из крупнейших парфюмерно-косметических компаний в России, внедрила сервис автоматического оповещения клиентов об осуществляемых операциях с товарами и заказами по таким каналам, как sms, push, e-mail. Новая система позволит сократить операционные расходы на отправку уведомлений на 20 %. Технологическим партнером проекта выступила компания Neoflex.


Эксперты SIMETRA обосновали оптимальный вариант строительства трассы Джубга-Сочи, Simetra, 23:02, 28.03.2024, Россия130
Группа компаний SIMETRA, центр компетенций в области моделирования транспортных потоков и транспортного планирования, подготовила обоснование маршрутов для проекта строительства трассы Джубга-Сочи, которая разгрузит существующую федеральную дорогу А-147


Вышла в свет книга Ольги Васильевой «Цифровая трансформация бизнеса. Практические советы для собственников и топ-менеджеров», Группа компаний "Формула", 23:01, 28.03.2024, Россия142
Генеральный директор и основательница группы компаний «Формула» Ольга Васильева выпустила книгу «Цифровая трансформация бизнеса. Практические советы для собственников и топ-менеджеров», в которой поделилась своим 25-летним опытом работы в ИТ-сфере и обобщила рекомендации многих известных руководителей российских организаций по теме цифровизации.


«Аэродиск» запускает новую линейку СХД ENGINE AQ на платформе «Аквариуса», Аэродиск, 23:01, 28.03.2024, Россия120
Компания «Аэродиск», ведущий российский разработчик и производитель решений в области систем хранения данных и виртуализации, объявляет о запуске новой линейки СХД под названием ENGINE AQ. Линейка будет реализована на базе аппаратной платформы компании «Аквариус».


В платформе In.Plan появился модуль «Control tower», Axenix, 22:59, 28.03.2024, Россия53
Консалтинговая компания Axenix расширяет функциональность платформы In.Plan и представляет новый модуль «Control tower». Разработка позволит компании запустить комплексную услугу по построению системы управления эффективностью на основе аналитических дашбордов.


Компания Hopper IT в два раза ускорила подписание кадровых документов с помощью HRlink, HRlink, 22:55, 28.03.2024, Россия56
Российская технологическая компания Hopper IT перевела кадровый документооборот в электронный формат с помощью платформы HRlink. За счет сервиса время подписания кадровых документов сократилось в два раза, а также полностью решен вопрос со своевременным оформлением заявлений и приказов в HR-направлении.


«МОСМЕК Недвижимость» переводит закупки на B2B-Center, B2B-Center, 22:55, 28.03.2024, Россия57
Производственно-складской комплекс «МОСМЕК», расположенный в Московской области, перевел закупки на электронную торговую площадку B2B-Center.


С максимальным доходом: «Выберу.ру» подготовил рейтинг лучших вкладов на полгода в марте 2024 года, Финансовый маркетплейс "Выберу.ру", 22:54, 28.03.2024, Россия52
«Выберу.ру» составил рейтинг банков с максимально доходными для вкладчиков депозитами в рублях благодаря размещению денег на срок 6 месяцев.


Сервисы «Телфин» обеспечивают преобразование речи в текстовое сообщение для автоматической постановки задач сотрудникам, Телфин, 22:52, 28.03.2024, Россия59
Российский провайдер коммуникационных сервисов «Телфин» повышает качество обслуживания клиентов российского представительства компании Azerty и автоматизирует создание задач для сотрудников компании.


ЕДИНЫЙ ЦУПИС расширил возможности Кошелька ЦУПИС по переводам через СБП, НКО Мобильная карта ЕДИНЫЙ ЦУПИС, 22:48, 28.03.2024, Россия62
ЕДИНЫЙ ЦУПИС расширил возможности своего электронного кошелька по переводам через Систему быстрых платежей (СБП): клиентам стало доступно пополнение баланса Кошелька ЦУПИС со счетов в других банках-участниках СБП непосредственно в приложении «Кошелек ЦУПИС».


«1С-Рарус» построил сквозной процесс продаж в бизнес‑подразделении ГК «ССТ», 1С-Рарус, 22:42, 28.03.2024, Россия51
Завершен проект создания единой системы взаимодействия с клиентами в компании «ИВС» (входит в Группу компаний «ССТ»). С помощью «1С:CRM. Модуль для 1C:ERP», встроенного в систему управления предприятием, регламентированы бизнес-процессы продаж. На 25% ускорена обработка заказов.


  © 2003-2024 inthepress.ru