Как сделать самолеты более экологичными – знают в ЛЭТИ
Для запуска и управления самолетами требуются тысячи литров топлива, которое в результате сгорания оставляет за собой углеродный след и наносит серьезный вред экологии. В связи с этим, большую актуальность приобретают исследования в сфере повышения энергоэффективности летательных аппаратов, а именно переход на электроэнергию. В рамках перехода к «более электрическому самолету» и «полностью электрическому самолету» ученые кафедры систем автоматического управления (САУ) СПбГЭТУ «ЛЭТИ» разработали специальную программу, которая позволит повысить энергоэффективность исполнительных механизмов рулевых систем авиационного транспорта. Программа является частью алгоритмического обеспечения интеллектуально-адаптивных регуляторов сервоприводов электромеханических рулевых систем самолетов. Они обеспечивают стабильность работы этих приводов при изменении внешних воздействий, вызванных сменой аэродинамических сил. «Программа предназначена для снижения управляющих сигналов и напряжений на зажимах электродвигателя в области близкой к номинальным значениям нагрузки, для уменьшения просадки скорости при воздействии внешних моментов, уменьшения перерегулирования и улучшения динамических процессов по скорости». – Старший преподаватель кафедры САУ СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Андрей Николаевич Лукичёв Разработанный учеными модуль внедряется в систему органов управления рулевыми системами и позволяет достичь энергоэффективности за счет оптимизации токов и напряжений, приводящих в действие привод. «Во время запуска приводов затратные процессы, такие как большее потребление энергии и топлива, неизбежны в силу необходимости достижения противоречивых явлений – быстродействия и качества (отсутствия лишнего) движения. За счет формирования управления, которое реализует наша программа, происходит исключение перерегулирований, лишних в движении, которые приводят к дополнительным потерям, т.е. происходит движение по заданной траектории». – объясняет профессор кафедры САУ СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Владимир Евгеньевич Кузнецов. Модуль работает следующим образом: оператор вводит параметры электродвигателя, который приводит в действие рулевые системы и настраивает параметры адаптивного регулятора, после чего запускается алгоритм по решению уравнений и, следовательно, запуск самой программы. По словам разработчиков, в мире может существовать множество аналогов, которые будут отличаться определенными особенностями, но уникальность программы ученых из ЛЭТИ подтверждена свидетельством о регистрации (№2020610307). В настоящее время учеными ведутся работы по более глубокому внедрению методов адаптивного управления, учитывающих влияние сил трения и упругости конструкции при противодействующей и помогающей нагрузке, создается прототип электромеханического рулевого привода. С начала 2022 года исследования получили поддержку Российского Научного Фонда – «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами» на тему «Алгоритмы управления электромеханическими комплексами рулевых систем с синхронными приводами».
В институте филологии и искусств ХГУ им. Н.Ф. Катанова состоялась защита первых выпускных квалификационных работ по новому направлению обучения «Филология», профиль: «Медиатекст и связи с общественностью».
В Передовой инженерной школе «Гибридные и комбинированные технологии» Тольяттинского госуниверситета начат приём абитуриентов на четыре новых профиля подготовки.
В Передовой инженерной школе «Гибридные и комбинированные технологии» Тольяттинского госуниверситета начат приём абитуриентов на четыре новых профиля подготовки.
В Передовой инженерной школе «Гибридные и комбинированные технологии» Тольяттинского госуниверситета начат приём абитуриентов на четыре новых профиля подготовки.
Хакасский госуниверситет одержал победу в конкурсе грантов для образовательных организаций высшего образования от Росмолодёжи. По итогам конкурса Росмолодёжь.Гранты победителями стали 89 вузов России, в числе которых ХГУ. Благодаря победе в течение двух лет в вузе будет реализовано шесть проектов на сумму почти 15 миллионов рублей.
В Новосибирской области завершился шестой поток образовательной программы «Школа фермера», реализуемой Россельхозбанком совместно с Министерством сельского хозяйства Новосибирской области и Новосибирским ГАУ. В этом году 37 участников прошли интенсивное обучение по направлению «Масличные культуры» и получили дипломы государственного образца.
Более двух тысяч из них на программы высшего образования, остальные поданы в три колледжа Хакасского госуниверситета. В новом учебном году ХГУ предоставляет 1407 бюджетных мест по всем формам обучения, направлениям и специальностям.
МГТУ ГА и АО «Сирена-Трэвел» приступили к совместной работе по формированию практических компетенций у студентов, обучающихся по специальности «Технология транспортных процессов».
Будущий педагог-психолог, студентка института непрерывного педагогического образования Хакасского госуниверситета Анна Полева стала победителем всероссийского конкурса научно-исследовательских работ «Молодой учёный-2025».
Профессия эколога не только благородная, популярная, но и очень интересная. В этом смогли убедиться будущие экологи во время полевой практики по ботанике.
До 3 июля 2025 г. в Алтайском государственном аграрном университете проходит прием заявок на участие в Региональном конкурсе среди обучающихся общеобразовательных учреждений на темы, связанные с производством и потреблением органической продукции.
Один из лидеров в проектной работе Хакасского госуниверситета – инженерно-технологический институт. Работы студенток Анастасии Павшок, Дианы Коноваловой и Татьяны Опариной приняты для участия во всероссийском конкурсе «Студенческий стартап».
В День молодежи директор Департамента информации и печати, официальный представитель Министерства иностранных дел Российской Федерации Мария Захарова приняла участие в просветительской программе Общества «Знание».