Как сделать самолеты более экологичными – знают в ЛЭТИ
Для запуска и управления самолетами требуются тысячи литров топлива, которое в результате сгорания оставляет за собой углеродный след и наносит серьезный вред экологии. В связи с этим, большую актуальность приобретают исследования в сфере повышения энергоэффективности летательных аппаратов, а именно переход на электроэнергию. В рамках перехода к «более электрическому самолету» и «полностью электрическому самолету» ученые кафедры систем автоматического управления (САУ) СПбГЭТУ «ЛЭТИ» разработали специальную программу, которая позволит повысить энергоэффективность исполнительных механизмов рулевых систем авиационного транспорта. Программа является частью алгоритмического обеспечения интеллектуально-адаптивных регуляторов сервоприводов электромеханических рулевых систем самолетов. Они обеспечивают стабильность работы этих приводов при изменении внешних воздействий, вызванных сменой аэродинамических сил. «Программа предназначена для снижения управляющих сигналов и напряжений на зажимах электродвигателя в области близкой к номинальным значениям нагрузки, для уменьшения просадки скорости при воздействии внешних моментов, уменьшения перерегулирования и улучшения динамических процессов по скорости». – Старший преподаватель кафедры САУ СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Андрей Николаевич Лукичёв Разработанный учеными модуль внедряется в систему органов управления рулевыми системами и позволяет достичь энергоэффективности за счет оптимизации токов и напряжений, приводящих в действие привод. «Во время запуска приводов затратные процессы, такие как большее потребление энергии и топлива, неизбежны в силу необходимости достижения противоречивых явлений – быстродействия и качества (отсутствия лишнего) движения. За счет формирования управления, которое реализует наша программа, происходит исключение перерегулирований, лишних в движении, которые приводят к дополнительным потерям, т.е. происходит движение по заданной траектории». – объясняет профессор кафедры САУ СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Владимир Евгеньевич Кузнецов. Модуль работает следующим образом: оператор вводит параметры электродвигателя, который приводит в действие рулевые системы и настраивает параметры адаптивного регулятора, после чего запускается алгоритм по решению уравнений и, следовательно, запуск самой программы. По словам разработчиков, в мире может существовать множество аналогов, которые будут отличаться определенными особенностями, но уникальность программы ученых из ЛЭТИ подтверждена свидетельством о регистрации (№2020610307). В настоящее время учеными ведутся работы по более глубокому внедрению методов адаптивного управления, учитывающих влияние сил трения и упругости конструкции при противодействующей и помогающей нагрузке, создается прототип электромеханического рулевого привода. С начала 2022 года исследования получили поддержку Российского Научного Фонда – «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами» на тему «Алгоритмы управления электромеханическими комплексами рулевых систем с синхронными приводами».
Студенты Колледжа агропромышленных технологий Алтайского государственного аграрного университета посетили Государственный архив Алтайского края в рамках праздничных мероприятий, посвященных его 259-летию.
По итогам 2024 года шесть студентов Хакасского госуниверситета удостоены премии губернатора. В числе лауреатов обучающиеся пяти институтов вуза: менеджмента, экономики и агротехнологий, инженерно-технологического, естественных наук и математики, истории и права, филологии и искусств.
Тольяттинский государственный университет (ТГУ) получил награду II Всероссийского форума руководителей финансово-экономических служб образовательных организаций высшего образования.
Участники студенческого научно-творческого объединения «PRO ДИЗАЙН» из Хакасского госуниверситета стали лауреатами Общенационального финала X всероссийского конкурса «Туристический сувенир». В финале участвовали авторы 787 конкурсных позиций из 60 регионов страны и Республики Беларусь.
Преподаватели кафедры гуманитарных дисциплин Алтайского государственного аграрного университета в 2024 году, объявленном Годом наставника и педагога, провели целый ряд мероприятий со студентами.
Ансамбль современного и народного танца «Шейк» ХГУ покорил сердца жюри на IV Всероссийском конкурсе хореографического искусства «PachkA». В нём приняли участие более 1000 танцоров из Хакасии и Красноярского края. Они представили экспертам 150 творческих постановок различных жанров.
В Хакасском государственном университете завершилась процедура выборов. Накануне в вузе на конференции работников и обучающихся определились с кандидатурой ректора. Руководить крупнейшим учебным заведением юга Сибири на ближайшие годы остаётся Татьяна Григорьевна Краснова.
Третьекурсницы инженерно-технологического института Диана Коновалова, Татьяна Опарина и Александра Павшок зарегистрировали право интеллектуальной собственности на промышленные образцы настольной игры и развивающей книжки-игрушки для детей дошкольного возраста.
Экспериментальному ресурсному центру инженерных технологий Хакасского госуниверситета исполнилось два года. Он создан с целью объединения всех ресурсов института для взаимодействия различных отраслей науки и техники. Сегодня это уникальная площадка, где студенты, преподаватели и молодые учёные могут решать практические инженерные задачи в реальных условиях, приближенных к производственным.
8-9 декабря в Минске состоялся IX Международный конкурс грумеров «Зимние встречи-Minsk Groom», в котором успешно выступила студентка Алтайского государственного аграрного университета Виталия Алишаускайте
Ректор ХГУ Татьяна Краснова и проректор по непрерывному образованию Марина Адамова приняли участие в совещании с Департаментом просвещения, высшего образования и науки Правительства Российской Федерации по вопросам готовности к проведению экзамена для иностранных граждан по русскому языку.