Ректор АлтГУ Сергей Бочаров: «Переход на новую систему высшего образования не вызовет сложностей для тех, кто сейчас учится в вузах»
19 апреля в Москве прошло заседание Совета Российского Союза ректоров с участием министра науки и высшего образования РФ Валерия Николаевича Фалькова. На совещании представители высшей школы обсудили намечающиеся изменения в системе высшего образования России. В работе совещания принял участие ректор АлтГУ Сергей Бочаров.
Напомним, Алтайский государственный университет единственный вуз региона — участник федерального проекта академического лидерства «Приоритет 2030». Сергей Бочаров, рассказывая об итогах заседания, отметил:
— Заседание было посвящено обсуждению подходов к формированию новой системы российского образования. Помимо представителей университетов на совещании присутствовали помощник президента РФ Андрей Фурсенко, председатель комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, председатель комитета Госдумы РФ по науке и высшему образованию Сергей Кабышев и другие.
Открывая заседание, президент Российского союза ректоров, ректор МГУ имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий подчеркнул, что развитие образования всегда занимает важное место в государственной повестке, что очень четко обозначил в послании Федеральному Собранию президент России Владимир Путин 21 февраля. Там же был обозначен вектор на изменения в высшей школе. В контексте данного поручения Российский Союз ректоров на своей площадке инициировал общественную дискуссию с вовлечением университетов и всех членов профессионального сообщества.
Основные содержательные изменения и подходы к формированию системы высшего образования были обозначены главой Минобрнауки России Валерием Фальковым. Выступая, министр оговорился, что на текущем этапе предложения еще не нашли воплощения в нормативных актах и могут быть в той или иной части видоизменены и дополнены.
Новая система будет трехуровневой:
базовое высшее образование 4-6 лет (сейчас это бакалавриат и специалитет); специализированное высшее образование для углубленной профессиональной подготовки 1–2 года (соответствует уровню магистратуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки); аспирантура, в которую будут иметь право поступить те, кто отучился на базовом высшем не менее 5 лет, а также те кто закончил высшее специализированное. Сроки реализации планируется сделать дифференцированными, поскольку, по словам министра, одна и та же программа, но для разных работодателей может быть реализована в разные сроки в зависимости от потребностей экономики, социальной сферы и вида профессиональной деятельности (научно-исследовательская, проектная и т. д.).
Также планируется преемственность уровней: на специализированное высшее образование смогут поступить только те, кто имеет базовое высшее образование. И большая роль будет отведена вступительным экзаменам. Предполагается, что специализированное образование будет полностью бесплатным. При этом возрастет уровень требований к университетам с точки зрения обеспеченности квалифицированными научно-педагогическими кадрами, исследовательской инфраструктурой.
Планируется выстроить институциональную среду таким образом, чтобы человек имел возможность работать без специализированного высшего образования (в том числе изменив требования профстандартов). Чтобы будущим работодателям было проще ориентироваться в уровнях, документы об образовании будут унифицированы. Из дипломов будет понятно, сколько лет выпускник отучился и какими компетенциями при этом овладел. Будет переработан перечень направлений и специальностей. Их наименование нужно привести в соответствие с развитием науки и техники и при этом обеспечить баланс между укрупнением и дроблением с учетом рынка труда.
Глава Минобрнауки России обратил внимание, что все озвученные им предложения должны стать приглашением к диалогу всех заинтересованных лиц. И фактически все присутствующие на заседании отметили необходимость подобных изменений и их соответствие запросам со стороны общества.
Фактически во всех выступлениях звучала мысль, что сейчас имеется уникальный исторический шанс выстроить эффективную систему с исправленными недостатками, присущими действующей системе.
― От себя отмечу: хотелось бы успокоить всех тех, кто сегодня получает высшее образование: никаких дополнительных сложностей и барьеров этот переход не вызовет, ― подчеркнул ректор АлтГУ. ― Он будет касаться только тех, кто поступит в университет на обучение в рамках новых федеральных государственных стандартов, которые в настоящий момент только разрабатываются.
Корпоративная программа повышения управленческих компетенций People Management ЕДИНОГО ЦУПИС стала победителем в номинации «Прорыв года» премии «Эффективное образование». Награда является отражением вклада компании в образовательный процесс персонала.
Будущие агрономы из института менеджмента, экономики и агротехнологий, а также сельскохозяйственного колледжа ХГУ на один день стали дегустаторами овощей, которые используются в повседневном рационе. Вкусные занятия прошли на форуме-выставке достижений обучающихся.
Правительство Хакасии поддерживает исследовательскую деятельность учёных ХГУ им. Н.Ф. Катанова с помощью региональных мер. С 2018 по 2023 годы общее финансирование на эти цели из республиканского бюджета увеличилось в несколько раз, а грантовая поддержка проектов возросла в 21 раз.
Нейрохирурги Института Вельтищева Пироговского Университета ввели в практику метод помощи детям с детским церебральным параличом и генетическими патологиями мозга.
rid: 2SDnjcKARhk
Курс для желающих обучиться профессии кадровика с нуля и для специалистов по кадрам и управлению персоналом с опытом работы стартует 21 января в Торгово-промышленной палате Республики Коми.
Алина Сагалакова из института естественных наук и математики Хакасского госуниверситета заняла третье место в весовой категории до 50 кг на всероссийском турнире по спортивной борьбе (спортивная дисциплина – вольная борьба) памяти Героя труда Российской Федерации, заслуженного тренера СССР Д.Г. Миндиашвили.
Контекст: в Госдуме поддерживают предложение Минобрнауки об отказе от бакалавриата, переходе на базовое и специализированное высшее образование с 1 сентября 2026 года.
Титр: Ольга Юрьевна Милушкина, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН, проректор по учебной работе Пироговского Университета
В Тольяттинском государственном университете (ТГУ) для студентов-инженеров завершился первый семестр обучения по новой дисциплине – «Инженерная подготовка».
Яна Гофф из института менеджмента, экономики и агротехнологий Хакасского госуниверситета вошла в число лучших региональных амбассадоров масштабного федерального проекта «Таврида.АРТ» в Москве.
Хакасский госуниверситет вошёл в состав учебно-педагогического округа Енисейской Сибири. Между вузами подписано соглашение о сотрудничстве. Оно открывает новые горизонты для эффективного взаимодействия по направлению подготовки «Педагогическое образование».
За выдающийся вклад в подготовку и проведение Всемирного фестиваля молодёжи-2024 студентка инженерно-технологического института Хакасского госуниверситета Анастасия Парасюк удостоена памятной медали Президента Российской Федерации Владимира Путина.
Главная цель конкурса — поддержать талантливых молодых ученых и специалистов в сфере охраны здоровья. Инициатива помогает не только мотивировать участников к разработке инновационных проектов, но и оказывать помощь в дальнейшей реализации идей.
Лечение двигательных нарушений — одно из ключевых направлений работы Института Вельтищева. С 2021 года в отделении нейрохирургии проводится селективная дорсальная ризотомия — операция, устраняющая спастичность в ногах. Увеличение количества пациентов с двигательными нарушениями подтолкнуло к освоению новых нейрохирургических практик для комплексного лечения.
Команда проекта «LeukoCheck» из числа студентов-медиков Хакасского госуниверситета стала победителем акселератора ТГУ в финальном треке «Агробиотехнологии». Начинающие учёные разрабатывают биомедицинскую технологию для прогнозирования риска сердечно-сосудистых заболеваний и их осложнений. В основе технологии – анализ баз данных с помощью нейросети.