Военная летопись АО «ПО «УОМЗ»: десятки видов вооружений, затворы для легендарной «Катюши» и приемники для пулемета «Максим».
Предприятия «Швабе» в большинстве своем имеют давнюю историю и славное прошлое. Многие из них в годы Великой отечественной войны внесли особый вклад в Победу над фашистской Германией. Холдинг продолжает цикл публикаций, посвященных 70-летию Великой Победы. В этом материале речь пойдет об Уральском оптико-механическом заводе имени Э.С. Яламова. В годы войны его сотрудники поставляли на фронт десятки видов вооружений, в том числе для легендарной «Катюши» и пулемета «Максим».
До Великой отечественной войны нынешний АО «ПО «Уральский оптико-механический завод» имени Э.С. Яламова» имел московскую прописку. Больше того, именно он ведет историю от той самой фирмы «Ф. Швабе», созданной в середине 19-го века в Москве ее основателем – Федором Швабе. Перед войной предприятие именовалось «заводом №217» и работало на оборону страны.
22 июня, узнав о трагедии, заводчане все как один встали к станкам. Мужчины рвались на фронт, и уже на следующий день был подписан указ на первых добровольцев. Отток людей на фронт продолжался, но не менее важной была работа в тылу. Не дожидаясь указов, заводчане попросили установить себе 12-часовой рабочий день. От оплаты сверхурочных отказывались - вносили эти деньги во Всесоюзный фонд обороны. После трудовых смен строили бомбоубежище, дежурили на крышах заводских зданий и соседских домов, помогали в подшефном госпитале.
На тот момент это был единственный в стране завод по выпуску бомбардировочных прицелов, артиллерийских буссолей (специальных компасов) и топогеодезических приборов. Поэтому в октябре 1941 года, когда немецкие войска подходили к столице, было принято решение об эвакуации завода в Свердловск (сейчас – г. Екатеринбург).
«…в то время особое внимание уделялось разработке новых авиационных прицелов: уже в феврале 1942 года их создали три вида, год спустя – еще четыре. Тогда же небольшой группой был разработан первый отечественный автосинхронный прицел для нового бомбардировщика стратегической авиации Ту-2», - написал в мемуарах главный конструктор предприятия с 1964 по 1985 год, Герой Социалистического Труда Михаил Хориков.
Тогда же были созданы авторские прицелы для торпедометания, для самого популярного фронтового самолета По-2 (У-2), для бомбометания с пикирования. Все эти изобретения отличала оригинальность технической мысли - на мировом уровне! Настоящим прорывом стал авиационный прицел для бомбометания с горизонтального полета: по точности попадания в цель он существенно превосходил все отечественные и зарубежные образцы того времени. В 1946 году эта работа была отмечена Государственной премией. Только в 1943 году на предприятии было разработано 17 видов вооружений.
Но что удивительно, едва ли не самую громкую славу заводу №217 в годы войны принесли не прицелы, а дефицитные изделия, которые не имели прямого отношения к деятельности предприятия. В их числе - минные взрыватели, узел затвора к знаменитой реактивной установке «Катюша» и приемник к пулемету «Максим». Всякий раз инициатива исходила от самих заводчан. Как вспоминал Виктор Сафронов, возглавлявший предприятие в годы войны, о катастрофической нехватке минных взрывателей он узнал на специальном совещании директоров оборонных заводов в 1941 году, в период тяжелых боев под Ельней. Вернувшись на завод, он вызвал конструкторов и высказал свои предложения – те поняли его с полуслова и тут же приступили к делу. Уже на десятые сутки была готова первая партия взрывателей в количестве 10 тысяч штук. И тут же, на основании заявления Сафронова, вышло постановление руководства страны о поставке заводом боеприпасов по 100 тысяч штук ежемесячно до конца войны.
А вот как Виктор Сафронов описал историю с затворами для «Катюш»: «…Все знали знаменитые артиллерийские установки «Катюша», которые всю войну наводили на врага панический ужас. Но мало кому известно, что массовый выпуск «Катюш» на одном из уральских заводов сдерживался изготовлением затвора. Этот вопрос обсуждался на бюро Свердловского обкома. Чертежи затвора лежали на столе… Я внимательно посмотрел на них и понял, что у нас есть рабочие, которые выручат сборщиков «Катюш». Через 5 дней 50 затворов были выполнены и отправлены на завод... И вновь последовал указ, по которому заводу №217 предстояло до конца войны поставлять затворы для «Катюш». Вот так мы стали соавторами знаменитой огненной машины».
Похожая история произошла и с пулеметом «Максим». Там тоже все дело было в одной детали – пулеметном приемнике. Он нуждался в радикально новой конструкции. За 13 дней она была создана. Всю войну завод выпускал эти приемники в количестве 600-800 штук в сутки. То есть в каждый пулемет «Максим», бьющий по врагу, был вложен труд коллектива завода №217, известного в наши дни как АО «ПО «Уральский оптико-механический завод» имени Э.С. Яламова».
Холдинг «Швабе» объединяет основные предприятия оптико-электронной отрасли России. В его состав входят 64 организации, в том числе научно-производственные объединения, конструкторские бюро, оптические институты, а также сервисно-сбытовые компании. Холдинг разрабатывает и производит высокотехнологичные оптико-электронные системы и комплексы, оптические материалы, медицинское оборудование, энергосберегающую светотехнику и другие виды продукции. Холдинг входит в Государственную корпорацию «Ростех», крупнейшие предприятия «Швабе» входят в Союз машиностроителей России.
Госкорпорация Ростех – российская корпорация, созданная в 2007 году для содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения. В ее состав входит более 700 организаций, из которых в настоящее время сформировано 9 холдинговых компаний в оборонно-промышленном комплексе и 5 – в гражданских отраслях промышленности, а также 22 организации прямого управления. В портфель Ростеха входят такие известные бренды, как АВТОВАЗ, КАМАЗ, Вертолеты России, ВСМПО-АВИСМА и т.д. Организации Ростеха расположены на территории 60 субъектов РФ и поставляют продукцию на рынки более 70 стран. Выручка Ростеха в 2013 году составила 1,04 трлн рублей. Налоговые отчисления в бюджеты всех уровней превысили 138 млрд рублей.
Контактное лицо: Пресс-служба Швабе
Компания: Швабе
Добавлен: 13:54, 30.04.2015
Количество просмотров: 676
Страна: Россия
Уральский оптико-механический завод им. Э. С. Яламова (УОМЗ) холдинга «Швабе» Госкорпорации Ростех поставил за 10 лет в лечебные учреждения России порядка 10 тысяч единиц медицинской техники. Предприятие создает линейку неонатального оборудования, которое позволяет лечить и выхаживать новорожденных детей, в том числе появившихся на свет раньше срока.
Директор филиала «Западно-Сибирский» компании «ЛокоТех-Сервис» Николай Серенко в рамках рабочего визита в сервисное локомотивное депо (СЛД) «Карасук» провел встречу с трудовым коллективом, в ходе которой рассказал работникам предприятия о результатах работы филиала и о планах на 2025 год.
На сервисном участке (СУ) «Иртышская» сервисного локомотивного депо (СЛД) «Карасук» филиала «Западно-Сибирский» компании «ЛокоТех-Сервис» пополнили коллекцию наглядных средств для обучения молодых специалистов макетом автосцепного устройства.
Они ориентированы на развитие корпоративного спорта и культурно-массовой деятельности компании, адаптацию и обучение сотрудников, профориентацию студентов и школьников. Кроме того, сотрудники филиала активно поддерживают различные дорожные и региональные акции (субботники, патриотические митинги, помощь приютам для животных, экологические мероприятия и т.д.), а также организуют самостоятельные благотворительные проекты.
7 сотрудников предприятий филиала «Западный» компании «ЛокоТех-Сервис» приняли участие в национальной программе «Содействие занятости» в рамках национального проекта «Демография». Программа дает возможность пройти бесплатные учебные курсы, которые проводят ведущие российские вузы по различным профессиональным направлениям.
Представители сервисного локомотивного депо (СЛД) «Боготол-Сибирский» филиала «Красноярский» компании «ЛокоТех-Сервис» приняли участие в VII зимней спартакиаде ветеранов спорта Красноярского края, которая прошла в Ачинске.
Мастер участка по обслуживанию и ремонту технологического оборудования (1 группы) сервисного локомотивного депо (СЛД) «Киров-Вятка» филиала «Западный» компании «ЛокоТех-Сервис» Антон Долгаршинных успешно модернизировал магнитный индуктор для электровоза ЭП1М.
В числе новинок – макеты тепловозов 2ТЭ116У, ТЭ25КМ и ЧМЭ3. Все три изготовил главный механик сервисного локомотивного депо Евгений Авзалов. Именно он автор моделей паровоза ИС20-19 и тепловоза ТЭП70, которые украшают привокзальную площадь города-героя Волгограда.
Директор филиала «Западно-Сибирский» компании «ЛокоТех-Сервис» Николай Серенко в рамках рабочего визита в сервисное локомотивное депо (СЛД) «Карасук» провел встречу с трудовым коллективом, в ходе которой рассказал работникам предприятия о результатах работы филиала и о планах на 2025 год.
Ученые НИЦ ППиФ на базе крупнейшего в России пищевого холдинга «СОЮЗСНАБ» открыли способ синтеза природного вещества: транс-2-Додеценаля, обладающего цитрусовым профилем. Технология позволит отказаться от целого ряда импортных компонентов того же класса, которые используются в производстве 90% ароматизаторов гастрономической группы.
Сервисные локомотивные депо (СЛД) «Барабинск», «Карасук», «Барнаул» и Топки» в ходе аудита подтвердили соответствие стандарту международной системы менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9001.
В мае 2024 года сервисное отделение (СО) «Кавказская» (входит сервисное локомотивное депо (СЛД) «Тимашевск-Кавказский» филиала «Северо-Кавказский») получило официальный сертификат производства, подтверждающий право на выполнение ремонтных работ на локомотивах серии 2ЭС5К.
Механообрабатывающий цех Ярославского электровозоремонтного завода имени Б.П. Бещева (ЯЭРЗ, входит в АО «Желдорреммаш») пополнился новым оборудованием - усовершенствованным зубофрезерным станком. Благодаря новой технике производство зубчатых колес на предприятии увеличится на 15 %.
Механообрабатывающий цех Ярославского электровозоремонтного завода имени Б.П. Бещева (ЯЭРЗ, входит в АО «Желдорреммаш») пополнился новым оборудованием - усовершенствованным зубофрезерным станком. Благодаря новой технике производство зубчатых колес на предприятии увеличится на 15 %.