Практикоориентированную модель подготовки педагогов разрабатывают в гуманитарно-педагогическом институте Тольяттинского государственного университета (ТГУ). Проект получил поддержку Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) на 2022 год.
«Проектирование и научно-методическое обеспечение апостериорных моделей образовательной деятельности вуза по совершенствованию профессиональной подготовки педагогических кадров» – так называется работа, которую проводит научный коллектив гуманитарно-педагогического института ТГУ, созданный с участием кафедр «Педагогика и методики преподавания» и «Дошкольная педагогика и психология». Проект разрабатывают доценты Инна Груздова, Татьяна Емельянова, Алла Ошкина и Данила Писаренко под научным руководством профессора Ирины Руденко.
Исследование посвящено одной из актуальных проблем – разработке моделей практико-ориентированной подготовки в вузе. Обучение студентов реальным практическим навыкам – один из трендов современного образования. Практическая подготовка может осуществляться в процессе практики, на учебных занятиях, а также, по мнению авторов проекта, в процессе продуктивной самостоятельной деятельности студентов, что предполагает усиление апостериорной (от лат. a posteriori – апостерио́ри, букв. «из последующего», «знание, полученное из опыта») составляющей этого процесса.
Коллектив разработал типовую апостериорную модель образовательной деятельности, которая содержит алгоритм получения студентами необходимой информации на основе самостоятельного изучения при научно-методической поддержке преподавателей. Авторы наработали богатый арсенал дидактических средств, которые могут помочь студентам в накоплении профессионального опыта.
– К ним относятся тексты лекций по изученным теоретическим дисциплинам, размещённые в электронной образовательной среде вуза; указатели информационных ресурсов по тематике исследовательских работ, выполняемых на выпускающей кафедре; электронные учебные пособия и методические указания по выполнению и оформлению научно-исследовательской работы; учебный web-квест «Маршрут производственной практики»; картотека активных методов обучения; индивидуальные цифровые профили; виртуальные квесты; метод картирования (разработки технологических карт по устранению образовательных дефицитов у студентов); мастер-классы; тренинги с элементами деловых игр; проекты, включённые в проектную деятельность университета и внедряемые в городской образовательной среде по заказу школ, и многое другое, – поясняет Ирина Руденко. – Итоги предыдущего этапа работы над проектом наш коллектив изложил в 19 публикациях и представил на 8 научных конференциях.
В марте этого года Ирина Руденко была награждена дипломом 1-й степени на 58-м Международном конкурсе научно-исследовательских работ Всероссийского общества научно-исследовательских разработок за выполненное в рамках проекта исследование «Подготовка студентов магистратуры к воспитательной деятельности в образовательной организации на основе апостериорной модели».
Татьяна Емельянова подтвердила дипломом лучший доклад «Наставничество в проектной деятельности» на II Всероссийской научно-практической конференции «Социальные и гуманитарные науки в XXI веке» в Санкт-Петербурге. Инна Груздова и Алла Ошкина опубликовали 2 статьи, индексированные в наукометрической базе данных Web of Science. Данила Писаренко в процессе работы над проектом защитил кандидатскую диссертацию в Институте стратегии развития образования РАО.
В экспертном заключении РФФИ отмечено, что научный коллектив ТГУ имеет высокий потенциал, а представленный проект отличается оригинальностью и глубиной.
– Всё это особенно важно в аспекте совершенствования педагогического образования и тенденций, обсуждавшихся на I Всероссийском форуме «Педагогическое образование в российском классическом университете», который проходил 17–18 марта в Российской академии образования при поддержке Минобрнауки РФ, – говорит Ирина Руденко. – Участником этого форума, его форсайт-сессий и круглых столов стал директор гуманитарно-педагогического института Сергей Широбоков. Он отметил масштабность задач и ключевых траекторий обновления профессиональной подготовки студентов психолого-педагогических направлений. К ним относятся: выработка единых подходов к предметной и методической подготовке будущих учителей, разработка и внедрение программ воспитания студентов университетов, использование цифровых ресурсов и инструментов в подготовке педагогов, реализация программ предпрофессионального развития и профессионального самоопределения школьников и другие.
Молодежная инженерная школа «Импульс» на базе «FoodNet-студии» Алтайского государственного аграрного университета была открыта в октябре 2025 г. Здесь все желающие школьники и студенты Барнаула смогут освоить базовые компетенции 3D-моделирования и реализовать свои научные и творческие проекты в сфере аддитивных технологий.
В преддверии Нового года в Хакасии состоялась традиционная торжественная церемония награждения учащейся и работающей молодёжи. В числе лауреатов премии главы республики – студенты ХГУ: Зарина Джумаева, Артём Попов, Татьяна Опарина.
25 декабря 2025 года состоится церемония торжественного открытия обновленного Детского центра Музеев Московского Кремля в исторической усадьбе Александра Гедеонова на Манежной улице, д.7.
25 декабря 2025 года состоится церемония торжественного открытия обновленного Детского центра Музеев Московского Кремля в исторической усадьбе Александра Гедеонова на Манежной улице, д.7.
23 декабря в Алтайском государственном аграрном университете состоялось расширенное заседание ученого совета Факультета природообустройства, совмещенное с Круглым столом «Современное состояние и перспективы развития мелиоративного комплекса Алтайского края и сопредельных территорий», приуроченного к 45-летию Факультета природообустройства.
Команда туристского клуба «Меридиан» Хакасского госуниверситета заняла седьмое место на чемпионате России по спортивному туризму в дисциплине «маршрут-лыжный». Участники преодолели живописный маршрут по Восточному Саяну и хребту Тункинские гольцы. За 20 дней ребята прошли более 200 километров.
К встрече нового 2026 года здание и сквер перед главным корпусом Алтайского государственного аграрного университета украсились новогодними гирляндами и светоконструкциями
Студенты института филологии и искусств Хакасского госуниверситета Дарья Новопашина, Алина Жулева и Алиса Старцева представили уникальное мобильное приложение «ТекстУм» и тетрадь-тренажёр, которые помогут детям справиться с трудностями воспроизведения и понимания текстов. Руководитель проекта доктор педагогических наук Наталья Кольчикова.
В Алтайском государственном аграрном университете состоялось заседание круглого стола по обсуждению монографии «Россия в средокрестии пространств и времен (опыт синтетического цивилизационного подхода)», Барнаул, 2025.
В школе пос. Комсомольский Павловского района Алтайского края состоялось торжественное открытие агротехнологического класса, созданного Алтайским государственным аграрным университетом совместно с индустриальными партнерами