Пресс-релизы // » Добавить пресс-релиз

«Искусство предотвращения нежелательных вариаций»: практикующий консультант Владимир Ященко о современном менеджменте качества

Кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента и систем качества Института инновационного проектирования и технологического предпринимательства (ИНПРОТЕХ) СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Владимир Владимирович Ященко преподает дисциплины «Теоретические основы менеджмента качества», «Цифровые технологии менеджмента качества», «Методы и средства устойчивого развития», «Технологии совершенствования деятельности организации на основе моделей зрелости», включенные в образовательные программы по направлению «Управление качеством». Также В.В. Ященко является действующим тренером образовательного учреждения «Газпром корпоративный институт», транснациональной консалтинговой компании Plexus, бизнес-школ «Русская школа управления» и «Институт приватизации и менеджмента» (Беларусь), приглашенным профессором Стокгольмской школы экономики. Реализовывал в качестве консультанта от компаний Socotec Industrie (Франция), Steinbeis Europa Zentrum (Германия), INNOTECH и We Plan (Германия) проекты по созданию систем менеджмента качества.
– Владимир Владимирович, какая сейчас ситуация в области менеджмента качества, как развивается эта сфера?
– Начнем с того, что в развитии этого направления различают два периода: период «менеджмента обнаружения» и последовавший за ним период «менеджмента предупреждения». Менеджмент обнаружения начинает работу по повышению качества лишь после того, как контролер обнаружил несоответствие, брак или дефект готового продукта. При этом далеко не всегда изучаются причины возникновения несоответствия. Со временем эта схема перестала работать, ведь с развитием технологий и повышением сложности устройств производителям потребовалось соответственно увеличивать число контролеров качества, что стало невыгодным для бизнеса. Так появилась идея менеджмента предупреждения: оказалось, что есть возможность предусматривать негативные последствия и влиять на них уже на самых ранних этапах проектирования – как устройства, так и технологии его производства, которая проектируется одновременно с разработкой самого изделия. Это довольно непростой и далеко не очевидный механизм, однако с началом его применения на выходе стали исчезать несоответствия и дефекты. Это и есть достижение «менеджмента предупреждения» – встраивания качества на этапе проектирования и продукции, и производства.
Непростой технологии встраивания качества необходимо обучать. Более того, методы встраивания требуют постоянной тренировки, умения специалиста все время «быть в форме», как если бы речь шла о спортсмене или музыканте. Данная компетенция требует развивать навык постоянного самотренинга. Зачастую абитуриент приходит в вуз с установкой, что знает о качестве все. Задача преподавателя – «вытащить» студента из этого потребительского представления о качестве и научить понимать качество с точки зрения производителя продукции или услуги.
Первым делом студент научается разбиению создаваемой системы на компоненты. К слову, этим занимается и музыкант, разбирая произведение на элементы, которые впоследствии, освоив их в совершенстве, представит слушателю (потребителю), как единый прекрасный продукт, за который потребитель готов заплатить. Если речь идет о гаджете – например, шариковой ручке – то разбить систему на подсистемы и компоненты довольно просто: корпус, пишущий узел, шарик, чернила. И если в итоге при производстве ручек мы с помощью контролера (менеджмент обнаружения) обнаружим брак, то с легкостью отделим несоответствующие компоненты от соответствующих, и только соответствующую продукцию получит потребитель. Но если мы рассмотрим в виде такой системы не гаджет, а услугу, то столкнемся с проблемой – здесь «менеджмент обнаружения» теряет смысл, так как потребитель одновременно является и участником процесса, он сразу «услышит фальшивые ноты» музыканта (производителя). И даже не зная всех технических деталей и несоответствий этой услуги, он, ее потребитель, – одновременно и «страдалец». Таким образом, сфера услуг «обречена» на менеджмент предотвращения. Образование, между прочим, тоже.
– Какие требования предъявляют сегодня работодатели к компетенциям молодых специалистов?
– Будущему профессионалу в области менеджмента качества необходимо быть междисциплинарным специалистом, разбираться и в математике, и в психологии, и в физике, и в биологии, и в других областях знания. В нашей профессии невозможно оставаться только в техническом или гуманитарном поле. Интересная вещь: чем дальше от «железа», тем сложнее математика. Мы можем при проектировании описать гаджет и его компоненты с помощью математических и физических моделей и, впоследствии, измерять и анализировать значения этих величин при завершающем проектировании и производстве. Но формализовать, к примеру, услугу или трансакцию гораздо сложнее: здесь, кроме явных свойств, или, как еще их называют, характеристик, могут появиться латентные (скрытые) переменные – «хорошо-плохо», «быстро-медленно», «мотивация низкая или высокая» и им подобные. Сбор данных, измерение и анализ латентных переменных возможны с помощью статистических методов, зачастую нетривиальных. Однако и с «железом» не все так очевидно. Не решив проблемы ошибок первого рода и второго рода (принять за дефект его отсутствие и наоборот), «мы сами всё разрушим своими же упорными стараниями». Это слова классика менеджмента качества, доктора Эдвардса Деминга. Как быть? Применять в менеджменте качества статистические методы везде, где это возможно. Здесь еще раз повторю тезис о постоянном самотренинге: чтобы в нашей, такой разнообразной и одновременно глубокой, специальности оставаться на современном уровне, этот навык должен быть основным. Как говорил величайший мастер своего дела Сергей Рахманинов: «Если я не занимаюсь один день, то это замечаю только я, если не занимаюсь два дня, это слышат коллеги, если не занимаюсь три – это слышат все».
– Насколько перспективна сегодня профессия специалиста в области менеджмента качества?
– Считаю, что в России эта специальность несколько недооценена, большинство предприятий все еще живет в «эпохе обнаружения» несоответствий. Тем не менее, можно с уверенностью сказать – за нашей профессией будущее. Поэтому уже сейчас специалистам необходимо постоянно развивать свой интеллектуальный потенциал, получать новые компетенции.
– Как в дальнейшем складывается карьера выпускников, где и кем сейчас работают? Можно ли привести примеры конкретных работодателей, заинтересованных в выпускниках ЛЭТИ.

– Выпускники направления «Управление качеством» трудоустроены в самых разных сферах. Например, наш выпускник работает директором по качеству компании «Петрович», руководитель службы качества ПАО «КАМАЗ» – также наша выпускница. В числе работодателей – ОАО «РЖД», X5 Retail Group, АО «Силовые машины», ОАО «Радиоавионика», АО «МАССА-К» и многие другие.
– Что Вы посоветуете будущим абитуриентам, которые планируют изучать в ЛЭТИ управление качеством?
– Наша специальность сродни искусству. С одной стороны, нужно быть широким специалистом (математика, психология, физика), с другой – уметь, при необходимости, остановиться и всерьез погрузиться в ту или иную тему, нужно быть готовым переключаться и погружаться. Чтобы достичь успеха в этой сфере, необходимо иметь внутреннюю мотивацию. «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни» (Конфуций, 551-479 до н.э.).
Советую преодолеть это ужасно скучное выражение «контроль качества». Мне ближе формулировка Эдвардса Деминга: менеджмент качества – это снижение нежелательных вариаций. Реальный мир вынуждает нас жить в условиях помех, постоянно их преодолевая. Понять, что за естественные механизмы тебя окружают, и научиться иметь с ними дело – искусство снижения нежелательных вариаций. Это понятие работает как в сфере производства, услуг, так и в жизни. Наша специальность довольно сложная, но никогда не была и не будет скучной.
Для справки
Обучение по направлению «Управление качеством» в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» реализуется по образовательным программам бакалавриата («Управление качеством в производственно-технологических системах»), магистратуры («Технологии менеджмента качества и проектного управления»), аспирантуры («Управление качеством продукции. Стандартизация. Организация производства», «Региональная и отраслевая экономика»).

Контактное лицо: Дарья Бодак
Компания: СПбГЭТУ "ЛЭТИ"
Добавлен: 22:47, 24.07.2023 Количество просмотров: 174
Страна: Россия


В ХГУ обсудили вопросы курса «Основы российской государственности» с участием федеральных экспертов, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 13:29, 16.04.2025, Россия106
Преподаватели и студенты Хакасского госуниверситета стали участниками нескольких круглых столов организованных в рамках федерального проекта «ДНК России». Его цель – внедрение и развитие курса «Основы российской государственности», который с прошлого года стал обязательным для всех высших учебных организаций страны.


День экознаний: Фонд «Экология» РСХБ проводит серию постер-сессий о микропластике для студентов вузов по всей стране, Калужский РФ АО «Россельхозбанк», 10:27, 15.04.2025, Россия198
В преддверии Дня экологических знаний, который отмечается 15 апреля, Фонд «Экология» РСХБ подводит промежуточные итоги проекта «Экопросвещение», направленного на повышение экологической грамотности и развитие сферы обращения с отходами. Одним из ключевых мероприятий проекта стала тематическая постер-сессия о микропластике, которая уже прошла в ведущих вузах Москвы и других городов России


Музыканты ХГУ завоевали награды всероссийского конкурса, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 10:15, 15.04.2025, Россия149
Алексей Семашкевич и Лидия Полякова из музыкального колледжа института филологии и искусств Хакасского госуниверситета приняли участие в открытом всероссийском конкурсе молодых исполнителей имени Н.Л. Тулуниной в Красноярске.


Основатель школы программирования CODDY вошла в тройку лучших экспертов по маркетинговым коммуникациям, CODDY, 22:08, 13.04.2025, Россия282
Москва, март 2025 года — Оксана Селендеева, основатель и руководитель международной школы программирования CODDY, стала призером VIII сезона «Национальной премии бизнес-коммуникаций. Эффективность», заняв третье место в номинации «Лучший эксперт по маркетинговым коммуникациям».


В ТГУ лучшее в России инклюзивное образование, ТГУ, 16:53, 11.04.2025, Россия386
ТГУ стал победителем Всероссийского конкурса лучших практик в сфере образования «Эффективность и устойчивое развитие 2025».


Студентка Алтайского ГАУ стала призером IX Международного конкурса студенческих научно-исследовательских работ, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 16:51, 11.04.2025, Россия265
В Вологде подвели итоги IX Международного конкурса студенческих научно-исследовательских работ «Проблемы и перспективы развития экономики региона в условиях нестабильности»


В Алтайском ГАУ открылась историческая выставка «Алтайский сельскохозяйственный институт в годы Великой Отечественной войны», ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 16:51, 11.04.2025, Россия265
Выставка фотодокументов и исторических артефактов «Алтайский сельскохозяйственный институт в годы Великой Отечественной войны» подготовлена учеными кафедры гуманитарных дисциплин и посвящена 80-летию Победы.


Ко Дню космонавтики в Алтайском ГАУ проходит акция «Космос в каждом из нас», ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 16:51, 11.04.2025, Россия262
Сегодня, 11 апреля, накануне Дня космонавтики, в Алтайском государственном аграрном университете для студентов и преподавателей проходит творческо-просветительская акция «Космос в каждом из нас»


80-летию Победы: учёные-историки представили Хакасию на международном форуме, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 16:51, 11.04.2025, Россия268
Преподаватели Хакасского госуниверситета Валентина Асочакова, Михаил Степанов и Валентина Тугужекова приняли участие в международном Сибирском историческом форуме «Мы ковали Победу» в Красноярске. Он объединил более 1000 исследователей из разных регионов России, представивших 300 научных докладов.


Алтайский ГАУ принял участие в патриотической акции «Знамя Победы», ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 23:01, 10.04.2025, Россия156
Сегодня студенты и преподаватели Алтайского государственного аграрного университета в рамках межрегиональной патриотической акции «Знамя Победы», посвященной 80-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., передали в оргкомитет акции 24 лоскутка красного знамени с вышитыми именами своих прадедов


Преподавателей и сотрудников Алтайского ГАУ приглашают принять участие в первенстве по волейболу, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 22:59, 10.04.2025, Россия157
15-16 апреля состоится первенство по волейболу в зачет Спартакиады «Здоровье» среди работников подразделений Алтайского государственного аграрного университета


В библиотеке ХГУ появился тематический раздел военной хроники, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 21:18, 10.04.2025, Россия160
На сайте научной библиотеки Хакасского госуниверситета создали специальный тематический раздел, посвященный Великой Отечественной войне. Здесь объединены материалы разных лет, подготовленные преподавателями вуза и сотрудниками библиотеки.


Сотрудников Алтайского ГАУ приглашают пройти комплексное профилактическое обследование, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 21:11, 09.04.2025, Россия195
С 9 по 25 апреля в Алтайском государственном аграрном университете проводится выездное комплексное профилактическое обследование для сотрудников вуза с целью выявления факторов риска хронических неинфекционных заболеваний


Студентка ХГУ представила проблему финансовой грамотности глазами зуммеров, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 21:10, 09.04.2025, Россия207
Анастасия Беликова из института менеджмента, экономики и агротехнологий Хакасского госуниверситета стала победителем регионального этапа всероссийского конкурса эссе «День Рубля – 2024». Она проанализировала проблему финансовой грамотности глазами поколения Z.


Председатель Адыгейского республиканского регионального отделения ООО «Деловая Россия» Татьяна Мамонтова вошла в состав команды от Республики, участвующей в федеральной образовательной программе «Управленческое мастерство: развитие регио, Адыгейское региональное отделение ООО "Деловая Россия", 21:08, 09.04.2025, Россия186
Программы подготовки управленцев регионов и муниципалитетов запустила РАНХиГС совместно с Минэкономразвития России. Ожидается, что в 2025 году обучение пройдут более 840 представителей региональных инвестиционных команд.


  © 2003-2025 inthepress.ru