Пресс-релизы // » Добавить пресс-релиз

«Искусство предотвращения нежелательных вариаций»: практикующий консультант Владимир Ященко о современном менеджменте качества

Кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента и систем качества Института инновационного проектирования и технологического предпринимательства (ИНПРОТЕХ) СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Владимир Владимирович Ященко преподает дисциплины «Теоретические основы менеджмента качества», «Цифровые технологии менеджмента качества», «Методы и средства устойчивого развития», «Технологии совершенствования деятельности организации на основе моделей зрелости», включенные в образовательные программы по направлению «Управление качеством». Также В.В. Ященко является действующим тренером образовательного учреждения «Газпром корпоративный институт», транснациональной консалтинговой компании Plexus, бизнес-школ «Русская школа управления» и «Институт приватизации и менеджмента» (Беларусь), приглашенным профессором Стокгольмской школы экономики. Реализовывал в качестве консультанта от компаний Socotec Industrie (Франция), Steinbeis Europa Zentrum (Германия), INNOTECH и We Plan (Германия) проекты по созданию систем менеджмента качества.
– Владимир Владимирович, какая сейчас ситуация в области менеджмента качества, как развивается эта сфера?
– Начнем с того, что в развитии этого направления различают два периода: период «менеджмента обнаружения» и последовавший за ним период «менеджмента предупреждения». Менеджмент обнаружения начинает работу по повышению качества лишь после того, как контролер обнаружил несоответствие, брак или дефект готового продукта. При этом далеко не всегда изучаются причины возникновения несоответствия. Со временем эта схема перестала работать, ведь с развитием технологий и повышением сложности устройств производителям потребовалось соответственно увеличивать число контролеров качества, что стало невыгодным для бизнеса. Так появилась идея менеджмента предупреждения: оказалось, что есть возможность предусматривать негативные последствия и влиять на них уже на самых ранних этапах проектирования – как устройства, так и технологии его производства, которая проектируется одновременно с разработкой самого изделия. Это довольно непростой и далеко не очевидный механизм, однако с началом его применения на выходе стали исчезать несоответствия и дефекты. Это и есть достижение «менеджмента предупреждения» – встраивания качества на этапе проектирования и продукции, и производства.
Непростой технологии встраивания качества необходимо обучать. Более того, методы встраивания требуют постоянной тренировки, умения специалиста все время «быть в форме», как если бы речь шла о спортсмене или музыканте. Данная компетенция требует развивать навык постоянного самотренинга. Зачастую абитуриент приходит в вуз с установкой, что знает о качестве все. Задача преподавателя – «вытащить» студента из этого потребительского представления о качестве и научить понимать качество с точки зрения производителя продукции или услуги.
Первым делом студент научается разбиению создаваемой системы на компоненты. К слову, этим занимается и музыкант, разбирая произведение на элементы, которые впоследствии, освоив их в совершенстве, представит слушателю (потребителю), как единый прекрасный продукт, за который потребитель готов заплатить. Если речь идет о гаджете – например, шариковой ручке – то разбить систему на подсистемы и компоненты довольно просто: корпус, пишущий узел, шарик, чернила. И если в итоге при производстве ручек мы с помощью контролера (менеджмент обнаружения) обнаружим брак, то с легкостью отделим несоответствующие компоненты от соответствующих, и только соответствующую продукцию получит потребитель. Но если мы рассмотрим в виде такой системы не гаджет, а услугу, то столкнемся с проблемой – здесь «менеджмент обнаружения» теряет смысл, так как потребитель одновременно является и участником процесса, он сразу «услышит фальшивые ноты» музыканта (производителя). И даже не зная всех технических деталей и несоответствий этой услуги, он, ее потребитель, – одновременно и «страдалец». Таким образом, сфера услуг «обречена» на менеджмент предотвращения. Образование, между прочим, тоже.
– Какие требования предъявляют сегодня работодатели к компетенциям молодых специалистов?
– Будущему профессионалу в области менеджмента качества необходимо быть междисциплинарным специалистом, разбираться и в математике, и в психологии, и в физике, и в биологии, и в других областях знания. В нашей профессии невозможно оставаться только в техническом или гуманитарном поле. Интересная вещь: чем дальше от «железа», тем сложнее математика. Мы можем при проектировании описать гаджет и его компоненты с помощью математических и физических моделей и, впоследствии, измерять и анализировать значения этих величин при завершающем проектировании и производстве. Но формализовать, к примеру, услугу или трансакцию гораздо сложнее: здесь, кроме явных свойств, или, как еще их называют, характеристик, могут появиться латентные (скрытые) переменные – «хорошо-плохо», «быстро-медленно», «мотивация низкая или высокая» и им подобные. Сбор данных, измерение и анализ латентных переменных возможны с помощью статистических методов, зачастую нетривиальных. Однако и с «железом» не все так очевидно. Не решив проблемы ошибок первого рода и второго рода (принять за дефект его отсутствие и наоборот), «мы сами всё разрушим своими же упорными стараниями». Это слова классика менеджмента качества, доктора Эдвардса Деминга. Как быть? Применять в менеджменте качества статистические методы везде, где это возможно. Здесь еще раз повторю тезис о постоянном самотренинге: чтобы в нашей, такой разнообразной и одновременно глубокой, специальности оставаться на современном уровне, этот навык должен быть основным. Как говорил величайший мастер своего дела Сергей Рахманинов: «Если я не занимаюсь один день, то это замечаю только я, если не занимаюсь два дня, это слышат коллеги, если не занимаюсь три – это слышат все».
– Насколько перспективна сегодня профессия специалиста в области менеджмента качества?
– Считаю, что в России эта специальность несколько недооценена, большинство предприятий все еще живет в «эпохе обнаружения» несоответствий. Тем не менее, можно с уверенностью сказать – за нашей профессией будущее. Поэтому уже сейчас специалистам необходимо постоянно развивать свой интеллектуальный потенциал, получать новые компетенции.
– Как в дальнейшем складывается карьера выпускников, где и кем сейчас работают? Можно ли привести примеры конкретных работодателей, заинтересованных в выпускниках ЛЭТИ.

– Выпускники направления «Управление качеством» трудоустроены в самых разных сферах. Например, наш выпускник работает директором по качеству компании «Петрович», руководитель службы качества ПАО «КАМАЗ» – также наша выпускница. В числе работодателей – ОАО «РЖД», X5 Retail Group, АО «Силовые машины», ОАО «Радиоавионика», АО «МАССА-К» и многие другие.
– Что Вы посоветуете будущим абитуриентам, которые планируют изучать в ЛЭТИ управление качеством?
– Наша специальность сродни искусству. С одной стороны, нужно быть широким специалистом (математика, психология, физика), с другой – уметь, при необходимости, остановиться и всерьез погрузиться в ту или иную тему, нужно быть готовым переключаться и погружаться. Чтобы достичь успеха в этой сфере, необходимо иметь внутреннюю мотивацию. «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни» (Конфуций, 551-479 до н.э.).
Советую преодолеть это ужасно скучное выражение «контроль качества». Мне ближе формулировка Эдвардса Деминга: менеджмент качества – это снижение нежелательных вариаций. Реальный мир вынуждает нас жить в условиях помех, постоянно их преодолевая. Понять, что за естественные механизмы тебя окружают, и научиться иметь с ними дело – искусство снижения нежелательных вариаций. Это понятие работает как в сфере производства, услуг, так и в жизни. Наша специальность довольно сложная, но никогда не была и не будет скучной.
Для справки
Обучение по направлению «Управление качеством» в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» реализуется по образовательным программам бакалавриата («Управление качеством в производственно-технологических системах»), магистратуры («Технологии менеджмента качества и проектного управления»), аспирантуры («Управление качеством продукции. Стандартизация. Организация производства», «Региональная и отраслевая экономика»).

Контактное лицо: Дарья Бодак
Компания: СПбГЭТУ "ЛЭТИ"
Добавлен: 22:47, 24.07.2023 Количество просмотров: 180
Страна: Россия


Молодёжный форум ПФО «иВолга» готовится к открытию: организаторы рассказали о главных изменениях и нововведениях 2025 года, ФГАУ «Форумная дирекция», 09:09, 29.05.2025, Россия265
27 мая в Самаре состоялась пресс-конференция, посвящённая одному из ключевых событий молодёжной политики Приволжского федерального округа – форуму «иВолга» платформы Росмолодёжь.Форумы. В ходе конференции обсудили нововведения этого года, образовательную программу, впервые за историю «иВолги» сюжетную игру, внедрённую в программу форума, а также грантовые конкурсы и Детскую Дирекцию.


«Поехали! Стратегия будущего»: участники экспертного клуба «Гагарин» платформы Росмолодёжь.Форумы развивают своё сообщество, ФГАУ «Форумная дирекция», 08:59, 29.05.2025, Россия260
С 25 по 28 мая в Центре знаний «Машук» проходил Семинар для выпускников форумов и программ Росмолодёжи «Поехали! Стратегия будущего». Его участники решали задачи по формированию сообщества и проектных решений, цель которых — реализация государственной молодёжной политики в регионах России.


Британские достопримечательности помогут российским детям в изучении языка, ООО «Игровые Образовательные Технологии», 08:38, 29.05.2025, Россия236
Образовательная платформа MindCube Академия запустила уникальный курс английского языка, где занятия проходят среди виртуальных копий знаменитых британских достопримечательностей в Minecraft.


Врио ректора Алтайского ГАУ Владимир Плешаков вручил награды руководителям творческих коллективов вуза, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 08:37, 29.05.2025, Россия235
На прошедшем 27 мая заседании Ученого совета Алтайского государственного аграрного университета руководители творческих коллективов вуза получили награды из рук врио ректора Владимира Плешакова за победу на XII Всероссийском открытом фестивале студенческого творчества аграрных вузов России «Минсельхоз. Белые ночи - 2025»


Выпускница ХГУ о призвании и роли педагога начальной школы, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 22:25, 27.05.2025, Россия186
Алиса Григорьева – дважды выпускница Хакасского госуниверситета: колледжа педагогического образования, информатики и права, а затем института непрерывного педагогического образования Сегодня она – учитель начальных классов высшей квалификационной категории школы №11 Абакана.


В первый день форума «Алтай. Территория развития» площадку молодежной инженерной школы АГАУ «Импульс» посетили более 500 человек, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 22:10, 27.05.2025, Россия79
В Белокурихе состоялось открытие Молодежного образовательного форума «Алтай. Территория развития», в рамках которого будет работать площадка молодежной инженерной школы Алтайского государственного аграрного университета «Импульс»


На Экономическом факультете Алтайского ГАУ выбрали лучшую группу, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 22:10, 27.05.2025, Россия67
На Экономическом факультете Алтайского государственного аграрного университета подвели итоги ежегодного конкурса «Лучшая группа факультета».


Студенты ХГУ – в числе лауреатов «Научного потенциала Хакасии», Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 22:07, 27.05.2025, Россия63
Шестнадцать студентов главного вуза республики стали победителями и призёрами конкурса исследовательских работ «Научный потенциал Хакасии – 2030». Он прошёл в несколько этапов: заочном и очном форматах. Всего от образовательных организаций региона поступило около полусотни заявок.


CODDY вошла в ТОП-3 лучших франшиз школ программирования России по версии Businessmens, CODDY, 22:01, 27.05.2025, Россия70
Москва, 16 мая 2025 года – Международная школа программирования для детей CODDY объявляет о включении в тройку лидеров ежегодного рейтинга «‎Лучшие франшизы школ программирования 2025» по версии авторитетного аналитического портала Businessmens.ru.


ХГУ и Институт языкознания РАН подписали договор о сотрудничестве, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 09:57, 24.05.2025, Россия384
В Хакасском госуниверситете начала работу Vll всероссийская конференция «Сохранение и развитие языков и культур коренных народов Сибири». Данному научному проекту, который ведёт институт гуманитарных исследований и саяно-алтайской тюркологии (ИГИСАТ) исполняется 20 лет.


В Алтайском ГАУ для студентов провели тренинги предпринимательских компетенций, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 20:14, 22.05.2025, Россия203
Сегодня, 22 мая, на базе Студенческого центра Алтайского государственного аграрного университета состоялся тренинг «Start Up-конструктор»


Студентка ХГУ реализует проект по цифровой безопасности с грантовой поддержкой, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 20:09, 22.05.2025, Россия73
Яна Гофф из института менеджмента, экономики и агротехнологий Хакасского госуниверситета стала победителем первого сезона всероссийского конкурса проектов «Росмолодёжь. Гранты для физических лиц» в номинации #Ты_не_один.


Более миллиона россиян примут участие в первом Всероссийском агродиктанте, Калужский РФ АО «Россельхозбанк», 22:44, 21.05.2025, Россия168
20 мая состоялось совещание по подготовке Всероссийского агродиктанта – масштабной акции, которая впервые пройдет в России с 8 по 12 октября 2025 года, в период Недели агропромышленного комплекса, и будет приурочена ко Дню работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности.


ПМЮФ-2025: Россельхозбанк реализует правовую подготовку фермеров, Калужский РФ АО «Россельхозбанк», 22:43, 21.05.2025, Россия170
Россельхозбанк (РСХБ) разрабатывает модуль углублённого обучения по законодательным основам ведения бизнеса для студентов «Школы фермера». Об этом заявил директор Правового департамента РСХБ Константин Ухов на Петербургском международном юридическом форуме.


Команда Алтайского ГАУ стала победителем X юбилейного Барнаульского хакатона, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 22:36, 21.05.2025, Россия90
В Барнауле, на базе парк-отеля «Чайка» состоялся X юбилейный Барнаульский хакатон, главным заданием которого стала разработка перспективных IT продуктов для сельского хозяйства


  © 2003-2025 inthepress.ru