Пресс-релизы // » Добавить пресс-релиз

«Искусство предотвращения нежелательных вариаций»: практикующий консультант Владимир Ященко о современном менеджменте качества

Кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента и систем качества Института инновационного проектирования и технологического предпринимательства (ИНПРОТЕХ) СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Владимир Владимирович Ященко преподает дисциплины «Теоретические основы менеджмента качества», «Цифровые технологии менеджмента качества», «Методы и средства устойчивого развития», «Технологии совершенствования деятельности организации на основе моделей зрелости», включенные в образовательные программы по направлению «Управление качеством». Также В.В. Ященко является действующим тренером образовательного учреждения «Газпром корпоративный институт», транснациональной консалтинговой компании Plexus, бизнес-школ «Русская школа управления» и «Институт приватизации и менеджмента» (Беларусь), приглашенным профессором Стокгольмской школы экономики. Реализовывал в качестве консультанта от компаний Socotec Industrie (Франция), Steinbeis Europa Zentrum (Германия), INNOTECH и We Plan (Германия) проекты по созданию систем менеджмента качества.
– Владимир Владимирович, какая сейчас ситуация в области менеджмента качества, как развивается эта сфера?
– Начнем с того, что в развитии этого направления различают два периода: период «менеджмента обнаружения» и последовавший за ним период «менеджмента предупреждения». Менеджмент обнаружения начинает работу по повышению качества лишь после того, как контролер обнаружил несоответствие, брак или дефект готового продукта. При этом далеко не всегда изучаются причины возникновения несоответствия. Со временем эта схема перестала работать, ведь с развитием технологий и повышением сложности устройств производителям потребовалось соответственно увеличивать число контролеров качества, что стало невыгодным для бизнеса. Так появилась идея менеджмента предупреждения: оказалось, что есть возможность предусматривать негативные последствия и влиять на них уже на самых ранних этапах проектирования – как устройства, так и технологии его производства, которая проектируется одновременно с разработкой самого изделия. Это довольно непростой и далеко не очевидный механизм, однако с началом его применения на выходе стали исчезать несоответствия и дефекты. Это и есть достижение «менеджмента предупреждения» – встраивания качества на этапе проектирования и продукции, и производства.
Непростой технологии встраивания качества необходимо обучать. Более того, методы встраивания требуют постоянной тренировки, умения специалиста все время «быть в форме», как если бы речь шла о спортсмене или музыканте. Данная компетенция требует развивать навык постоянного самотренинга. Зачастую абитуриент приходит в вуз с установкой, что знает о качестве все. Задача преподавателя – «вытащить» студента из этого потребительского представления о качестве и научить понимать качество с точки зрения производителя продукции или услуги.
Первым делом студент научается разбиению создаваемой системы на компоненты. К слову, этим занимается и музыкант, разбирая произведение на элементы, которые впоследствии, освоив их в совершенстве, представит слушателю (потребителю), как единый прекрасный продукт, за который потребитель готов заплатить. Если речь идет о гаджете – например, шариковой ручке – то разбить систему на подсистемы и компоненты довольно просто: корпус, пишущий узел, шарик, чернила. И если в итоге при производстве ручек мы с помощью контролера (менеджмент обнаружения) обнаружим брак, то с легкостью отделим несоответствующие компоненты от соответствующих, и только соответствующую продукцию получит потребитель. Но если мы рассмотрим в виде такой системы не гаджет, а услугу, то столкнемся с проблемой – здесь «менеджмент обнаружения» теряет смысл, так как потребитель одновременно является и участником процесса, он сразу «услышит фальшивые ноты» музыканта (производителя). И даже не зная всех технических деталей и несоответствий этой услуги, он, ее потребитель, – одновременно и «страдалец». Таким образом, сфера услуг «обречена» на менеджмент предотвращения. Образование, между прочим, тоже.
– Какие требования предъявляют сегодня работодатели к компетенциям молодых специалистов?
– Будущему профессионалу в области менеджмента качества необходимо быть междисциплинарным специалистом, разбираться и в математике, и в психологии, и в физике, и в биологии, и в других областях знания. В нашей профессии невозможно оставаться только в техническом или гуманитарном поле. Интересная вещь: чем дальше от «железа», тем сложнее математика. Мы можем при проектировании описать гаджет и его компоненты с помощью математических и физических моделей и, впоследствии, измерять и анализировать значения этих величин при завершающем проектировании и производстве. Но формализовать, к примеру, услугу или трансакцию гораздо сложнее: здесь, кроме явных свойств, или, как еще их называют, характеристик, могут появиться латентные (скрытые) переменные – «хорошо-плохо», «быстро-медленно», «мотивация низкая или высокая» и им подобные. Сбор данных, измерение и анализ латентных переменных возможны с помощью статистических методов, зачастую нетривиальных. Однако и с «железом» не все так очевидно. Не решив проблемы ошибок первого рода и второго рода (принять за дефект его отсутствие и наоборот), «мы сами всё разрушим своими же упорными стараниями». Это слова классика менеджмента качества, доктора Эдвардса Деминга. Как быть? Применять в менеджменте качества статистические методы везде, где это возможно. Здесь еще раз повторю тезис о постоянном самотренинге: чтобы в нашей, такой разнообразной и одновременно глубокой, специальности оставаться на современном уровне, этот навык должен быть основным. Как говорил величайший мастер своего дела Сергей Рахманинов: «Если я не занимаюсь один день, то это замечаю только я, если не занимаюсь два дня, это слышат коллеги, если не занимаюсь три – это слышат все».
– Насколько перспективна сегодня профессия специалиста в области менеджмента качества?
– Считаю, что в России эта специальность несколько недооценена, большинство предприятий все еще живет в «эпохе обнаружения» несоответствий. Тем не менее, можно с уверенностью сказать – за нашей профессией будущее. Поэтому уже сейчас специалистам необходимо постоянно развивать свой интеллектуальный потенциал, получать новые компетенции.
– Как в дальнейшем складывается карьера выпускников, где и кем сейчас работают? Можно ли привести примеры конкретных работодателей, заинтересованных в выпускниках ЛЭТИ.

– Выпускники направления «Управление качеством» трудоустроены в самых разных сферах. Например, наш выпускник работает директором по качеству компании «Петрович», руководитель службы качества ПАО «КАМАЗ» – также наша выпускница. В числе работодателей – ОАО «РЖД», X5 Retail Group, АО «Силовые машины», ОАО «Радиоавионика», АО «МАССА-К» и многие другие.
– Что Вы посоветуете будущим абитуриентам, которые планируют изучать в ЛЭТИ управление качеством?
– Наша специальность сродни искусству. С одной стороны, нужно быть широким специалистом (математика, психология, физика), с другой – уметь, при необходимости, остановиться и всерьез погрузиться в ту или иную тему, нужно быть готовым переключаться и погружаться. Чтобы достичь успеха в этой сфере, необходимо иметь внутреннюю мотивацию. «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни» (Конфуций, 551-479 до н.э.).
Советую преодолеть это ужасно скучное выражение «контроль качества». Мне ближе формулировка Эдвардса Деминга: менеджмент качества – это снижение нежелательных вариаций. Реальный мир вынуждает нас жить в условиях помех, постоянно их преодолевая. Понять, что за естественные механизмы тебя окружают, и научиться иметь с ними дело – искусство снижения нежелательных вариаций. Это понятие работает как в сфере производства, услуг, так и в жизни. Наша специальность довольно сложная, но никогда не была и не будет скучной.
Для справки
Обучение по направлению «Управление качеством» в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» реализуется по образовательным программам бакалавриата («Управление качеством в производственно-технологических системах»), магистратуры («Технологии менеджмента качества и проектного управления»), аспирантуры («Управление качеством продукции. Стандартизация. Организация производства», «Региональная и отраслевая экономика»).

Контактное лицо: Дарья Бодак
Компания: СПбГЭТУ "ЛЭТИ"
Добавлен: 22:47, 24.07.2023 Количество просмотров: 133
Страна: Россия


Кикбоксёр из ХГУ завоевал Кубок России, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 01:47, 04.05.2024, Россия71
Леонид Чебодаев из института естественных наук и математики Хакасского госуниверситета стал победителем Открытого Кубка России по кикбоксингу в Ульяновске. Студент стал лучшим в дисциплине «фулл-контакт» в весовой категории 54 кг.


Ректор Алтайского ГАУ поздравляет коллектив вуза с Первомаем, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 01:43, 04.05.2024, Россия70
Ректор Алтайского государственного аграрного университета Николай Колпаков поздравляет коллектив вуза с Первомаем


В Карелии проходят кибер-квизы, Физическое лицо, 01:10, 04.05.2024, Россия52
В Карелии проходят КИБЕР-КВИЗЫ в рамках проекта "Молодёжная школа противодействия экстремизму".


Студентка АГАУ стала серебряным призером личного первенства Алтайского края по шахматам, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 01:09, 04.05.2024, Россия53
Закончилось личное первенство Алтайского края среди студентов, которое проходило в краевом шахматном клубе.


25 апреля студенты и преподаватели Факультета ветеринарной медицины провели мероприятие в поддержку бойцов, борющихся с нацизмом на Донбассе Студенты 1 курса подготовили видеообращение к участникам СВО, в котором Павел Дроздов от имени всех ребят вы, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 01:09, 04.05.2024, Россия49
Студенты и преподаватели Факультета ветеринарной медицины провели мероприятие в поддержку бойцов, борющихся с нацизмом на Донбассе


Огонь новых знаний зажгли «Волонтеры науки Поволжья», ПАО НК «РуссНефть», 15:22, 02.05.2024, Россия181
Саратов. В детском оздоровительном центре «Ровесник» стартовал очередной образовательный интенсив «Волонтеры науки Поволжья».


Новая Инженерная Школа впервые провела курс из цикла программ по направлению «Робототехнические системы», Новая Инженерная Школа, 00:39, 01.05.2024, Россия66
В апреле 2024 года в Новой Инженерной Школе впервые прошел курс повышения квалификации «Алгоритмы и методы обработки изображений в современных системах технического зрения». Курс был разработан специалистом в области робототехники, кандидатом технических наук Сергеем Лукшой. Запуск данного курса ознаменовал открытие нового центра инженерных знаний НИШ – «Робототехнические системы».


Учащимся Сормовской православной гимназии рассказали о профессии военного врача из первых уст, Marins Group, 23:54, 30.04.2024, Россия65
15 апреля в Сормовской православной гимназии имени святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова состоялась встреча учащихся с начальником военного госпиталя Западного военного округа, полковником медицинской службы Олегом Ивановичем Тутаевым.


CODDY празднует день рождение и проводит бесплатный марафон!, CODDY, 23:51, 30.04.2024, Россия73
В этом году международной школе дизайна и программирования CODDY исполняется 8 лет! По этому случаю CODDY запускает серию бесплатных мастер-классов для детей возрастом от 6 до 16 лет.


РВТ на фестивале «PROСВАРКУ»: зона творчества и профессионального роста, RWT LLC, 04:34, 26.04.2024, Россия474
12 апреля в Москве прошел первый фестиваль колледжей «PRO СВАРКУ», в котором приняли участие ведущие колледжи, работодатели, наставники и производители оборудования.


В Алтайском ГАУ состоялись творческие мероприятия, посвященные Году семьи, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 04:28, 26.04.2024, Россия96
На Экономическом факультете Алтайского государственного аграрного университета прошла выставки работ декоративно-прикладного творчества «Моя творческая семья» и фотографий «Загляните в семейный альбом», посвященные Году семьи.


В Алтайском ГАУ учащиеся программы «Профессионалитет» приняли участие в научно-практической конференции «Будущее не за горами», ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 04:26, 26.04.2024, Россия92
На площадке FoodNet-студии Алтайского государственного аграрного университета прошла первая научно-практическая конференция «Будущее не за горами» в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Профессионалитет».


«Обучение служением»: в МГППУ прошла проектная сессия, Московский государственный психолого-педагогический университет, 04:18, 26.04.2024, Россия319
Проект «Обучение служением» - инструмент для развития студента и решения важных социальных задач региона. «Обучение служением» — это образовательный подход, при котором студенты обучаются и одновременно приносят пользу обществу, применяя свои профессиональные навыки для решения реальных социальных задач.


Студенты Алтайского ГАУ побывали на экскурсии в агитационном поезде «Сила в правде», ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 03:51, 26.04.2024, Россия64
16 апреля на железнодорожный вокзал Барнаула прибыл патриотический агитационный поезд «Сила в правде», экспозицию которого посетили студенты Колледжа агропромышленных технологий Алтайского государственного аграрного университета


Алтайский ГАУ обучит 384 бойца студенческих отрядов рабочим профессиям в рамках гранта Минобрнауки РФ, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 03:48, 26.04.2024, Россия51
По итогам конкурса на профессиональное обучение Министерства образования и науки РФ Алтайский государственный аграрный университет стал победителем первого этапа по 15 лотам – программам профессионального обучения рабочим профессиям для бойцов студенческих отрядов


  © 2003-2024 inthepress.ru