Пресс-релизы // » Добавить пресс-релиз

«Искусство предотвращения нежелательных вариаций»: практикующий консультант Владимир Ященко о современном менеджменте качества

Кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента и систем качества Института инновационного проектирования и технологического предпринимательства (ИНПРОТЕХ) СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Владимир Владимирович Ященко преподает дисциплины «Теоретические основы менеджмента качества», «Цифровые технологии менеджмента качества», «Методы и средства устойчивого развития», «Технологии совершенствования деятельности организации на основе моделей зрелости», включенные в образовательные программы по направлению «Управление качеством». Также В.В. Ященко является действующим тренером образовательного учреждения «Газпром корпоративный институт», транснациональной консалтинговой компании Plexus, бизнес-школ «Русская школа управления» и «Институт приватизации и менеджмента» (Беларусь), приглашенным профессором Стокгольмской школы экономики. Реализовывал в качестве консультанта от компаний Socotec Industrie (Франция), Steinbeis Europa Zentrum (Германия), INNOTECH и We Plan (Германия) проекты по созданию систем менеджмента качества.
– Владимир Владимирович, какая сейчас ситуация в области менеджмента качества, как развивается эта сфера?
– Начнем с того, что в развитии этого направления различают два периода: период «менеджмента обнаружения» и последовавший за ним период «менеджмента предупреждения». Менеджмент обнаружения начинает работу по повышению качества лишь после того, как контролер обнаружил несоответствие, брак или дефект готового продукта. При этом далеко не всегда изучаются причины возникновения несоответствия. Со временем эта схема перестала работать, ведь с развитием технологий и повышением сложности устройств производителям потребовалось соответственно увеличивать число контролеров качества, что стало невыгодным для бизнеса. Так появилась идея менеджмента предупреждения: оказалось, что есть возможность предусматривать негативные последствия и влиять на них уже на самых ранних этапах проектирования – как устройства, так и технологии его производства, которая проектируется одновременно с разработкой самого изделия. Это довольно непростой и далеко не очевидный механизм, однако с началом его применения на выходе стали исчезать несоответствия и дефекты. Это и есть достижение «менеджмента предупреждения» – встраивания качества на этапе проектирования и продукции, и производства.
Непростой технологии встраивания качества необходимо обучать. Более того, методы встраивания требуют постоянной тренировки, умения специалиста все время «быть в форме», как если бы речь шла о спортсмене или музыканте. Данная компетенция требует развивать навык постоянного самотренинга. Зачастую абитуриент приходит в вуз с установкой, что знает о качестве все. Задача преподавателя – «вытащить» студента из этого потребительского представления о качестве и научить понимать качество с точки зрения производителя продукции или услуги.
Первым делом студент научается разбиению создаваемой системы на компоненты. К слову, этим занимается и музыкант, разбирая произведение на элементы, которые впоследствии, освоив их в совершенстве, представит слушателю (потребителю), как единый прекрасный продукт, за который потребитель готов заплатить. Если речь идет о гаджете – например, шариковой ручке – то разбить систему на подсистемы и компоненты довольно просто: корпус, пишущий узел, шарик, чернила. И если в итоге при производстве ручек мы с помощью контролера (менеджмент обнаружения) обнаружим брак, то с легкостью отделим несоответствующие компоненты от соответствующих, и только соответствующую продукцию получит потребитель. Но если мы рассмотрим в виде такой системы не гаджет, а услугу, то столкнемся с проблемой – здесь «менеджмент обнаружения» теряет смысл, так как потребитель одновременно является и участником процесса, он сразу «услышит фальшивые ноты» музыканта (производителя). И даже не зная всех технических деталей и несоответствий этой услуги, он, ее потребитель, – одновременно и «страдалец». Таким образом, сфера услуг «обречена» на менеджмент предотвращения. Образование, между прочим, тоже.
– Какие требования предъявляют сегодня работодатели к компетенциям молодых специалистов?
– Будущему профессионалу в области менеджмента качества необходимо быть междисциплинарным специалистом, разбираться и в математике, и в психологии, и в физике, и в биологии, и в других областях знания. В нашей профессии невозможно оставаться только в техническом или гуманитарном поле. Интересная вещь: чем дальше от «железа», тем сложнее математика. Мы можем при проектировании описать гаджет и его компоненты с помощью математических и физических моделей и, впоследствии, измерять и анализировать значения этих величин при завершающем проектировании и производстве. Но формализовать, к примеру, услугу или трансакцию гораздо сложнее: здесь, кроме явных свойств, или, как еще их называют, характеристик, могут появиться латентные (скрытые) переменные – «хорошо-плохо», «быстро-медленно», «мотивация низкая или высокая» и им подобные. Сбор данных, измерение и анализ латентных переменных возможны с помощью статистических методов, зачастую нетривиальных. Однако и с «железом» не все так очевидно. Не решив проблемы ошибок первого рода и второго рода (принять за дефект его отсутствие и наоборот), «мы сами всё разрушим своими же упорными стараниями». Это слова классика менеджмента качества, доктора Эдвардса Деминга. Как быть? Применять в менеджменте качества статистические методы везде, где это возможно. Здесь еще раз повторю тезис о постоянном самотренинге: чтобы в нашей, такой разнообразной и одновременно глубокой, специальности оставаться на современном уровне, этот навык должен быть основным. Как говорил величайший мастер своего дела Сергей Рахманинов: «Если я не занимаюсь один день, то это замечаю только я, если не занимаюсь два дня, это слышат коллеги, если не занимаюсь три – это слышат все».
– Насколько перспективна сегодня профессия специалиста в области менеджмента качества?
– Считаю, что в России эта специальность несколько недооценена, большинство предприятий все еще живет в «эпохе обнаружения» несоответствий. Тем не менее, можно с уверенностью сказать – за нашей профессией будущее. Поэтому уже сейчас специалистам необходимо постоянно развивать свой интеллектуальный потенциал, получать новые компетенции.
– Как в дальнейшем складывается карьера выпускников, где и кем сейчас работают? Можно ли привести примеры конкретных работодателей, заинтересованных в выпускниках ЛЭТИ.

– Выпускники направления «Управление качеством» трудоустроены в самых разных сферах. Например, наш выпускник работает директором по качеству компании «Петрович», руководитель службы качества ПАО «КАМАЗ» – также наша выпускница. В числе работодателей – ОАО «РЖД», X5 Retail Group, АО «Силовые машины», ОАО «Радиоавионика», АО «МАССА-К» и многие другие.
– Что Вы посоветуете будущим абитуриентам, которые планируют изучать в ЛЭТИ управление качеством?
– Наша специальность сродни искусству. С одной стороны, нужно быть широким специалистом (математика, психология, физика), с другой – уметь, при необходимости, остановиться и всерьез погрузиться в ту или иную тему, нужно быть готовым переключаться и погружаться. Чтобы достичь успеха в этой сфере, необходимо иметь внутреннюю мотивацию. «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни» (Конфуций, 551-479 до н.э.).
Советую преодолеть это ужасно скучное выражение «контроль качества». Мне ближе формулировка Эдвардса Деминга: менеджмент качества – это снижение нежелательных вариаций. Реальный мир вынуждает нас жить в условиях помех, постоянно их преодолевая. Понять, что за естественные механизмы тебя окружают, и научиться иметь с ними дело – искусство снижения нежелательных вариаций. Это понятие работает как в сфере производства, услуг, так и в жизни. Наша специальность довольно сложная, но никогда не была и не будет скучной.
Для справки
Обучение по направлению «Управление качеством» в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» реализуется по образовательным программам бакалавриата («Управление качеством в производственно-технологических системах»), магистратуры («Технологии менеджмента качества и проектного управления»), аспирантуры («Управление качеством продукции. Стандартизация. Организация производства», «Региональная и отраслевая экономика»).

Контактное лицо: Дарья Бодак
Компания: СПбГЭТУ "ЛЭТИ"
Добавлен: 22:47, 24.07.2023 Количество просмотров: 161
Страна: Россия


ХГУ подготовил для студентов дайджест новогодних каникул с пользой, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 02:19, 29.12.2024, Россия239
Новогодние каникулы – долгожданное время отдыха, которое студенты Хакасского госуниверситета могут провести с пользой. Пресс-служба вуза предлагает 10 альтернативных идей приятного и полезного времяпровождения.


Медицинские отряды Пироговского Университета — лучшие в Москве, РНИМУ им. Н.И. Пирогова МЗ РФ, 01:54, 29.12.2024, Россия124
«Российские студенческие отряды» — крупнейшая молодежная организация, занимающаяся трудоустройством и развитием потенциала нового поколения в различных сферах.


Заведующий кафедрой судебной медицины имени П.А. Минакова Института биологии и патологии человека Евгений Михайлович Кильдюшов принял участие в двух мероприятиях, прошедших в Твери, РНИМУ им. Н.И. Пирогова МЗ РФ, 01:54, 29.12.2024, Россия121
В Тверском государственном медицинском университете состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы судебной медицины. Юридические аспекты врачебных ошибок». Ее участниками стали аспиранты, ординаторы, студенты, а также экспертное сообщество со всей России.


Пироговский Университет занял первое место среди медицинских вузов России по эффективности реализации молодежной политики и воспитательной деятельности, РНИМУ им. Н.И. Пирогова МЗ РФ, 01:54, 29.12.2024, Россия118
На Всероссийском конгрессе по молодежной политике и воспитательной деятельности были подведены итоги мониторинга организаций высшего образования.


Алтайский ГАУ второй год подряд стал победителем городского конкурса «Хрустальная сказка–2025», ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 01:53, 29.12.2024, Россия38
В ходе конкурса определяется лучшее оформление зданий и территорий учебных заведений в преддверии Нового года


ХГУ: топ-10 значимых событий уходящего года, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 01:53, 29.12.2024, Россия40
Новый год – традиционное время для подведения итогов. Пресс-служба Хакасского госуниверситета подготовила топ-10 событий уходящего года.


25 выпускников первого в Республике Калмыкия образовательного проекта «Школа фермера» получили дипломы государственного образца, Ростовский РФ АО "Россельхозбанк", 17:05, 28.12.2024, Россия177
В Республике Калмыкия завершился первый поток образовательного проекта «Школа фермера» РСХБ. Дипломы и сертификаты государственного образца получили 25 начинающих фермеров.


В преддверии Нового года Алтайский ГАУ провел интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?» для учащихся агроклассов, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 17:00, 28.12.2024, Россия47
На предновогодней неделе учащиеся барнаульской школы № 110, в которой открыт агрокласс Алтайского государственного аграрного университета, приняли участие в игре «Что? Где? Когда?», подготовленной студентами Экономического факультета


Год защитника Отечества: труды учёных ХГУ посвящены героям былых времен, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 17:00, 28.12.2024, Россия48
В следующем году страна отпразднует 80-летие Великой Победы, в связи с чем Президент России Владимир Путин объявил 2025 – Годом защитника Отечества. Тема для Хакасии не только актуальная, но и недостаточно исследованная.


ХГУ одновременно с экспозицией в Риме присоединился к международной выставке, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 23:43, 27.12.2024, Россия151
Выставка комиксов-плакатов познакомит с жизнью, творчеством и произведениями писателя. Международная выставка приурочена к 100-летию со дня смерти Франца Кафки и создана при участии Гёте-Института и Литературного дома Штутгарта. Она проходит по всей Европе и России – от Москвы до Владивостока. Выставка в ХГУ открылась одновременно с экспозицией в Риме.


Сотрудники сервисных локомотивных депо филиала «Красноярский» компании «ЛокоТех-Сервис» прошли плановую проверку знаний, ООО "ЛокоТех-Сервис", 23:40, 27.12.2024, Россия152
Сотрудники сервисных локомотивных депо (СЛД) филиала «Красноярский» компании «ЛокоТех-Сервис» прошли плановую проверку знаний инструкции по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию колесных пар локомотивов и моторвагонного подвижного состава железных дорог.


В Тюмени прошла VI Научная конференция «Университетская клиника», РНИМУ им. Н.И. Пирогова МЗ РФ, 04:02, 27.12.2024, Россия176
Мероприятие объединило на одной площадке академиков, профессоров, ученых и ведущих специалистов различных областей. Главная особенность конференции — ее многопрофильность. Участники обсудили не только вопросы здравоохранения, но и связь общеобразовательных аспектов с медициной.


Студенты Пироговского Университета стали лидерами треков Всероссийского студенческого форума «Твой Ход — 2024», РНИМУ им. Н.И. Пирогова МЗ РФ, 04:02, 27.12.2024, Россия177
19 декабря в Москве состоялась церемония закрытия Всероссийского студенческого форума «Твой Ход — 2024» на базе Национального центра «Россия».


На 19-м Всероссийском конгрессе «СпортМед-2024» состоялась презентация второго издания научно-практического руководства сотрудников Пироговского Университета «Осознанная коррекция сколиоза» (ОКS), РНИМУ им. Н.И. Пирогова МЗ РФ, 04:00, 27.12.2024, Россия172
Совместный труд коллектива кафедры реабилитации, спортивной медицины и физической культуры РНИМУ им. Н.П. Пирогова Минздрава России вышел в свет при поддержке Российской ассоциации по спортивной медицине и реабилитации больных и инвалидов (РАСМИРБИ).


Состоялась VIII Всероссийская олимпиада по ЭКГ имени Виктора Алексеевича Люсова «Золотой стетоскоп», РНИМУ им. Н.И. Пирогова МЗ РФ, 04:00, 27.12.2024, Россия173
11 декабря на базе Городской клинической больницы № 15 имени О.М. Филатова прошли испытания по электрокардиографии с международным участием. Мероприятие организовано кафедрой госпитальной терапии имени академика П.Е. Лукомского Института клинической медицины, кафедрой скорой и неотложной медицинской помощи факультета дополнительного профессионального образования Пироговского Университета и Медицинским институтом РУДН имени Патриса Лумумбы.


  © 2003-2024 inthepress.ru