|
В России назовут Слово года, в рабочей группе Швыдкой, Варламов, Вяземский и не только
Лидер на рынке учебной и справочной литературы по русскому и иностранным языкам импринт «Лингва» (входит в издательскую группу АСТ), издательство «Мир и Образование», выпускающее словари и справочники по русскому языку, среди них широкоизвестный толковый словарь С. И. Ожегова, и филологический проект «Скворцовские чтения», посвященный памяти выдающегося русского лингвиста Л. И. Скворцова, выберут слово года.
Организаторы отмечают: слово года — это отражение настроений нашего общества и актуальных культурных тенденций. Миссия проекта — популяризация словарей и содействие сохранению и развитию русского языка. Партнеры уверены, что изучение родного языка — это ключ к пониманию культуры и истории.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Впервые слово года было выбрано в Германии в 1970 году, им стало aufmuepfig («бунтарский») — в то время еще хорошо помнили студенческие и молодежные выступления конца 1960-х. Впоследствии выбирать ключевую лингвистическую конструкцию года стали и в других странах. В России, по версии Института русского языка имени А. С. Пушкина, словом 2023 года стала «нейросеть». Портал «Грамота.ру» включил в рейтинг «джипити» или GPT. Масштабного, охватывающего все сферы языка исследования относительно наиболее актуальных и ключевых слов и фраз в России пока не проводилось.
Кирилл Игнатьев, глава импринта «Лингва»:
«Редакция «Лингва» вот уже 23 года выпускает словари по русскому языку и сегодня является лидером в данном сегменте. Так, по данным объединенной розничной сети «Читай-город — Буквоед», в 2023 году доля словарей нашего импринта в объеме продаж всей ниши составила 48%, в январе-мае 2024 года — и 52%. В последнее время мы видим, какой широкий резонанс вызывают различные инициативы по поиску слов года. И нам показалось важным, чтобы в этом процессе приняли участие эксперты: лингвисты, культурологи, журналисты — а также были использованы современные технологии. Такой синтез позволит найти слово, которое оптимально отразит текущие тренды и изменения в языке. В продолжение этого проекта мы совместно с издательством «Мир и Образование» выпустим словарь, отражающий актуальное состояние русского литературного языка».
Василий Подберезняк, директор издательства «Мир и Образование»: «Более 25 лет в издательстве выходит серия «Новые словари», в нее вошли около 20 наименований. В процессе обновления словарей, в том числе словарей Ожегова и Скворцова, проводится работа по анализу новых слов, оценивается актуальность их включения в словарный массив. При этом учитывается отражение общественных настроений и событий, академичность слова, а также укоренившиеся в языке за последние годы термины, характеризующие научно-технические достижения, и широкоупотребительная разговорная лексика. Проект «Слово года» обращает внимание на важность сохранения академичности словарного наследия русского языка и актуальности его развития в изменяющемся мире». Ярослав Скворцов, автор филологического проекта «Скворцовские чтения»: «С течением времени корпус языка существенно меняется, что требует обновления толковых словарей. В нынешнем столетии темп изменений значительно ускорился и продолжает ускоряться. В этой связи возникла идея проводить более оперативные «замеры», позволяющие, в частности, определять слово года — наиболее важный «маркер» современного состояния живого языка. Любая профессиональная группа, объединяющая говорящих по-русски и использующих язык как профессиональный инструмент, имеет право на свое видение самого важного слова наших дней». МЕТОДОЛОГИЯ
Методология выбора слова года основана на сочетании технологий искусственного интеллекта и авторских методов участников рабочей группы.
Ресурсы, на основе которых при помощи искусственного интеллекта формируется база слов за 2024 год:
● посты в социальных сетях; ● топ бестселлеров художественной и нон-фикшн литературы; ● наиболее цитируемые статьи в медиа, веб-материалы; ● словари: Национальный корпус русского языка, «Грамматический словарь новых слов русского языка» Е. А. Гришиной и О. Н. Ляшевской, «Новый частотный словарь русской лексики» О. Н. Ляшевской и С. А. Шарова, «Словарь русской идиоматики. Сочетания слов со значением высокой степени» Г. И. Кустовой. Критерии отбора:
● актуальность — отражение в слове значимых событий, тенденций культурной и социальной жизни; ● популярность — широкое использование слова; ● значение — влияние слова на общество, культуру и русский язык.
В ближайшее время проект «Слово года» назовет IT-партнера, который предоставит свои ИИ-технологии для анализа данных.
Для участия в рабочей группе проекта приглашены эксперты в области русского языка, филологии, культурологии и других гуманитарных дисциплин, представители медиа. Каждый участник представит авторскую методику для выбора слов.
В результате отбора экспертов и работы ИИ организаторы сформируют список слов-финалистов. Далее состоится голосование на медиаплощадках проекта, его результаты и выявят слово года. Претендовать на звание победителя могут и неологизмы, придуманные слова или фразы, демонстрирующие лингвистическую креативность. Они могут возникнуть в социальных сетях, мемах или стать следствием специфических контекстов. РАБОЧАЯ ГРУППА
● Михаил Швыдкой, художественный руководитель Московского театра мюзикла, специальный представитель Президента Российской Федерации по международному и культурному сотрудничеству; ● Алексей Варламов, писатель, публицист, ректор Литературного института имени А. М. Горького; ● Юрий Вяземский, писатель, философ, заведующий кафедрой мировой литературы и культуры МГИМО МИД России, заслуженный работник культуры Российской Федерации, автор и ведущий телеолимпиады «Умницы и умники»; ● Ярослав Скворцов, декан факультета международной журналистики МГИМО МИД России, кандидат социологических наук, автор филологического проекта «Скворцовские чтения»; ● Лидия Малыгина, заведующая кафедрой медиаобеспечения государственных интересов и национальной безопасности ИПНБ РАНХиГС при Президенте РФ, профессор Высшей школы телевидения МГУ имени М. В. Ломоносова, ведущая радиопрограмм «Ликвидация безграмотности», «Говорим Правильно», «Беседы о русском языке», доктор филологических наук; ● Евгения Ларина, директор департамента прикладной литературы издательства АСТ (АСТ нонфикшн); ● Кирилл Игнатьев, глава импринта «Лингва», АСТ нонфикшн; ● Василий Подберезняк, директор издательства «Мир и Образование»; ● Наталия Валуева, главный редактор издательства «Мир и Образование», ведущий редактор «Большого толково-объяснительного словаря русского языка» Л. И. Скворцова; ● Ирина Кукурян, доцент кафедры теории преподавания иностранных языков факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М. В. Ломоносова, кандидат филологических наук; ● Наталья Соловьева, профессор Московского городского университета управления Правительства Москвы имени Ю. М. Лужкова, доктор педагогических наук, кандидат филологических наук, редактор-составитель «Большого толково-объяснительного словаря русского языка» Л. И. Скворцова; ● Нина Афанасьева, заведующая кафедрой русского языка МГИМО МИД России, заместитель главного редактора журнала «Концепт: философия, религия, культура», кандидат педагогических наук; ● Мария Аксенова, российская писательница, издатель, редактор, телеведущая, автор документальных фильмов, правнучка поэта Петра Евдошенко; ● Андрей Щербаков, кандидат филологических наук, доцент Института русского языка имени А. С. Пушкина; ● Мария Аверина, советник при ректорате, руководитель пресс-службы, старший преподаватель Института русского языка имени А. С. Пушкина; ● Наталья Ломыкина, журналист Forbes, литературный критик, старший преподаватель факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, кандидат филологических наук; ● Мария Истомина, редактор отдела «Медиа и культура» делового издания «Ведомости»; ● Евгения Стогова, кандидат филологических наук, корреспондент РБК по теме медиабизнеса и индустрии развлечений; ● Алексей Веселкин, ведущий радиостанции «Маяк», программы «Хочу все знать», заслуженный артист России; ● Андрей Мурашев, руководитель направления социальных партнерских программ ВКонтакте; ● Надя Папудогло, издатель медиа об образовании и воспитании детей «Мел»; ● Кирилл Караваев, основатель и арт-директор проекта SlovoDna.
КЛЮЧЕВЫЕ ЭТАПЫ — 2024
● июль объявление старта проекта
● август объявление лонг-листа — топ-50 слов, потенциальных «победителей» по году
● Московская международная книжная ярмарка объявление шорт-листа — топ-10
● Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fictio№26 объявление Слова года
Информационным партнером акции выступает радиостанция «Маяк», которая в 2024 году отмечает 60-летие. Образовательные программы, в том числе посвященные изучению русского языка, традиционно занимают существенную долю эфира радиостанции. Важной для себя задачей «Маяк» последние пятнадцать лет ставит: делиться Знанием как движущей силой прогресса, заряжать энергией мыслительный процесс для раскрытия новых возможностей каждого, кто включает эфир станции.
Контактное лицо: Наталья
Компания: Эксмо-АСТ
Добавлен: 22:08, 24.07.2024
Количество просмотров: 74
Страна: Россия
«Дома лучше» — акция TEDDY FOOD и магазина CREATICA, TEDDY FOOD и CREATICA, 07:21, 27.11.2024, Россия43 | |
Ко Всемирному дню домашних животных 30 ноября платформа помощи приютским животным TEDDY FOOD и компания по производству дизайнерской мебели CREATICA запускают акцию «Дома лучше». Ее цель — привлечь внимание к проблеме бездомных животных и показать, как каждый может внести свой вклад в их поддержку. |
73% москвичек ждут на День матери подарок-сюрприз, Авито, 07:09, 27.11.2024, Россия17 |
В преддверии Дня матери Авито узнал у жительниц Москвы, поздравляют ли их с этим праздником, что дарят и о каком подарке они мечтают. Оказалось, что семь из десяти опрошенных хотели бы получить сюрприз от своих близких. Большинство обрадовалось бы цветам и путешествию. |
87% жительниц Воронежа ждут на День матери подарок-сюрприз, Авито, 07:09, 27.11.2024, Россия20 |
В преддверии Дня матери Авито узнал у жительниц Воронежа, поздравляют ли их с этим праздником, что дарят и о каком подарке они мечтают. Оказалось, что девять из десяти опрошенных хотели бы получить сюрприз от своих близких. Большинство обрадовалось бы цветам и сладостям. |
|
|