Минпросвещения России: специалисты МГППУ создали игровую программу, которая подготовит дошкольников к возможным опасным ситуациям
Министерство просвещения РФ обратило внимание на возможности игровой фольклорной практики влиять на готовность малышей организованно, без паники действовать в сложных эмоционально напряженных ситуациях, которые в изобилии моделируются в традиционных играх.
Это важно, когда происходит атака БПЛА, террористическая или иная криминальная угроза.
При Первом заместителе Министра просвещения А.В. Бугаеве была создана рабочая группа, которой поручено подготовить для использования в дошкольных учреждениях России программу «Фольклорные игры в детском саду» и методические рекомендации педагогам дошкольного образования для подготовки обучающихся к действиям при совершении или угрозе преступлений террористической направленности.
Целью Программы является развитие способности детей к совместным действиям при любой опасности, в том числе сообразно ситуации противодействия террористической угрозе. Разработка учитывает возрастные особенности дошкольников.
По словам одного из разработчиков программы, доцента кафедры юридической психологии и права факультета "Юридическая психология" МГППУ, Владимира Чернушевича, ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра, и именно поэтому необходимый жизненный опыт лучше всего усваивается детьми в этой форме:
«Программа и методические рекомендации по ее применению разработаны сотрудниками факультета «Юридическая психология» МГППУ на основе многолетней практической экспериментальной работы.
Экспериментальные исследования показали положительное влияние традиционной игры на сплоченность детской группы, способность детей соблюдать правила, регламенты в эмоционально напряженных ситуациях.
За счет этого применение программы «Фольклорные игры в детском саду» позволит сформировать устойчивые речевые модели, краткие инструкции, подаваемые педагогами, в том числе в игровой форме, в случае необходимости обучающимся спрятаться в помещении, эвакуироваться, проследовать в укрытие и так далее, и позволит выработать у детей устойчивую и прогнозируемую реакцию на эти речевые модели, а также даст дополнительную профилактику стрессовых ситуаций у детей».
Программа рассматривается, прежде всего, как способ социально-коммуникативного развития, развития эмоционально-волевого регулирования поведения ребенка. В игре ребенок получает непосредственный опыт управления и владения своими эмоциональными состояниями.
Особое значение владение своими эмоциями и поведением имеет для крайне напряженных ситуаций возникновения реальной опасности, в частности криминального характера.
Фольклорные игры рекомендуется проводить с группой численностью от 10 до 20 человек. Периодичность проведения - не менее одного раза в неделю. Длительность игрового занятия – около 30 минут.
Сопровождать апробацию первого варианта примерной игровой программы поручено разработчикам - факультету «Юридическая психология» МГППУ. По итогам апробации предполагается выпустить более подробные и вариативные документы, учитывающие игровой опыт и этнокультурные особенности различных регионов страны.
Разработчики фольклорной программы и учебного курса по ее освоению также готовят и специалистов, которые изучают более 50 традиционных игр и могут их инициировать не только среди детей, но и среди подростков. Специальность, в которую включена игровая подготовка, - «Педагогика и психология девиантного поведения», с текущего года через портал «Работа в России» принимает на целевое образование абитуриентов со всей страны.
Разработчики: - Теплова Анна Борисовна, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой «Народная художественная культура» ФГБОУ ВО «Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова», доцент кафедры «Юридическая психология и право» факультета «Юридическая психология» МГППУ; - Чернушевич Владимир Анатольевич, заведующий учебно-производственной лабораторией, доцент кафедры «Юридическая психология и право» факультета «Юридическая психология» МГППУ; - Куприянова Екатерина Анатольевна, старший преподаватель кафедры «Юридическая психология и право», психолог учебно-производственной лаборатории факультета «Юридическая психология» МГППУ; - Чупракова Нина Николаевна, старший преподаватель кафедры «Юридическая психология и право» факультета «Юридическая психология» МГППУ.
Связаться с авторами-разработчиками можно, написав им на электронную почту по адресу: folklor@edu.gov.ru или в чат «Играем вместе 2026» в национальном мессенджере MAX.
Молодежная инженерная школа «Импульс» на базе «FoodNet-студии» Алтайского государственного аграрного университета была открыта в октябре 2025 г. Здесь все желающие школьники и студенты Барнаула смогут освоить базовые компетенции 3D-моделирования и реализовать свои научные и творческие проекты в сфере аддитивных технологий.
В преддверии Нового года в Хакасии состоялась традиционная торжественная церемония награждения учащейся и работающей молодёжи. В числе лауреатов премии главы республики – студенты ХГУ: Зарина Джумаева, Артём Попов, Татьяна Опарина.
25 декабря 2025 года состоится церемония торжественного открытия обновленного Детского центра Музеев Московского Кремля в исторической усадьбе Александра Гедеонова на Манежной улице, д.7.
25 декабря 2025 года состоится церемония торжественного открытия обновленного Детского центра Музеев Московского Кремля в исторической усадьбе Александра Гедеонова на Манежной улице, д.7.
23 декабря в Алтайском государственном аграрном университете состоялось расширенное заседание ученого совета Факультета природообустройства, совмещенное с Круглым столом «Современное состояние и перспективы развития мелиоративного комплекса Алтайского края и сопредельных территорий», приуроченного к 45-летию Факультета природообустройства.
Команда туристского клуба «Меридиан» Хакасского госуниверситета заняла седьмое место на чемпионате России по спортивному туризму в дисциплине «маршрут-лыжный». Участники преодолели живописный маршрут по Восточному Саяну и хребту Тункинские гольцы. За 20 дней ребята прошли более 200 километров.
К встрече нового 2026 года здание и сквер перед главным корпусом Алтайского государственного аграрного университета украсились новогодними гирляндами и светоконструкциями
Студенты института филологии и искусств Хакасского госуниверситета Дарья Новопашина, Алина Жулева и Алиса Старцева представили уникальное мобильное приложение «ТекстУм» и тетрадь-тренажёр, которые помогут детям справиться с трудностями воспроизведения и понимания текстов. Руководитель проекта доктор педагогических наук Наталья Кольчикова.
В Алтайском государственном аграрном университете состоялось заседание круглого стола по обсуждению монографии «Россия в средокрестии пространств и времен (опыт синтетического цивилизационного подхода)», Барнаул, 2025.
В школе пос. Комсомольский Павловского района Алтайского края состоялось торжественное открытие агротехнологического класса, созданного Алтайским государственным аграрным университетом совместно с индустриальными партнерами