Проблемы доступа малых предприятий к государственным и муниципальным заказам
Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства начинает серию публикаций, посвященных возможным решениям накопленных противоречий и проблем в сфере законодательства о государственном и муниципальном заказе. Первая публикация посвящена вопросам поддержки малого бизнеса с помощью государственных и муниципальных заказов.
Особенности участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказа регулируются статьей 15 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В соответствии с указанной статьей государственные и муниципальные заказчики обязаны от 10 до 20 процентов общего годового объема поставок, товаров, выполнения работ, оказания услуг размещать у субъектов малого предпринимательства. Указанная квота контрактов не применяется в случае размещения заказа для нужд обороны страны и безопасности государства. Необходимо отметить, что обязанность размещения определенной доли заказов у субъектов малого предпринимательства была распространена на муниципальных заказчиков лишь в 2009 году. Этой же статьей регулируются начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) при размещении заказа. Ранее эта цена варьировалась в пределах от 2 (в случае оказания услуг) до 3 млн. рублей (в случае поставки товаров, выполнения работ). С 2009 года Постановлением Правительства РФ размер лотов для субъектов малого предпринимательства был увеличен в пять раз с 3 млн. до 15 млн. рублей. Размещение заказов у субъектов малого предпринимательства осуществляется в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством РФ. В 2009 году данный перечень был существенно расширен, в него был включен широкий перечень дополнительных позиций. Кризисные явления в экономике России стали дополнительным катализатором расширения участия малого бизнеса в государственных закупках. Государственный заказ на всех уровнях власти был назван одной из приоритетных антикризисных мер поддержки предпринимательского сектора. В связи с этим значительно расширились объемы заказов, предназначенные для размещения у субъектов малого предпринимательства. Как следствие, в 2009 году количество субъектов малого предпринимательства, участвующих в государственных и муниципальных закупках, увеличилось многократно. Тем не менее, отмечают эксперты НИСИПП, несмотря на отмеченные благоприятные тенденции в части поддержки малого предпринимательства посредством государственного и муниципального заказа, существуют вопросы, которые на данный момент остаются без ответа. Вот некоторые из них: 1) Отсутствие эффективного контроля над выполнением установленной квоты по размещению заказа у субъектов малого предпринимательства. 2) Вопрос статистического учета доли малого предпринимательства в государственном и муниципальном заказе. 3) Сложности с официальным подтверждением статуса субъекта малого предпринимательства. 4) Недостаточный уровень использования государственного заказа для поддержки малого предпринимательства. 5) Низкая доступность информации о государственных и муниципальных закупках. 6) Невысокий уровень осведомленности и низкий уровень доверия предпринимателей к государственному и муниципальному заказу. Эксперты НИСИПП предлагают ряд мер, направленных на решение названных проблем и улучшение доступа малых предприятий к государственным и муниципальным заказам. С предлагаемыми мерами, а также с текстом аналитической записки можно ознакомиться на Интернет-сайте Национального института системных исследований проблем предпринимательства.
Автономная некоммерческая организация “Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства” (НИСИПП) создана в 2001 году в целях содействия формированию рыночной экономики и эффективному развитию предпринимательства путем анализа и выработки рекомендаций по развитию благоприятной среды предпринимательства и общей экономической ситуации в целом. Головной офис НИСИПП расположен в Москве.
В мае 2025 года исследовательская компания NeoAnalytics завершила проведение маркетингового исследования российского рынка питьевой и минеральной воды.
«1С-Рарус» совместно с АО «Полиметалл» реализовали проект внедрения «1С:ERP». Новая система позволяет вести централизованный мониторинг 65 производственных показателей. На базе «1С:ERP» автоматизировано 510 рабочих мест. Стандартизация учета и отчетности способствует росту эффективности управления для всех предприятий группы «Полиметалл».
АГРОЭКО при поддержке Axenix завершила масштабный проект по созданию комплексной цифровой стратегии. Проект охватил все направления бизнеса. Реализация стратегии поможет АГРОЭКО ускорить рост и укрепить свои позиции среди лидеров российского АПК.
Результаты тестирования расширяют возможности использования российских СХД в защищенных инфраструктурах, соответствующих требованиям регуляторов. Обе компании продолжат развивать сотрудничество для создания комплексных отечественных решений в области хранения и обработки данных.
Компания Linx Cloud объявляет о запуске облачной платформы на базе OpenStack в опытно-промышленную эксплуатацию. Этот шаг позволит облачному провайдеру предлагать заказчикам надежную импортонезависимую ИТ-инфраструктуру
Компания «Траектория Технологий» разработала и развернула программный комплекс IMS для работы с инцидентами, возникающими при предоставлении клиентам услуг размещения оборудования.
Нейросети и искусственный интеллект уже прочно вошли в нашу жизнь. Мы видим их в смартфонах, которые распознают лица, в приложениях, которые переводят текст, в играх, где компьютер играет как живой соперник.
ГК «Юнайт» запустила бесплатные цифровые сервисы для оценки потенциала капитализации российских компаний. Новые онлайн-инструменты позволят бизнесу самостоятельно оценить возможности улучшения финансовых показателей за счет нематериальных активов.
В центре обработки данных (ЦОД) Госкорпорации Ростех установлена новая высокопроизводительная отечественная ферма межсетевых экранов класса NGFW. Она направлена на защиту автоматизированных систем и позволяет ограничить доступ к сетевым сегментам или отдельным хостам на основе задаваемых администратором правил.
Новосибирская Группа компаний SKY GROUP укрепила свои позиции в Едином реестре застройщиков (ЕРЗ.РФ), поднявшись на 38 пунктов и войдя в топ-300 крупнейших девелоперских компаний страны.
Разработчик карьерной платформы Changellenge перешел на систему кадрового ЭДО HRlink, выбрав сервис за стабильную техническую поддержку, удобную интеграцию с «1С» и инструменты для работы с распределенными командами.
Группа компаний SIMETRA выполнила проект в области транспортного планирования и разработала транспортную модель города Ульяновска. Цифровая модель обеспечит эффективность при принятии решений, связанных с инфраструктурными проектами, а также необходимую гибкость при управлении дорожным движением в городе.
Пройденная ресертификация «Совместимо! Система программ 1С:Предприятие» гарантирует пользователям качество разработки «1С:ERP Управление птицеводческим предприятием» редакции 2.5. Система совместима с другими решениями на платформе «1С:Предприятие».
В I полугодии 2025 года пользователи ЕДИНОГО ЦУПИС совершили порядка 7,5 млн транзакций по выводу выигрышей от букмекерских контор на Кошелек ЦУПИС и цифровую карту. Это в 2 раза больше аналогичного показателя 2024 года.
Провайдер коммуникационных сервисов «Телфин» расширяет функциональные возможности решения «Оценка звонков» для повышения эффективности анализа телефонных разговоров по каждому сотруднику и роста уровня сервиса в компании.