После «ночи длинных ковшей» у малого бизнеса не осталось альтернатив для размещения в центре
Оказалось, что уровень арендных ставок для помещений стрит-ритейла в центре Москвы и даже в спальных районах может оказаться «неподъемным» для предпринимателей. Реальных альтернатив для размещения у них остается немного – дорогие торговые коридоры, стрит-ритейл на «неторговых» улицах, коммерческие помещения в жилых комплексах им чаще всего «не по карману и не по статусу». Специалисты Отдела коммерческой недвижимости Est-a-Tet рассмотрели варианты размещения торговых операторов в центре Москвы и за пределами ТТК с точки зрения малого и среднего бизнеса: 1. Торговые коридоры в центре В дорогих торговых коридорах на Тверской улице, в Столешниковом переулке, на улице Большая Дмитровка, на Пятницкой улице арендные ставки колеблются от 55 до 70 тыс. руб./кв. м в год. Для помещений площадью до 50 кв. м цены могут доходить до 130 тыс. руб./кв. м в год. Некоторые собственники сохраняют даже долларовые ставки – на уровне 2 000 долл./кв. м в год. Для малого бизнеса такие арендные ставки просто «неподъемны», «потянуть» их в состоянии только сетевые операторы, например, салоны связи. Вакантность площадей в сегменте дорогих торговых коридоров в центре Москвы сохраняется в основном за счет больших площадей от 200 кв. м, которые освободили, в том числе зарубежные бренды, ушедшие с российского рынка. Для помещений площадью 50-100 кв. м вакантность стремится к нулю за счет высокого уровня заполнения со стороны сетевых операторов или дорогих бутиков (часы, одежда, ювелирные украшения). В целом вакантность коммерческих помещений в торговых коридорах в центре составляет порядка 15%, до кризиса найти подобное свободное помещение было в принципе непросто. Стоит учитывать, что собственники помещений на дорогих торговых улицах трепетно относятся к «имиджу» своего продукта, поэтому они обращают внимание на направление бизнеса арендатора. Многие из них готовы пожертвовать свой прибылью в текущем периоде и не сдавать площади малым предприятиям с «бюджетным бизнесом», например, овощной лавке, чтобы сохранить высокий статус своих помещений. 2. Стрит-ритейл в центре на «неторговых улицах» Центр столицы довольно неоднороден с точки зрения насыщенности стрит-ритейлом. Так можно найти помещения не в торговых коридорах с более низкой ставкой – от 35 до 50 тыс. руб./кв. м в год, например, на Большой Бронной улице. Однако проходимость таких улиц в разы ниже по сравнению со снесенными торговыми точками у метро, поэтому малый бизнес при таком размещении может просто не окупаться из-за низкого трафика. 3. Помещения в дорогих жилых комплексах в центре Также в центре существует возможность размещения в коммерческих помещениях в новых жилых комплексах, однако учитывая высокий класс новостроек в центре (бизнес+, премиум-и элитный сегмент) малому бизнесу будет практически невозможно «пробиться» в такие помещения. Для создания соответствующей классу объектов инфраструктуры собственники отбирают предприятия премиального сегмента, иначе целевая аудитория размещаемого бизнеса будет просто не совпадать с составом жильцов. При этом арендная ставка в новых жилых проектах в центре составляет порядка 40 тыс. руб./кв. м в год 4. Помещения в новостройках массового сегмента за ТТК Уйти в коммерческие помещения в жилых комплексах массового сегмента малому бизнесу также будет непросто, поскольку помещений требуемого для них формата (не более 20-30 кв. м) в жилых проектах практически не представлено. В жилых комплексах обычно предлагается минимальная нарезка помещений от 50-80 кв. м. Арендная ставка для такого формата варьируется от 15 до 40 до тыс. руб./кв. м в год в зависимости от насыщенности трафика вдоль таких помещений. 5. Помещения в старом жилом фонде в «спальниках» Старый жилой фонд кажется самой приемлемой альтернативной размещения для малого бизнеса. Однако арендные ставки для стрит-ритейла в проходных местах в спальных районах сопоставимы с ценами на объекты в ЦАО вне торговых коридоров за счет насыщенного трафика – на уровне 40 тыс. руб./кв. м в год, а начинаются ставки от от 15 до тыс. руб./кв. м в год для угловых и непроходных помещений. Стрит-ритейл активно перемещается в спальные районы, где чаще всего сосредоточена большая целевая аудитория подобных предприятий. При этом уровень вакантности помещений в старом жилом фонде в спальных районах у метро минимален, найти хороший объект бывает крайне трудно, поскольку с точки зрения стрит-ритейла там наиболее насыщенная покупательская среда. «В снесенных павильонах и торговых точках у метро размещались преимущественно предприятия малого и среднего бизнеса – магазины с продуктами и бытовыми товарами, еда на вынос и т. д. Реже это были сетевые операторы – в основном салоны связи и общепит. Сильней всего после “ночи длинных ковшей” пострадал, безусловно, малый бизнес, для которого в центре Москвы, просто не существует альтернативных вариантов размещения. Единственный способ сохранить свой бизнес для таких арендаторов – это искать помещения в густонаселенных спальных районах за ТТК, однако и в таком случае им придется столкнуться с трудностями», – комментирует Елена Мишина, руководитель Отдела коммерческой недвижимости Est-a-Tet.
Контактное лицо: Пресс-служба
Компания: Est-a-Tet
Добавлен: 09:05, 16.05.2016
Количество просмотров: 643
Страна: Россия
Комитет государственного строительного надзора города Москвы (Мосгосстройнадзор) выдал разрешение на строительство второй очереди одного из самых масштабных проектов на юге Москвы - жилого квартала Первый Нагатинский.
Девелопер West Wind Group объявил о старте продаж в своем новом объекте, в котором сейчас идут ремонтные работы. Это БЦ «ВАРСТ» рядом со станцией метро «Марьина роща».
В Уфе состоялся бизнес-завтрак Ассоциации застройщиков Республики Башкортостан, в рамках которого исполнительный директор Клуба инвесторов Москвы Владислав Преображенский поделился опытом работы и лучшими практиками столичных девелоперов.
Федеральный девелопер ФСК Регион, входящий в структуру ГК ФСК, примет участие в третьем Фестивале недвижимости, где подарит посетителям большие скидки и эксклюзивные подарки.
Необходимо создать реестр рекомендуемых символов в архитектуре и оформлении общественных пространств, отражающих исторические достижений и направления развития России и ее многоконфессионального народа. Об этом заявил исполнительный директор Клуба инвесторов Москвы Владислав Преображенский в рамках II Международного симпозиума «Создавая будущее» на площадке Национального центра «Россия».
Порядка 80% покупателей новостроек в Москве регулярно занимаются спортом, посчитали аналитики компании «Метриум». Среди проектов с самой развитой спортивной инфраструктурой эксперты выделяют «Клубный город на реке Primavera», который реализует девелопер “Стадион “Спартак”.
Прайм Лайф выступил информационным партнером благотворительного «Доброго забега Совкомбанк». Ролики о мероприятии были размещены на медиафасадах офиса продаж ЖК Первый Нагатинский.
За 3,5 года импортозамещения российские мебельные компании заняли место многих ушедших брендов, а девелоперы обозначили для себя приоритеты в работе с отечественными поставщиками. Основные из них перечислили специалисты мебельной компании Monze.
Компания «Аеон Девелопмент» и АНО «Креативная экономика» заключили соглашение о сотрудничестве, направленное на развитие и популяризацию креативных индустрий в России.
Бизнес-центр девелопера West Wind Group, расположенный в Хохловском переулке Москвы, получит уровень «Золото». Редевелопмент здания ведется в соответствии с принципами ESG повестки — от архитектурных решений до нюансов будущей эксплуатации.
В лофт-квартале на «Тульской» решения, которые ранее были предназначены только для пользователей сервисных офисов, расширены на всех резидентов, включая тех, кто арендует помещения по классической схеме.
Директор «Жилфонда» Александр Чернокульский рассказал, почему наиболее выгодной и логичной покупкой для рынка недвижимости 2025 года стали квартиры в домах, возведенных 5-10 лет назад.
На заседании Коллегии Совета при Национальном центре «Россия» по разработке и продвижению нового российского стиля представлен проект «дымковской» детской площадки нового поколения.
В настоящее время Строительно-монтажная компания «ЭСТЕРА» ведет строительство гостиничного комплекса в городском округе Мытищи, в районе Северной «ТЭЦ». Для оснащения нового здания гостиницы приборами учета расхода тепловой энергии и воды компания закупила ультразвуковые теплосчетчики СТ-17У и универсальные счетчики воды УВС-15 производства мытищинской компании ООО «Водомер».