|
Как научиться понимать друг друга…
В 2018 году в городе Ельце Липецкой области реализуется новый социальный проект – «Руки помощи», направленный на улучшение качества жизни глухих и слабослышащих жителей города. В течение семи месяцев группа из 20 слышащих будет обучаться теоретическим и практическим основам русского жестового языка (РЖЯ) и навыкам перевода.
Программа осуществляется по инициативе Межрегионального общественного благотворительного фонда «Качество жизни» при поддержке предприятия «Дж.Т.И. Елец», а также при содействии Администрации города Елец. Партнеры проекта – Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Региональная общественная организация «Объединения переводчиков жестового языка» и Научно-методический центр социально-педагогических проблем образования глухих и жестового языка им. Г.Л. Зайцевой (г. Москва).
В настоящее время на территории России проживают 145 тысяч человек, общающихся на жестовом языке. При этом переводчиков жестового языка всего лишь около тысячи вместо необходимых восьми. В Ельце ситуация примерно такая же: на 200 глухих один единственный переводчик – Елена Дудина. «Начинались занятия очень тяжело, слышащим непривычно учить язык в абсолютной тишине, без слов. Но, несмотря на все сложности, слушатели настроены очень позитивно, с энтузиазмом погружаются в учебу, стараются прочувствовать этот мир глухих, ведь важно не просто научиться говорить, но еще и понять особенности мышления собеседника. Негласные правила общения глухих должны стать такими же естественными для слышащих, как и для тех, кто с рождения живет в беззвучном мире», – делится впечатлениями Елена.
В состав учебной группы вошли представители Елецкого местного отделения Всероссийского общества глухих, преподаватели ЕГУ им. И.А. Бунина и сотрудники Елецкого городского отдела ОБУ УМФЦ Липецкой области. Всех слушателей объединяет одна цель – стереть границы между миром слышащих и глухих, жить без коммуникативных барьеров.
Курс обучения рассчитан на 7 месяцев с перерывом на каникулы в июле и августе. Один раз в месяц для слушателей проводятся интенсивные занятия, которые ведут два преподавателя, один из которых – глухой носитель русского жестового языка. Ученики совсем не пользуются голосом во время занятий. Уникальность методики преподавания заключается в использовании «прямого» или «беспереводного» метода обучения, что позволяет быстрее «погрузиться» в изучаемый язык, прочувствовать все тонкости общения глухих людей. Много времени уделяется самостоятельным занятиям и выполнению дистанционных домашних заданий.
«Первые занятия наших слушателей прошли в полной эйфории, несмотря на то, что РЖЯ очень сложный для изучения язык, – рассказывает директор Научно-методического центра социально-педагогических проблем образования глухих и жестового языка им. Г.Л. Зайцевой, доцент МГЛУ, член Совета Всемирной ассоциации переводчиков жестового языка Анна Комарова. – Конечно, многие немного боялись остаться один на один с глухим преподавателем, но все страхи прошли, как только они научились ориентироваться не на слух, а на зрение. Уже сейчас заметны успехи учеников, и нет никаких сомнений, что они смогут свободно объясняться с глухими».
Русский жестовый язык – полноценная самостоятельная лингвистическая система, один из старейших жестовых языков в мире. Он отличается от русского языка примерно так же, как английский или французский. У него своя грамматика и правила, свой порядок слов. Например, определение идет после существительного, а отрицание «не» ставится после глагола. Активный словарь насчитывает не менее 15 тысяч жестов, не считая диалекты и слэнг.
За первые два месяца слушатели уже освоили дактильную азбуку, а также основные жесты, которые используются при бытовом общении. Первое необычное домашнее задание для слушателей – рассказать четверостишие при помощи дактильной азбуки, записав его на видео. Но уже скоро ученикам предстоит серьезная проверка «в поле»: они отправятся на экскурсию вместе с группой глухих ельчан в качестве переводчиков жестового языка.
«В любом общении главное – взаимное уважение и желание быть понятым. Не страшно ошибиться, переспросить, прибегнуть к записи непонятного слова или другим возможным формам коммуникации глухих. Ведь только через общение с человеком на его родном языке можно установить с ним тесный контакт, завоевать его доверие и расположение. Благодаря неизменной поддержке предприятия «Дж.Т.И. Елец», мы не просто снимаем социальные барьеры, мы прокладываем невидимый мостик, связывающий два параллельных мира – глухих и слышащих, помогая им гармонично сосуществовать», – рассказывает Елена Голубева, руководитель программы «Руки помощи» Благотворительного фонда «Качество жизни».
О МОБФ «Качество жизни»
Межрегиональный общественный благотворительный фонд «Качество жизни» основан в 2000 году. Фонд реализует социальные программы и проекты научно-исследовательского и практического характера, направленные на оказание помощи социально-незащищенным категориям граждан и повышение качества их жизни.
Приоритетными направлениями деятельности организации являются: содействие адаптации представителей старшего поколения в социальной среде и адресная помощь пожилым людям, оказавшимся в непростой жизненной ситуации; медико-социальная реабилитация и интеграция в общество взрослых и детей с ограниченными возможностями здоровья и поддержка их семей; профессиональная реабилитация и содействие трудоустройству людей с инвалидностью на открытом рынке труда.
Контактное лицо: Мария Сергачева
Компания: МОБФ "Качество жизни"
Добавлен: 00:57, 12.05.2018
Количество просмотров: 467
Страна: Россия
Более 5000 человек стали обладателями «Карты гражданина Молдовы в РФ» с доступом к соцуслугам, безлимитной мобильной связи, юридической поддержке и репатриации., Культурно-образовательный центр Молдовы, 05:38, 28.01.2025, Россия90 |
Социальную программу для поддержки граждан Молдовы в России запустили в октябре прошлого года. Именная пластиковая карта с уникальным ID открывает доступ к бесплатной телемедицине, неограниченной сотовой связи с родными, участию в деловом сообществе, культурных и образовательных мероприятиях национального центра, а также к посмертной репатриации на родину. |
В Карелии начинается реализация проекта «Отраслевая смена «Каникулы.Пром», Физическое лицо, 05:30, 28.01.2025, Россия70 | |
Основной целью проекта является, содействие профессиональному самоопределению обучающихся старших классов общеобразовательных учреждений Республики Карелия, через создание студенческой профориентационной бригады техникума и проведение профориентационных мероприятий в 2025 году. |
Выпускница «Школы фермера» в Ростовской области получила грант на развитие агротуризма, Ростовский РФ АО "Россельхозбанк", 05:17, 28.01.2025, Россия62 | |
Лучшая выпускница четвертой волны всероссийского образовательного проекта «Школа фермера» из Ростовской области получила грант для развития своего проекта. 17 января 2025 года в торжественной церемонии вручения сертификата участвовали заместитель губернатора, министр сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области Константин Рачаловский, ректор ДонГАУ Владимир Фёдоров, директор Ростовского филиала Россельхозбанка Лариса Туишева. |
ТГУ стал ещё «зелёнее», Тольяттинский государственный университет, 05:16, 28.01.2025, Россия61 | |
По итогам 2024 года Тольяттинский государственный университет значительно улучшил свои позиции во всемирном рейтинге экологической устойчивости университетов мира UI GreenMetric. |
Объявлены финалисты проекта «Родники.Дети», Благотворительный Фонд "Равенство возможностей", 05:15, 28.01.2025, Россия59 | |
20 января подведены итоги второго песенного конкурса «Родники.Дети». Его финалистами стали исполнители и авторы-исполнители детских песен со всей России в трех возрастных категориях от 7 до 17 лет, а также авторы песен для детей любого возраста. К участию в проекте были приглашены представители 89 российских регионов. |
|
|